Рефераты. Реформы Петра Первого

p align="left">Земли Прибалтики в XVII в. стали ареной разорительной борьбы между польскими и шведскими феодалами. В то же время развивались крепостнические отношения, возникало в городах мануфактурное производство. Господствующее положение в городах принадлежало немецкому бюргерству.

Литва находилась в тяжелом положении под властью польских панов и местных феодалов. Власть была децентрализована, воеводства и поветы были мало зависимы от королевской власти. Магнаты и шляхта своевольничали.

Значительная часть территории Молдавии была под властью турецкого султана. Господство отсталой Турции сильно замедляло общественно - экономическое развитие молдавского народа.

Народы Закавказья в XVII в. переживали один из самых тяжелых периодов своей истории. В начале в XVII в. государстве Сефевидов господствующее положение перешло к иранским феодалам, вытеснившим азербайджанскую знать. Закавказье стало полем войн между Ираном и Турцией. По турецко-персидскому договору 1639 г Восточное Закавказье оказалось под властью шаха, а Западное - султана. В борьбе против завоевателей грузинское правители искали поддержки у России. Русско-грузинские связи получили большое развитие. Московское правительство оказывало дипломатическую и экономическую поддержку грузинским правителям.

Очень тяжелым было положение Армении, откуда десятки тысяч жителей были вытеснены персами. Армянские города были разрушены и превращались в большие деревни. Ирригационные системы пришли в негодность. Тысячи армян бежали в Малую Азию и оттуда пытались организовать борьбу за освобождение

Родины. Наряду с этим укреплялись связи с Россией, в которой армяне, как и другие народы Закавказья, видели главную силу, которая может обеспечить освобождение из-под гнета турецких и персидских завоевателей. В Москву приезжали армянские посольства и купцы, ведшие переговоры и торговавшие на русских рынках.

В Азербайджане насаждалась новая персидская знать. Большого развития достигли торговые города, через которые шли караванные пути. Наиболее крупными городами были Шемаха и Шехи. Развивалось ремесленное производство. Против феодального Гента и персидских завоевателей не раз поднимались народные восстания.

В Казахстане в XVII в. господствовали патриархально - феодальные отношения. Основным видом хозяйства было скотоводство. Городов как центров ремесла и торговли не было. Казахские ханства образовывали три жуза - Старший, Средний и Младший. Казахам пришлось вести тяжелую борьбу против нашествия кочевников - джунгар.

В Средней Азии развивались земледелие, садоводство, овцеводство, значительного развития достигли города - Бухара, Хива и др. Подъем переживали ремесленное производство и торговля. Средняя Азия поддерживала постоянные торговые отношения с Россией, она привозила ткани, шелка, ковры, предметы роскоши и закупала пушнину, изделия из кожи, дерева, металла. Но нашествия кочевников и феодальные междоусобицы, усилившиеся в середине и второй половине XVII в. стали приводить среднеазиатские ханства к явному упадку.

Громадные просторы Сибири в XVI в. стали активно осваивать русские люди. Еще в 1581-1584 гг. в результате военной экспедиции Ермака было разгромлено Сибирское ханство. В Сибири строились русские укрепленные города - Тюмень, Тобольск, Мангазея и др. В XVII в русские землепроходцы Семен Дежнев, Василий Поярков, Ерофей Хабаров прошли всю Сибирь и вышли на берега Тихого океана, сделав ряд выдающихся географических открытий. Были установлены связи с Китаем, куда было направлено несколько посольств, в том числе посольство Николая Спафария в 1675-1678гг, оставившее подробнейшее описание Китая. В 1689г был заключен Нерчинский договор с Китаем, установивший границу по р. Амуру.

Для многочисленных народов Сибири присоединение к России имело большое значение. Находившиеся на разных ступенях разложения первобытнообщинного строя, у некоторых из них уже начинали формироваться патриархально - феодальные отношения. О русских людей народы Сибири переняли передовые методы хозяйства, в особенности земледельческую культуру. Народы Сибири неоднократно поднимались на восстания против феодального гнета и притеснений царских чиновников.

Ход экономического развития страны к концу XVII в. отчетливо выдвигал задачу овладения морскими побережьями, развития торговли и промышленности как необходимого условия обеспечения независимости России в борьбе с усиленным проникновением иностранного торгового капитала.

По словам Ключевского, Петр «хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно»... Петр мог только продолжить преобразования, которые робко и непоследовательно начинались при его отце и были направлены на укрепление крепостничества, придав им совершенно исключительный размах. Ни его воспитание, ни образование не позволили ему оторваться от породившего его класса владельцев крепостных крестьян.

И тем не менее, обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю (действительно необходимого для такой богатой ресурсами державы), создание промышленности (пусть и крепостнической, но представлявшей собой базу для развития капитализма), мощное ускорение в развитии культуры и создание возможностей для ее дальнейшего роста, - все это дает полное основание считать Петра великим государственным деятелем.

