Рефераты. Развитие стран средней Азии после распада СССР

Развитие стран средней Азии после распада СССР

Развитие стран средней Азии после распада СССР

Содержание

Введение

1. Процесс распада СССР

1.1 Причины и факторы распада СССР

2. Особенности развития стран средней Азии после распада СССР

2.1 Казахстан

2.2 Туркменистан

2.3 Киргизия

2.4 Узбекистан

2.5 Таджикистан

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в.

СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась по национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов.

Сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий.

Первая причина содержится в самой Конституции, которая давала право на свободный выход из состава СССР. Вторая - кризис в конце 80-х - начале 90-х. Не выдержав испытания жесточайшим кризисом, республики хотели выйти из состава СССР. По мере ослабления центра власть начала «протекать» на нижние этажи - в союзные и автономные республики. Шел процесс соперничества Ельцина и Горбачева за лидерство. Третьей причиной распада стал «план автономизации».

Провозглашение независимости в конце 1991 года потребовало от правящих элит в государствах Средней Азии проведения ряда мер по закреплению и легитимизации собственного положения, поддержанию жизнеспособности экономики и социальной системы, замены коммунистической идеологии национальной, определению своего места в мировом сообществе. Осуществление всех этих мер предполагалось проводить на основе "отъединения" от России. С этой целью вводились национальные языки, собственная валюта, проводился курс на ограничение кооперационных связей с Россией, на прямой выход со своей продукцией на мировой рынок, а также на вступление в различные международные организации, такие, как ООН, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Исламская конференция (ОИК), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ВТО и другие.

Цель курсовой работы: исследовать культурное развитие стран средней Азии после распада СССР.

Объект исследования: процесс развития стран средней Азии после распада СССР.

Предмет исследования: особенности развития стран средней Азии их взаимоотношений после распада СССР.

Задачи:

- охарактеризовать причины и факторы распада СССР;

- дать характеристику странам средней Азии;

- проанализировать особенности культурного развития стран средней

Азии после распада СССР

Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Процесс распада СССР

1.1 Причины и факторы распада СССР

Геополитическое пространство, именуемое Российской империей, а с 1922 г. - Союзом Советских Социалистических Республик, формировалось более тысячи лет - с IX по XX в.

Особенности Российской империи (СССР) как государства таковы:

-Многонациональность. С древности русские княжества, в том числе Московское, формировались как славяно-финно-тюркская общность. Сами русские являются сплавом славян и финских племен.

-Веротерпимость, унаследованная от Византии вместе с православием. В России присутствовали все мировые религии, при преобладании православия.

-Территориальная экспансия. Вплоть до 40-х гг. XX в. государство Российское постоянно росло. С начала царствования Ивана Грозного до Первой мировой войны Россия прирастала по 14 кв. км в день .

- Высокая степень централизации управления. Россию объединяла мощная авторитарная власть великих князей, царей, императоров, генеральных секретарей коммунистической партии.

Россия всегда состояла из территорий, разнородных по уровню социально-экономического и культурного развития, по административному статусу, этнической принадлежности населения.

Поборов центробежные силы, коммунистические власти оставили почву для их реинкарнации. Государство из унитарного стало федеративным, но при этом в конституцию был заложен разрушительный для федерации принцип самоопределения наций. В ст. 4 Конституции СССР 1924 г. было записано: "За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза". Это право, подтвержденное конституциями 1936 и 1977 гг., было обусловлено согласием всех республик, входивших в федерацию, лишь в конституции 1924 г.

В практике национально-государственного строительства советское руководство часто нарушало другой принцип федерализма, записанный в конституции, - согласие союзных республик на изменение их территорий. Союзное руководство часто меняло статус и границы субъектов федерации, не считаясь с волей народов, создавая почву для будущих конфликтов. Так были созданы этнические проблемы Северного Казахстана, Крыма, Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Северного Кавказа, Ферганской долины.

Построение федеративного государства на основе национального самоопределения заложило под СССР еще одну мину замедленного действия - неравноправие субъектов федерации и деление народов на титульные (имеющие свои национальные территории) и нетитульные. Несимметричность федерации привела к тому, что титульные народы жили в федерации, а русские жили в унитарном государстве. [6, с.8]

В союзных республиках в 1960 - 80-е гг. шел процесс формирования национальных культурно-политических элит и укрепления национальных экономик. Русская политическая элита была сосредоточена в союзных органах. РСФСР же имела усеченный набор органов управления, так как некоторые ведомства совмещались с союзными. В России не было даже своей компартии. При Брежневе сформировались местные элиты и ослаблена центральная власть, развивается сепаратизм. Это ущемляло российскую политическую элиту, создавало комплекс второсортности.

