Отношения с Османской империей. Каспийский поход
Крымское ханство (вассал Османской империи) было традиционным противником Московского государства на южных рубежах. В 1687 и 1689 гг. русская армия под командованием боярина князя В.В. Голицына совершила походы в Крым, но они закончились неудачно. Для Петра I крымцы были не только беспокойным и агрессивным соседом, но и препятствием на пути к берегам Черного моря.
Весной 1695 г. русские отряды, возглавляемые Ф. Лефортом и П. Гордоном, двинулись на турецкую крепость Азов. К армии присоединился царь, и в июле 1695 г. началась осада города. Однако слабая подготовка войск и отсутствие флота привели к тому, что в октябре Петру I пришлось отступить. В феврале 1696 г. на верфях Воронежа началось строительство первого российского флота. В апреле сухопутные силы и корабли двинулись во второй азовский поход. В июле 1696 г. турецкий гарнизон Азова сдался. Чтобы закрепиться на побережье Азовского моря, неподалеку было начато строительство еще одной крепости -- Таганрога.
Для того чтобы добиться выхода к Черному морю, Россия нуждалась в союзниках. Однако в ходе Великого посольства 1697 -- 1698 гг. выяснилось, что создать антитурецкую коалицию не удастся. 3 июля 1700 г. думный дьяк Е.И. Украинцев подписал с Османской империей Константинопольское перемирие на 30 лет.
В 1710 г. под влиянием западной дипломатии Османская империя объявила России войну. Успех под Полтавой укрепил веру Петра в силу русского оружия, и он решил нанести превентивный удар. Царь рассчитывал на поддержку валашского и молдавского государей, «христианские народы» которых он шел освобождать от турецкого ига. Однако Прутский поход оказался неудачным - в июле 1711 г., не получив обещанной помощи, русские войска оказались окружены многократно превосходящими силами противника на р. Прут. Лишь мужество и боевая подготовка русской армии, мощный огонь ее артиллерии, позволили Петру I с минимальными потерями выйти из этой катастрофической ситуации. 12 июля 1711 г. Россия и Османская империя подписали Прутский мир. Турции был возвращен Азов и северное Приазовье.
Ослабленная внутренней борьбой за власть Персия представляла интерес как для России, так и для Турции. Петр надеялся превратить Россию в главную торговую артерию европейско-азиатской торговли на Балтийском и Каспийском морях через Волгу. В 1703 г. началось строительство Вышневолоцкого канала, соединяющего Балтику с Каспием. В июле 1722 г. русские сухопутные войска пришли на кораблях из Астрахани к устью Терека. Был взят Дербент и несколько городов на побережье Каспийского моря. В это время Турция захватила Грузию. В сентябре 1723 г. подписан Петербургский договор, согласно которому Персия уступала России все западное и южное побережье Каспийского моря с городами Баку, Ленкорань и Решт. По Константинопольскому договору 1724 г. за Российской империей оставались приобретенные ею территории на Каспии, за Турцией -- завоевания на Кавказе.
Общественная мысль
Преобразования петровской эпохи не могли не произвести изменений в общественном сознании. Усилившиеся контакты с Европой способствовали проникновению в русское образованное общество гуманизма и рационализма. Именно в это время в России стали известны сочинения Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, Р. Декарта, Т. Гоббса и др.
Разрабатывалась теория абсолютизма, с прогрессом которого связывалась судьба общественного развития России. Водоразделом в идейных спорах этой эпохи стали поддержка или неприятие самодержавия и преобразований. Последователи реформ были и убежденными сторонниками сильной власти. Крупнейшим идеологом этого направления был архиепископ Феофан Прокопович, обосновавший в «Духовном регламенте» и «Правде воли монаршей» право монарха на неограниченную власть и приоритет светской власти над церковной.
В общественное сознание все больше проникали идеи о необходимости просвещения. Публицист И. Т. Посошков в сочинении «Книга о скудости и богатстве» писал, что образование должны получать все сословия.
Взгляды передовых людей петровского времени отражали социальные изменения, происходящие в обществе. На человека теперь смотрели как на активно действующую личность, ценность которой определяется «через служение государственному интересу», а не по богатству и знатности предков. В изданной в 1722 г. Петром I «Табели о рангах», подчеркивалось, что «…никто, даже из знатных дворян, не получит никаких чинов, пока они Нам (императору) и Отечеству никаких услуг не окажут».
Образование и просвещение
В первой четверти XVIII в. в России происходило расширение сети учебных заведений. В 1701 г. начали свою работу Навигацкая и Артиллерийская школы; в 1707 г. -- Медицинское училище; в 1712 г. -- Инженерная школа; в 1714 г. -- цифирные школы в губерниях (к концу первой четверти ХVIII в. таких школ было открыто 42, а обучалось в них 2 тыс. детей). Кроме того, дети духовенства учились в 46 епархиальных школах; дети солдат -- в гарнизонных; а при металлургических мануфактурах на Урале и в Олонецком крае правительство впервые в России организовало горные школы.
Характерно для образования в эту эпоху преобладание точных наук, а также стремление правительства держать под контролем качество получаемых знаний (см., например, Указ 1714 г., запрещавший дворянским "недорослям" жениться без соответствующего «образовательного ценза»). С расширением сети учебных заведений связано появление разнообразной учебной литературы, в том числе знаменитой «Арифметики» Л. Магницкого (1703 г.), содержавшей наиболее полные для того времени сведения по всем разделам математики и связанных с ней прикладных наук. Книга Магницкого служила основным учебным пособием по математике более полувека; по ней позднее занимался юный Михаил Ломоносов.
