Рефераты. Развитие стран средней Азии после распада СССР

p align="left">Главная линия противостояния легла между союзным руководством и лидерами РСФСР. После избрания Б.Н. Ельцина председателем Верховного Совета на Съезде народных депутатов РСФСР 29 мая 1990 г. российское руководство начало борьбу за реальное осуществление суверенитета республики. Декларация о суверенитете РСФСР, принятая 12 июня, положила начало войне законов с союзным центром. Были созданы в течение лета 1990 г. и в 1991 г. необходимые высшие и центральные органы управления - Центральный банк, Пенсионный фонд, Министерство обороны, КГБ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Генеральный прокурор, переподчинены им соответствующие службы и денежные средства.

Для ведения переговоров с другими республиками о заключении нового союзного договора 22 сентября была избрана делегация во главе с Б.Н. Ельциным. Параллельно с этим Б.Н. Ельцин и его сторонники в руководстве России поддержали действия сепаратистов в Прибалтийских и Закавказских Республиках, осудили карательные акции против них со стороны союзного центра. В феврале - марте 1991 г. лозунги "Нет Союзу ССР" появились на массовых митингах в Москве. Однако большинство населения было еще против распада СССР

Необходимость пересмотра союзного договора 1922 г. была очевидна.

Проект нового союзного договора не устраивал ни республиканских лидеров, несмотря на их согласие подписать проект договора, ни консервативных политиков в КПСС. Последние и предприняли попытку сохранить СССР путем военного переворота. Провал путча 19 - 22 августа 1991 г. привел к резкому усилению позиций российского президента Б.Н. Ельцина, получившего контроль над союзными силовыми структурами. Путч также усилил центробежные тенденции и привел к фактической независимости ряда республик, которую признала Россия. Литва и Эстония заявили о выходе из СССР 20 августа, Латвия - 21 августа, Украина - 24 августа, Беларусь - 25 августа, Молдова - 27 августа, Азербайджан - 30 августа, Кыргызстан, Узбекистан - 31 августа, Таджикистан - 9 сентября, Туркмения - 27 октября6. Медлил до декабря только президент Казахстана Н.А. Назарбаев.

Путч уничтожил также один из главных обручей, скреплявших СССР, - коммунистическую партию. Деятельность ее была приостановлена 23 августа и запрещена 6 ноября 1991 г.

В течение августа - декабря 1991 г. произошел распад союзных властных структур. После путча практически бездействовал Кабинет министров СССР. Собравшийся 2 сентября V съезд народных депутатов СССР самораспустился, приняв закон "Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период". Вместо правительства действовал Межреспубликанский экономический комитет. Власть президента М.С. Горбачева была ограничена Госсоветом из глав 11 республик. С целью разработки Конституции Союза Суверенных Государств был избран новый Верховный Совет из депутатов съезда по 20 представителей от каждой республики. На съезд были посланы делегаты от 7 республик.

Переговоры об ССГ шли по затухающей амплитуде. Если 14 ноября на заседании Госсовета за образование ССГ высказались 7 лидеров республик, то 25 ноября все они отказались подписывать договор, отправив его на рассмотрение парламентов.

Идея сохранения союза уже не имела защитников, кроме остатков союзных бюрократических структур и дезорганизованных коммунистов. 8 декабря в резиденции белорусского лидера Вискули руководители трех славянских республик Станислав Шушкевич (Белоруссия), Борис Ельцин (Россия) и Леонид Кравчук (Украина) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Высокие Договаривающиеся Стороны констатировали, что "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование", и образовали СНГ. Стороны декларировали, что Содружество создано с целью сотрудничества в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарных и иных областях. Стороны признали территориальную целостность друг друга, гарантировали открытость границ, свободу передвижения и информации в рамках Содружества. Сторонами предусматривались сохранение объединенного командования стратегическими силами, гарантии международных обязательств СССР.

Участники нового СНГ понимали значение события, и его нелегитимность. По союзной конституции отдельные республики имели право на выход из СССР, а не на его ликвидацию.

Даже после Минского соглашения М.С. Горбачев пытался сохранить Союз ССР. На встрече М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и Н.А. Назарбаева в Москве 9 декабря была достигнута договоренность, что проект об СНГ будет рассматриваться как вариант Союза наряду с проектом об ССГ в парламентах республик. Однако Верховные Советы Белоруссии и Украины уже 10 декабря ратифицировали Минское соглашение.

Заявив о ликвидации СССР, славянские республики катапультировали в независимость остальных партнеров по Союзу, не спросив их согласия. Президенты республик Средней Азии и Казахстана 13 декабря, собравшись по инициативе президента Туркмении С. Ниязова в Ашхабаде, сформировали Консультативный совет по координации экономической политики10. Предложение С. Ниязова создать политический союз не получило поддержки, возобладало мнение о присоединении к СНГ.

Окончательно судьбу СССР решила встреча президентов 11 новых независимых республик в Алма-Ате 21 декабря, которые приняли декларацию об образовании Содружества Независимых Государств, прекращении существования СССР и протокол к Соглашению о создании СНГ, подписанному 8 декабря Беларусью, Россией и Украиной.

Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование.

Особенностью СССР было то, что он распался на пороге постиндустриальной эры, пережив все трудности индустриализации. В то же время нельзя полностью отрицать вероятность сохранения федеративного государства при более благоприятных обстоятельствах и более дальновидной политике участников событий. Однозначным можно считать только уход прибалтийских республик.

Ясно также, что главной причиной летального исхода кризиса для СССР стал конфликт союзной и российской политических элит на фоне политической апатии большинства населения России.