Причиной недовольства русского населения служило также непропорциональное формирование и распределение средств союзного бюджета в пользу беднейших среднеазиатских и фрондирующих Прибалтийских республик.

Следовательно, центробежные силы в СССР существовали, основу их составляли:

-этнокультурная разнородность населения;

-национально-территориальный принцип самоопределения народов;

- произвол союзных властей в национально-государственном строительстве;

- историческая память (мифология) о былой независимости;

-рост экономического потенциала и самостоятельности республик;

- процесс формирования национальных культурно-политических элит;

- "замороженные" этнополитические конфликты.

Эти дремавшие силы проснулись сразу же, как только ослабели тиски авторитарного советского государства.

Национализм проявился прежде всего в идеологии. Демократизация, политика гласности разбудили и националистическую составляющую общественной жизни. Сначала - в виде критики национальной политики КПСС в прошлом и настоящем, затем - в образовании респуб ликанских народных фронтов - "Руха" на Украине, "Саюдиса" - в Литве, Партии национальной независимости Грузии, Комитета "Карабах" в Армении и т.д., поставивших себе целью борьбу за восстановление независимости. В 1989 - 1990 гг. они пришли в власти в большинстве республик, исключая центральноазиатские.

Лидером национальной оппозиции советской власти стала интеллигенция. Движение ее режиссировалось и финансировалось местными мафиозными кланами и западными спецслужбами под видом помощи демократии. Интернационализм как часть социалистической идеологии был дискредитирован. Господствующей стала идея национального эгоизма. Суть пропаганды была проста - для того, чтобы хорошо жить, нужно избавиться от СССР вместе с русскими оккупантами, КПСС и советской бюрократией. Русские националисты, наоборот, требовали избавиться от кровососов-инородцев.

В 90-е годы центробежные силы перешли в Центральную Азию. Идут серьезные попытки «пан-тюркизма». В новых элитах - кризис идентичности: нужны новые системы. Падает уровень лигитимности. Легитимность означает признание населением данной власти, её права управлять. Легитимность -- это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти. В данном случае идет снижение лигитимности. Народы Центральной Азии не согласны подчиняться центральной власти, считая её не справедливой, не авторитетной, а существующий порядок не приемлемым..

Идет конструирование национальной идеологии, проявляется имперская идеология. В Центральной Азии произошел скачок в сторону ислама. Понижение русского языка, казахи переходят на латинизм. Русскому населению стало трудно жить в республиках Центральной Азии.

Произошел взрыв бытового национализма в сочетании с русофобией и антисоветизмом. Все вспомнили старые обиды. В 1988 - 1990 -годы армянских погромов в Сумгаите, Баку, Нагорном Карабахе, столкновений между узбеками и киргизами в Ошской области, между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине, между узбеками и таджиками в Душанбе, между казахами и азербайджанцами в нефтяных районах Казахстана, между русскими и азербайджанцами в нефтеградах Тюменской области, между грузинами и осетинами, между грузинами и абхазами. Вал национальных погромов прокатился по рынкам российских городов. Русским стало трудно жить в Чечне и Прибалтике, лицам "кавказской национальности" - в городах России.[6,с.11]

Проявлением сепаратистских тенденций стала языковая революция 1989 - 1990 гг., когда одна за другой республики приняли законы о государственном языке, которым были объявлены языки титульных наций.

Важным фактором разрушения Союза стал "парад суверенитетов" 1989 - 1990 гг. Начался он с прибалтийских республик в 1989г. Туркменистан принял декларацию о суверенитете 22 августа 1990г, Таджикистан - 22 августа, Казахстан - 25 октября, Киргизия - 15 декабря 1990 г. Лишь Азербайджан и Узбекистан не сделали специальных заявлений о восстановлении суверенитета. Важнейшей, безусловно, является российская декларация, показавшая нежелание нового российского руководства сохранить Союз в прежнем виде и вызвавшая волну подражаний в других союзных и автономных республиках.

Таким образом, к концу 1990 г. стало ясно, что нарушены все принципы федерации и союзный договор 1922 г. не выполняется. Практически все республики заявили о верховенстве своих законов над союзными на своей территории и об изменении своего статуса, все республики стали охранять свои экономические интересы и создали автономные системы распределения продовольственных товаров. Явочным порядком начал меняться и единый социально-политический строй жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.