Возникали в эту эпоху и первые научные учреждения. Так уже в 1698 г. началось создание коллекции первого российского музея - Кунсткамеры, а в 1719 г. она открылась для свободного посещения. Важнейшим шагом к развитию национальной науки и обеспечению государства просвещенными людьми должно было стать основание российской Академии наук. Петр I подписал указ о создании Академии в 1718 г., но начала она свою работу только в 1725 г. уже после смерти императора. Так как в России не было собственных ученых, профессора, как и другие необходимые молодой империи специалисты, нанимались за границей. Важной особенностью этого учреждения являлось то, что при ней планировалось создание учебных заведений - академического университета и академической гимназии. Впрочем, университет так и не был создан, а гимназия не смогла выполнить поставленную перед ней задачу и стать «первым фундаментом наук». Профессора Академии преподавали на немецком языке, ученики не понимали их и к концу учебного года чаще всего отчислялись из гимназии «за полной неспособностью к науке».
Наука и техника
Бурные социально-экономические процессы в русской жизни петровской эпохи не могли не сказаться на успехах отечественной науки, особенно политической и экономической географии, истории, этнографии, отчасти -- экономической теории. Эти успехи проявились в организации экспедиций В. Атласова, Д. Мессершмидта и В. Беринга; создании при участии Петра I «Гистория Свейской войны», появлении трудов выдающегося экономиста И.Т. Посошкова.
Возникали в эту эпоху и первые научные учреждения. Так, уже в 1698 г. началось создание коллекции первого российского музея - Кунсткамеры, а в 1719 г. она открылась для свободного посещения. Важнейшим шагом к развитию национальной науки и обеспечению государства просвещенными людьми должно было стать основание российской Академии наук. Петр I подписал указ о создании Академии в 1718 г., но начала она свою работу только в 1725 г. уже после смерти императора. Так как в России не было собственных ученых, профессора, как и другие необходимые молодой империи специалисты, нанимались за границей. Российская Академия наук имела, в отличие от западноевропейских, твердый государственный бюджет, так как распространение просвещения, по замыслам Петра Великого, являлось государственным делом.
В это время развивается типографское дело, и с 1708 г. осуществляется переход на новый («гражданский») шрифт; с 1702 г. выходит первая русская печатная газета - «Ведомости». При Кунсткамере и Академии наук открываются первые публичные библиотеки. Несомненным плюсом было расширение культурных связей с Западной Европой, чему способствовала и отправка за границу русских «волонтеров» (всего свыше 1 тыс. чел.) и приглашение на службу в России иностранцев, хорошо знавших науки и ремесла.
Литература
Введение Петром I в 1708 г. «гражданского» алфавита и его дальнейшее упрощение, проведенное в 1730-е гг. Академией наук, укрепило светский язык, активизировало книгоиздательскую деятельность, способствовало распространению грамотности и интереса к литературным произведениям.
В петровскую эпоху сохраняются традиционные литературные жанры, но в них появляются новые сюжеты, герои, выражаются новые идеи:
В жанре бытовой повести ярким примером подобных процессов можно считать «Гишторию о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли». Данное произведение отражает те идеи, что стали символом эпохи, повествуя, как дорога к власти открывается незнатным, но талантливым людям.
Петровский дипломат, один из просвещеннейших людей своего времени Антиох Кантемир создал такие сатирические произведения как «Куму своему», «Филарет и Евгений», также писал он оды и басни. В эпиграммах Кантемир высмеивал, прежде всего, лень и непросвещенность, что тоже является характерным знаком времени.
К абсолютно новым явлениям русской литературы можно отнести любовную лирику, получившую распространение под влиянием французской «галантной поэзии».
Первую оду (торжественное, прославляющее произведение) написал В.К. Тредиаковский, бывший не только поэтом и писателем, но и реформатором русского языка - его перу принадлежат учебник по теории поэзии и одни из первых литературно-критических работ.
В устном народном творчестве появились произведения о Петре I (известно более 200, в которых предстает героический образ Петра). В песнях-жалобах отражались обстоятельства нового времени - тяготы рекрутской и крепостной жизни.
Архитектура
Господствующим архитектурным стилем на протяжении практически всего XVIII в. являлось барокко. В Россию барочные традиции пришли вместе с другими петровскими новшествами.
В любимом детище императора Петра I -- Санкт-Петербурге -- иностранные и русские мастера (Д. Трезини, Ж.В. Леблон, Браунштейн, В. Туволков, Б.К. Растрелли, А.К. Нартов, А.Ф. и И.Ф. Зубовы, А. Матвеев, братья И. и Р. Никитины и др.) внедряли новые принципы градостроительства. Принцип регулярности построек впервые был применен при проектировании и строительстве Санкт-Петербурга. Для администрирования и организации строительных работ была создана Канцелярия городовых дел.
Под руководством Д. Трезини и М.Г. Земцова были построены: Собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий, здание Кунсткамеры (совместно с архитекторами Г. Маттарнови, Н. Гербелем, Г. Кьявери), созданы дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. В первой четверти XVIII в. закладывались здания Гостиного двора, Биржи, Адмиралтейства и Кунсткамеры.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10