Рефераты. Развитие стран средней Азии после распада СССР

p align="left">Казахстан имел развитую сеть автодорог - около 100 тыс. км, железных дорог - 15 тыс. км, водный транспорт на Балхаше, Каспийском, Аральском озерах.

Казахстан в советское время был крупнейшим производителем товарного зерна, шерсти, мясопродуктов, хлопка. В ! 950-е гг. во время освоения целинных и залежных земель была заложена основа современного сельского хозяйства республики, работали 2,5 тыс. коллективных хозяйств.

Независимый Казахстан переживает экономический кризис после распада СССР. Падение ВВП здесь обозначилось с 1989 г. и шло до 1995 г., когда показатель ВВП остановился на 56,3 % от уровня 1989 г. На 2003 г. ВВП составил 86 % уровня 1989 г. (прил. 7, табл. 1, 2). Сократилась почти вдвое выработка энергии.

Основные планы выхода Казахстана из кризиса связаны с увеличением продажи нефти, газа и металлов, которые составляют более 80 % стоимости экспорта. Другой внешнеэкономической надеждой Казахстана является участие в трансазиатских транспортных проектах. В 1991 г. была открыта железная дорога, связавшая Казахстан с Китаем, а в 1993 г. - с Ираном и Турцией через Туркменистан.

Затянувшийся экономический кризис обостряет социальные и этнические противоречия, дестабилизирует политическую атмосферу.

Существенной чертой политического климата Казахстана является дискриминация неказахов. Единственным государственным языком считается казахский, хотя наиболее распространенным является русский, он признан лишь языком межнационального общения. Государственные должности без знания казахского языка занять нельзя. Казахи занимают непропорционально большое число государственных и выборных должностей, оттесняют лиц других национальностей от распределения собственности. Распределение должностей зависит зачастую не от деловых качеств, а от родоплеменных связей19. Ущемление других народов выражается в этнической чистке управленческих и силовых структур, в "судебном терроре", в провокациях типа усть-каменогорского дела 1999 г. о русских националистах-террористах, в разрушении памятников, в переименовании русских названий населенных пунктов, в сокращении числа и дискриминации русских учебных и культурных учреждений.

Эмиграция показывает, что, несмотря на уверения руководителей страны об отсутствии других причин для отъезда, кроме экономических, у русских, немцев, украинцев существует опасение за свое будущее и будущее своих детей в независимом Казахстане. Казахстан покинули более 2 млн. русских и полмиллиона немцев. Казахстан покидают и обрусевшие казахи, которые также испытывают давление националистов. В основном выезжают интеллигенция, индустриальные рабочие и земледельцы работоспособного возраста. Это главная причина деурбанизации, деиндустриализации и депопуляции Казахстана. Миграционные процессы стали менее интенсивными, но не прекратились, что создает угрозу для безопасности Казахстана, поскольку население других республик Центральной Азии стремительно растет. Пока это не осознается политиками Казахстана, продолжающими формировать моноэтническое государство.

Официальный язык в Республике Казахстан - казахский, относящийся к группе тюркских языков, родственный узбекскому, кыргызскому, туркменскому и турецкому языкам. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Каждый человек вправе разговаривать на своем родном языке и выбирать язык для общения, образования и работы, что помогает людям разных этнических слоев жить и работать в мире и согласии.

Русский язык сохраняет статус языка межнационального общения и широко используется в городской местности, в то время как основным языком общения сельского населения остаётся казахский. Уйгуры, корейцы, а также представители других национальных меньшинств, проживающих в Казахстане, говорят на своих национальных языках и их местных диалектах.

Во внешней политике Казахстана существует четыре приоритета: Россия, страны Центрально-Азиатского региона, Запад, Китай.