2. Особенности развития стран средней Азии после распада СССР

2.1 Казахстан

Казахстан принял декларацию о суверенитете 25 октября 1990 г. Независимость Казахстана была провозглашена 16 декабря 1991 г., в последней из республик СССР.

Казахстан занимает огромную (2725 тыс.кв. км) территорию: от предгорий Южного Урала до гор Тянь-Шаня, от Каспийского Моря до равнин Западной Сибири. Казахстан - страна древнейшей цивилизации Евразийского континента, родина кочевых племен, солидный отрезок Великого Шелкового пути (1400 км). [15,с.125]

Около 60% Казахстана урбанизировано. Это самая урбанизированная республика Центральной Азии. В Алмате, южной столице республики проживает наибольшее количество человек (около 1,5 миллионов жителей). Города с наибольшей численностью жителей: Астана (500,000), Караганда (436,000), Шымкент (360,000), Тараз (330,000), Усть- Каменогорск (311,000) и Павлодар (300,000).

Население Казахстана представлено разными этническими группами, обладающих своей культурной, языковой и исторической спецификой. Самая крупная этническая группа - казахи (45%) и русские (35%), более 100 других национальностей. Основные религии - ислам и христианство.

Этнический состав населения Длительная история, воздействие миграций, административной и колонизационной политики Российской империи и СССР сформировали сложный в этническом отношении состав населения республики Казахстан. До конца XIX в. в сельской местности преобладали казахи, в городах - русские, которых было около десятой части населения. В середине XX в. в результате переселений и ссылки в Казахстан других народов казахи стали меньшинством в своей республике и составили 30 % ее населения в 1959 г., тогда как славяне - более

50 %. С 60-х гг. доля казахского населения непрерывно увеличивалась за счет естественного прироста и обратной миграции славян и немцев. В 1989 г. из 16,5 млн. чел., живших в Казахстане, 40 % были казахи, 45 % - славяне, около 6 % - немцы, по 2 % - татары и уйгуры. За годы независимости в результате эмиграции славян, немцев, татар их доля в числе населения Казахстана и в целом численность населения сократились. Перепись 1999 г. зафиксировала, что из 14953 тыс. чел.: 8 млн. (53,4 %) - казахи, 5,2 млн. (35 %) - славяне, 0,37 млн. (2,47 %) - узбеки, 0, 35 млн. (2,36 %) - немцы, 0,29 млн. (1,66 %) - татары, 0,21 млн. (1,4 %) - уйгуры, 0,1 млн. (0,66 %) - корейцы. Азербайджанцы, дунгане, поляки, курды, чеченцы, таджики, башкиры, ингуши, болгары, лезгины и др. насчитывают от 70 до 10 тыс. чел.

В Северном Казахстане большинство составляют русские, русские казаки живут компактно в Восточном Казахстане, Семиречье и Западном Казахстане. Узбеки концентрируются в сельской местности на юге, татары - в городах.

Казахи (самоназвание - "казах") принадлежат к тюркским народам кыпчакской языковой группы. В формировании нации приняли участие многие тюркские и монгольские племена, есть и иранский элемент. Деление на три жуза и племена до сих пор влияет на внутриполитическую жизнь страны. Наиболее значительные племена Старшего жуза - жалаир, дулат, албан, канглы, шапрашты (племя Н.А. Назарбаева), ошакты, сары-усуни, сргели, ысты. Среднего жуза - аргын, найман, кыпчак, ке-рей, конграт, уак, Младшего жуза - алим-улы, бай-улы, жети-ру. Руководство страны традиционно формируется из представителей Старшего жуза. Потомки арабов-проповедников составляют немногочисленную группу "кожа", чингизиды - группу "торе".

Казахи - разделенный народ. Около 1,3 млн. их живет в Синьцзя-не, до 0,5 млн. - в России, около 700 тыс. - в Узбекистане, группы до 100 тыс. чел. - в Монголии и Туркмении. Общая численность казахов составляет свыше 11 млн. чел. Казахи традиционно являются приверженцами ханафитской школы суннитской ветви ислама. По сравнению с другими центральноазиатскими государствами влияние ислама в Казахстане остается слабым. Исключение составляют южные районы страны.

Крупнейшими городами Казахстана являются Алма-Ата (1 300 тыс. жителей, 40 % казахи), Караганда (600 тыс., 35 %), Шымкент (400 тыс.. 60 %), Семипалатинск (330 тыс., 30 %), Астана (310 тыс., 40 %), Павлодар (350 тыс.), Усть-Каменогорск (350 тыс.) и Тараз (Джамбул, 307 тыс.)4. Удельный вес городского населения за годы независимости сократился с 60 до 55 % вследствие эмиграции русского населения.

Природно-экономический потенциал. Ресурсный потенциал Казахстана в СНГ уступает лишь России. Страна богата полезными ископаемыми. Из стран Каспийского бассейна Казахстан располагает наиболее значительными запасами углеводородов - от 2 до 6 млрд. т условного топлива. Кроме старых нефтепромыслов Эмба, Новый Узень и Мангышлак, действуют и разведываются крупные месторождения Тенгиз, Кашаган и газовое месторождение Карачаганак. Есть крупные разработки каменного угля - Экибастуз, Караганда, железной руды - Соколовско-Сарбайское, Лисаковское. Казахстан имеет крупнейшие месторождения драгоценных, цветных и редких металлов.[6,с.187]

Энергетической базой являются 37 тепловых электростанций, работающих на угле. Эксплуатируются 3 крупные гидроэлектростанции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.