Рефераты. Реформы Петра Первого

p align="left">Воцарение Петра происходило в обстановке острой борьбы за власть между различными группировками класса феодалов. Вторая половина XVII в. была временем дальнейшего обострения классовых противоречий, что явилось следствием усиления крепостничества и роста государственных налогов иповинностей в условиях развернувшихся войн. В то же время значительное усиление дворянства и укрепление купечества создали предпосылки для зарождения в государственном строе России элементов абсолютизма.

При абсолютизме власть монарха приобретает неограниченный характер, что отвечает интересам как дворянства, нуждавшегося в сильной власти для подавления классовой борьбы, так и нарождавшейся буржуазии, требовавшей защиты от произвола феодалов. Период абсолютизма соответствуют времени позднего феодализма, когда в его недрах начинают складываться новые, буржуазные отношения. Социальной опорой абсолютной монархии является дворянство. К этому времени сгладились противоречия между боярством и дворянством на основе ослабления первых и расширения прав вторых. Произошла консолидация господствующего класса феодалов. Элементы абсолютизма отчетливо проявились в России во второй половине XVII века. Они нашли свое выражение в прекращении созыва Земских соборов, попытках реформ государственного аппарата,

армии и проч. Укрепление самодержавия выразилось и в том, что намерения главы церкви Никона поставить церковь выше светской власти окончились полным поражением патриарха, отрешенного от власти и сосланного в монастырь.

Но еще до конфликта с царем Никон провел ряд реформ, направленных к укреплению церкви и поддерживавшихся светской властью. Эти реформы в обрядах вызвали сопротивление наиболее консервативной части духовенства и феодальной знати.

В русской церкви возник раскол, который скоро приобрел характер массового народного движения. В сознании тысяч темных, забитых крепостничеством людей ухудшение их положения связывалось с нововведениями в религии. Проповедь христианского братства, гневное обличие высшего духовенства и самого царя (как, например, это делал один из виднейших вождей раскола протопоп Аввакум), призыв к уходу от мирской жизни со всеми ее тяготами возымели немалое действие на людей.

Многие тысячи людей покидали посады и деревни, уходили в далекие леса и там основывали раскольничьи общины - скиты. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс против феодального гнета и официальной церкви, а преследования раскольников со стороны духовных и светских властей еще более увеличивали силу этого протеста.

При всем этом идеология раскола была глубоко реакционной, она уводила массы от активной борьбы против эксплуататоров, затемняла сознание людей, воспитывала человеконенавистнические идеи аскетизма, непримиримой вражды ко всему новому, прогрессивному, сеяла вражду к другим народам и их культуре, осуждая все иноземное.

В 50-х годах XVII в финансовое положение Русского государства стало очень напряженным из-за нехватки средств для ведения войны. Правительство начало выпускать медные деньги, приказав употреблять их по тому же курсу, что и серебряные. В то же время налоги и подати собирались только серебряными деньгами. Денег было выпущено значительно больше, чем на рынке обращалось товаров. Цены стали быстро расти. Положение усугублялось выпуском фальшивых денег. Все это привело к острому недовольству народа. В июле 1662 года в Москве произошло большое восстание, которое иногда называют в литературе «медным бунтом». Восстание было жестоко подавлено, но правительству пришлось отказаться от выпуска медных денег.

В деревне происходило массовое бегство крестьян от феодалов. Специальные сыскные экспедиции снаряжались правительством для розыска и возврата беглых.

Масса людей устремлялась на Дон, в казачество, но и там она, не имея средств к существованию, попадала в зависимость от казачьей старшины. Недовольство в стране было всеобщим, назревало новое большое восстание.

Летом 1666 г казачий атаман Василий Ус совершил смелый поход в центральные районы России, подняв там на борьбу с помещиками тысячи крестьян. Ус дошел до Тулы и повернул обратно. Вскоре во главе донских казаков стал Степан Тимофеевич Разин. Свои действия Разин начал с небольшим отрядом, нападая на купеческие и царские караваны и суда. Перезимовав в устье реки Яика, весной 1668 года Степан Разин начал новый поход на южное побережье Каспийского моря. С богатой добычей казаки вернулись в 1669 году от персидских берегов на Волгу. Авторитет Разина возрос, к нему стекались громадные массы людей.

В апреле 1670 г Разин подошел к Царицыну и овладел им, затем пала Астрахань. Вверх по Волге пошли струги и ладьи восставших. К ним присоединялись массы местного крестьянства, не только русские, но также марийцы, мордва, чуваши. Войско Разина начало осаду Симбирска, а его атаманы разошлись далеко вокруг, создавая отряды и нападая на феодалов. Среди руководителей отрядов были монашка Алена, бывшая крестьянка, отряд которой взял г. Темников. Атаман Максим Осипов взял Алатырь, Курмыш, Косьмодемьянск. Атаман Михаил Харитонов овладел Саранском и Пензой. Но под Симбирском Разин потерпел

поражение от царских войск. С чудовищной жестокостью действовали карательные отряды правительства. В одном Арзамасе было казнено на менее 11 тыс. участников восстания. Струги с виселицами медленно плыли по Волге. Казачья старшина выдала бежавшего на Дон Разина. В Москве он был казнен. Тройные ряды солдат и стрельцов оцепили место казни Разина. Даже закованный и казнимый страшен был народный герой феодальным правителям России, боявшимся восстания в самой Москве.