Россия во всех отношениях - главный внешнеэкономический и внешнеполитический партнер Казахстана. Первый договор Казахстана и России был заключен еще 21 ноября 1990 г. о взаимном признании суверенитетов. 25 мая 1992 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В октябре 1992 г. стороны обменялись посольствами. В марте 1994 г. был подписан договор об углублении интеграции. Казахстан был согласен на то, чтобы остаться в рублевой зоне, но российские условия оказались чересчур жесткими, 6 июля 1998 г. во время визита президента Б.Н. Ельцина в Казахстан была подписана Декларация о вечной дружбе и союзничестве, в том же году - Договор об экономическом сотрудничестве на 1998 -2007 гг.

Казахстан вошел в число учредителей Таможенного союза в январе 1995 г., подписал 29 марта 1996 г. договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между странами Таможенного союза. Н.А. Назарбаев - наиболее инициативный и последовательный сторонник интеграции в СИГ. Он предложил идею Евразийского союза.

Важный вопрос, требующий решения, - это миграция населения из Казахстана в Россию. Причины ее носят как экономический, так и политический характер. Экономические причины миграции устранить быстро невозможно, но решение политических проблем зависит от воли сторон.

Вторым приоритетным направлением внешней политики Казахстана являются отношения с развитыми индустриальными странами Западной Европы и США. Казахстан интенсивно привлекает финансовые ресурсы иностранных компаний в сферу добывающей промышленности. Усиливается военное сотрудничество Казахстана с НАТО и США. Н.А. Назарбаев в 1994 г. твердо заявил об участии страны в программе "Партнерство во имя мира". Казахстан принял участие в формировании под эгидой НАТО "Центрально-Азиатского батальона", участвует в совместных учениях с войсками НАТО.

Приоритетом внешней политики Казахстана являются отношения с соседями - странами Центральной Азии. Казахстан стремится играть роль регионального лидера в соперничестве с Узбекистаном. Назарбаев был одним из инициаторов создания Центрально-Азиатского союза в 1994 г. (Казахстан, Киргизия, Узбекистан). В 1994 - 1995 гг. он был руководителем высшего органа содружества и попытался превратить организацию в активно действующую. В 1998 г. к ним присоединился Таджикистан, и организация стала именоваться Центрально-Азиатское экономическое сообщество.

Экономическое сотрудничество с южными соседями СНГ оказалось невелико вследствие слабости партнеров. Наиболее масштабное сотрудничество отмечено с Турцией, в меньшей степени - с Ираном и Пакистаном.

2.2 Туркменистан

В период распада СССР Туркмения впервые в истории получила возможность стать независимым государством: 22 августа 1990 г. был провозглашен суверенитет, а 27 октября 1991 г. принят закон о независимости.

Туркменистан - государство на западе средней Азии, на берегу Каспийского моря. Территория - 488,1 тыс. км2. Столица - Ашгабат (Ашхабат) (517 тыс. жителей). Другой крупный город - Чарджоу (164 тыс. жителей) Официальный язык - туркменский. Господствующая религия - ислам (сунниты). Денежная единица - манат. Гос. строй - президентская республика. [12,с.153]

Этнический состав населения По переписи 1989 г., туркмены составляли 72 % из 3,5 млн. чел. населения страны, русские - 9,5 %, узбеки - 9 %, казахи - 2,5 %, по 1 % украинцы, татары, азербайджанцы, армяне, белуджи. В настоящее время количество русских сократилось до 180 тыс, чел. вследствие их выезда в Россию. Сократилось также число украинцев, армян, азербайджанцев, татар, работавших ранее на нефтегазовых промыслах. Сейчас туркмены составляют до 80 % населения. [6,с.204]