Всенародная крестьянская война под руководством Степана Разина, как и другие крестьянские войны - Болотникова, Пугачева, потерпела поражение. Крестьяне и казаки не имели ясной цели борьбы, были преисполнены наивных надежд на « доброго» царя. Не было в то время условий для свержения Феодально-крепостнического строя, не было сил, которые могли бы возглавить и сплотить стихийное, плохо организованное движение крестьянства. Крестьяне боролись без определенных, ясных политических требований, т. е. без требования изменить государственные порядки, но они «все же боролись, как умели и как могли». Великое историческое значение крестьянских войн состояло в том, что они явились важными этапами формирования революционных традиций русского народа,

зарождавшихся уже тогда, в XVII веке В. И. Ленин назвал Разина одним из представителей мятежного крестьянства, который «сложил … голову в борьбе за свободу».

Сопротивление народа не прекратилось после разгрома крестьянской войны.

Возрастала масса беглых, увеличивалось количество людей уходивших в раскол. В некоторых местах раскольническое движение вылилось в открытые восстания. Наиболее крупным из них было восстание в Соловецком монастыре на Белом море в 1668 - 1676 гг.

Подавив с большим трудом народные волнения, господствующий класс провел ряд мероприятий, направленных к укреплению государственной власти. В 1679 - 1681 гг. была проведена реформа податного обложения, усилилась власть воевод на местах. Проект разделения страны на наследственные наместничества, выдвинутый боярской знатью, был отвергнут. В январе 1682 г. был нанесен сильный удар

боярству - отменено местничество и даже сожжены Разрядные книги, на которые

опирались участники местнических споров. Приближалось время решительных преобразований государственного аппарата в пользу укрепления самодержавной власти и позиций дворянства.

Внешняя политика Русского государства во второй половине XVII в.

В течение многих лет украинский и белорусский народы вели борьбу против иноземных эксплуататоров угнетателей. Местные феодалы и часть казацкой старшины, преследуя своекорыстные интересы, не раз изменяли массовому народному движению. Освободительная война тесно переплеталась с антифеодальной. Большая роль в организации вооруженной борьбы принадлежала центру украинского казачества - Запорожской Сечи.

Верхушка казачества была записана польско-шляхетским правительством в так называемый «реестр», получала от него жалование и должна была оказывать влияние на казачество в целом. Одним из средств закрепления господства польских панов на Украине и в Белоруссии и ослабления воли народных масс к сопротивлению было насаждение католичества, которое должно было способствовать разобщению украинского и белорусского народов с русским народом. Тактическим приемом, с помощью которого папская курия стремилась достичь своих целей, было создание унии между православной и католической церквами под главенством римского папы. Во второй половине 40-х годов XVII века во главеосвободительного движения встал выдающийся государственный деятель и полководец Богдан Хмельницкий. Вступив в союз с крымским ханом для обеспечения безопасности с тыла, Хмельницкий поднял Запорожскую Сечь, а за ней и весь украинский народ на борьбу против иноземных угнетателей. С самого начала освободительной войны он обратился к русскому царю с просьбой о воссоединении Украины с Русским государством. Но московское правительство в те годы вынуждено было все силы сосредоточить на решении внутриполитических проблем и уклониться от вступления в борьбу с Речью Посполитой из-за Украины, опасаясь, что массовое народное движение на Украине может отозваться восстаниями в России. Вместе с тем в Москве внимательно следили за развитием событий и оказывали Хмельницкому возможную помощь. После нескольких лет тяжелой, самоотверженной борьбы, когда на Украину, обрушились и польско-литовские феодалы и крымские татары, она воссоединилась, наконец, с Россией. Летом 1653 г Земский собор в Москве дал согласие на это, а 8 января 1654 г на всенародной раде в Переяславе было принято историческое решение о вхождении Украины в состав Русского государства. Украинский народ сохранил себя как формирующуюся нацию и избавился от страшной угрозы рассеивания и истребления турками, татарами, ополячивания и окатоличивания панами и иезуитами. Воссоединение Украины с Россией имело большое значение и для Русского государства, создав предпосылки для возвращения захваченных Речью Посполитой западнорусских земель. Через Украину усиливались связи России с другими славянскими народами и странами Центральной и Западной Европы. Ослабление Речи Посполитой в результате совместных действий русского и украинского народов открыло пути для перехода к решению важной исторической задачи - борьбы за Балтийское побережье.

В 1660 г русские войска продолжали военные действия против Речи Посполитой, но положение их оставалось в Белоруссии тяжелым. Крупные польско-литовские силы при поддержке крымского хана вторглись на Украину. Сил для ведения активных боевых действий у Русского государства уже не хватало.

Ослабленная длительной войной была и Речь Посполитая. В 1667 г. в дер. Андрусово было заключено перемирие, согласно которому Русское государствозакрепляло за собой Смоленск и другие западнорусское земли, а также Левобережнубю Украину. Правобережная Украина и Белоруссия оставались под властью польско-литовских феодалов. В 1672 г на Правобережную Украину вторглись турецкие войска. Польский король согласился вскоре на закреплениеПодолии под властью султана. В 1667 г Турция вновь напала на Украину. Начались упорные сражения русско-украинских и турецко-татарских войск, проходившие с переменным успехом. Лишь в 1681 г был заключен Бахчисарайский мир с Турцией, по которому границей устанавливался Днепр (Киев остался за Россией). После поражения турецкой армии под Веной в 1683 г Речь Посполитая восстановила свое господство над Правобережной Украиной. Через три года Россия заключила «Вечный мир» с Речью Посполитой, отказавшись от Бахчисарайского договора. Обе страны объединились теперь для борьбы против турецко-татарского ига, а в перспективе возникли условия и для совместной борьбы против владевшей балтийскими берегами Швеции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.