Туркмены сформировались в XV-XVI вв. из тюркских племен огузов и кипчаков, смешавшихся с древнейшими дахо-массагетскими и сармато-аланскими обитателями Ахалтекинского, Мервского, Тедженского и Пянджского оазисов. Племенное деление сохраняется до сих пор. Теке занимают Ахалтекинский, Мервский, Тедженский оазисы, йомуты - побережье Каспийского моря, Ташауз, човдуры - Ташауз, эр-сары - Чарджоу, ата, ходжа, нохуры - предгорья Копетдага, гоклены, сарыки, салыры - районы южной Туркмении. Правящая элита формируется из текинцев, в промышленности влиятельны йомуты. Туркмены живут также в Афганистане (около 400 тыс. чел.), Иране (около 600 тыс. чел.), по нескольку десятков тысяч - в Турции, Ираке, Сирии и в других странах Ближнего Востока. Это объясняется тем, что они выполняли роль пограничной стражи в Персии и в Османской империи. Туркмены исповедуют ислам суннитского толка. Резиденция главы мусульман Туркмении - казн - находится в г. Чарджоу.

В столице страны Ашхабаде проживает 600 тыс. чел., а в других крупных городах (в тыс. чел.): Чарджоу- 164, Ташауз - 114, Мары - 94, Небитдаг - 89, Туркменбаши (быв. Красноводск) - 64. Примерно 55 % населения проживает в сельской местности.

Природно-эконолшческий потенциал Страна располагает большими запасами нефти и крупнейшими в регионе запасами газа. Добыча нефти велась из месторождений Небитдаг, о. Челекен в объеме до 5 млн. т, добыча газа достигала 88 млрд. куб. м. Нефтепереработка велась на Сейдинском и Красноводском заводах. Страна также располагает крупнейшими в мире запасами калийных солей в заливе Кара-Богаз-Гол. Основой энергетики являются тепловые электростанции, в частности Марыйская ГРЭС. Основные города Туркменистана связаны железными дорогами, на Каспийском море существует пароходное сообщение.

Сельское хозяйство являлось главной отраслью экономики республики, хотя для земледелия пригодны лишь 3 % территории страны. Развиты овцеводство, коневодство, хлопководство, виноградарство, шелководство, садоводство.

Экономический кризис после распада СССР в Туркмении имел своеобразие по сравнению с другими странами СНГ, так как здесь слабо проводились рыночные реформы. Экономика в основном государственно регулируема. Пик кризиса пришелся на 1997 г., когда ВВП составил 56 % уровня 1989 г. В настоящее время идет рост ВВП, в 2001 г. он составил 94 % уровня 1989 г.

В стране продолжается государственное регулирование цен, введены карточки на бесплатное распределение основных продуктов питания, освещение, отопление. Жизненный уровень резко упал по сравнению с советским временем. Реальная заработная плата составляла в 1995 г. около 7 % уровня 1990 г., средняя заработная плата равнялась в 2000 г. 36 долл. в месяц. По данным EBRD, 58 % туркмен живет ниже черты бедности. Туркмения занимает по индексу человеческого развития 87-е место в мире.

Надежды на выход из кризиса президент С. Ниязов связывает с экспортом газа, нефти, хлопка и текстиля. В 2000 г. принята новая программа "Стратегия социально-экономических преобразований в Туркменистане на период до 2010 года". На ее основе созданы программы по развитию нефтегазовой отрасли и геологоразведочных работ

По конституции 1992 г. Туркменистан - светское, правовое, демократическое государство с президентской формой правления. Фактически же в стране существует режим личной власти пожизненного президента С.А. Ниязова. Правительство С. Ниязова запретило деятельность большинства оппозиционных партий и организаций, в том числе движение "Единство", Партию за независимое развитие, Исламскую партию, Партию исламского возрождения. В ответ на требования легализовать оппозиционные организации были проведены аресты их лидеров.

В стране существует культ Великого Сердара (вождя) Туршенбаши (главы туркмен) Сапармурата Ниязова и его матери.

Главным внешнеторговым партнером Туркмении является Украина (27 % экспорта и 12 % импорта), а также Турция (11 % экспорта и 17 % импорта), Иран, Россия, Италия, Швейцария, Арабские Эмираты, Франция. Для реконструкции старых и строительства новых производств привлекаются крупные инвестиции из стран Европы, США и Японии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.