Петр родился 30 мая 1672 г. от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Его появление на свет было приветствуемо родителя с особенной радостью. Здоровьем и живостью он резко отличался от своих старших братьев Федора и Ивана, рожденных от первого брака с Милославской (Федор, вступивший на престол в 1676 г. после смерти отца, умер, не дожив месяца до 22 лет; Иван был от рождения болезненным и неспособным к правлению). Царевна Софья сестра Петра была рожденная от Милославской, женщина очень энергичная.

Первое воспитание царевича началось по обычному придворному чину, но как только дитя вступило в тот возраст, когда его стали занимать игры, в нем начала проявляться редкая восприимчивость, живость и склонность к забавам, носившим военный характер. Любимые игрушки, на которые он бросался, были: знамена, топоры, пистолеты, карабины, сабли, барабаны. Царевича, по обычаю, окружили так называемыми «робятками» из ровесников, набранных из детей знатных родов; они составляли около него полк. Петр, будучи трех лет от роду, играл с ними в «воинское дело», а обучением и дисциплиной этого детского полка, по царскому поручению, назначен был иноземец Павел Гаврилович Менезиус. Родом он был шотландец, искатель приключений; в молодости шатался по Европе, в русском плену был обласкан царем Алексеем Михайловичем, а женат был на вдове известного Марселиса, основателя железных заводов в России. Менезиуса, человека ловкого, бывалого, говорившего на многих языках, царь посылал по важным дипломатическим сношениям послом к папе. Менезиус получил свое место при царевиче по возвращении из Рима. Мы знаем о горячей любви к иноземщине, которая начала проявляться у восприимчивого Петра еще с детских лет. По смерти Алексея Михайловича, Менезиус был отдален от Петра и послан в Смоленск, но потехи Петра, имевшие военный характер продолжались; товарищи детских игр вырастали, и с годами принимали прямой характер воинского обучения: деревянные ружья и пушки заменялись настоящими; царевич строил с ними городки, брал их штурмом, возводил окопы, упражнялся в военных приемах. Между тем его начали учить грамоте. Мать Петра просила найти ему учителя кроткого и набожного; был выбран подьячий Никита Зотов. Когда Петру еще не было и пяти лет в марте 1677 года началось его обучение. Петр учился быстро читать и писать, выказывая необычайную понятливость. Несомненной заслугой Зотова является изучение Петром истории России. О деяниях Владимира Святого, Александра Невского, царя Ивана Грозного и Алексея Михайловича, объяснял ему сколь сам умел, какие есть на свете разные науки, полезные для государей. И дело, видимо, не ограничилось только рассказами учителя: по словам самого Петра, он читал и русские летописи. Можно предположить, что именно тогда было заложено основание любви к отечеству, которая была характерна для Петра.

Расширению знаний царевича содействовали бывшие в то время в ходу потешные книги и картинки, составляемые с целью забавы, но заключавшие в себе много разнообразных предметов, с которыми дитя могло знакомиться, например, знаменитые здания, города, корабли, исторические события, а также астрономические явления. С жадностью бросался царевич на все новое, о чем ему сообщали книги и картинки; сам хотел созидать города, прекрасные здания, брать крепости, водить полки и плавать по морю. Обыкновенное местопребывание Петра вместе с матерью было село Преображенское.

В десять лет от роду царевич был выбран судьбою и провозглашен царем. Умер Федор Алексеевич 27 апреля 1682 г. А 15 мая в Москве вспыхнуло давно назревавшее восстание стрельцов. Они были пехотой в составе русского войска.

Они жили в мирное время в Москве в своих дворах и занимались ремеслом и торговлей. Стрельцы ворвались в Кремль из-за слухов распространенных противниками Нарышкиных об убийстве царевича Ивана, и даже успокаивая их, царица вывела Ивана и Петра на крыльцо, но стрельцы ворвались во дворец и убили двоих братьев царицы и ряд ненавистных стрельцам сановников. Происходило это на глазах Петра, и, вероятно, испытанное им потрясение было причиной того, что в минуты нервного напряжения с ним случались припадки: непроизвольно кривился рот, дергались щека, шея и нога, появлялись конвульсии, и он терял самообладание. Эти минуты оказали печальное влияние на его характер: они без сомнения, положили в эту гениальную, гигантскую натуру зародыш жестокости, свирепости. Сторонники Нарышкиных были отстранены от власти, которая перешла к царевне Софье: царями были объявлены Иван и Петр, а она провозглашена правительницей. Во время правления Софьи Петр продолжал проживать с матерью в Преображенском селе. Его воспитание было совершенно заброшено. Учителя от него удалили, и он проводил время в потехах, окруженный ровесниками, без всяких дельных занятий. Такая жизнь испортила бы и изуродовала всякую другую натуру, менее даровитую. На Петра она положила только тот отпечаток, что он, как сам после сознавался, не получил в отроческих летах тех сведений, которые необходимы для прочного образования.

Петр с отроческих лет усвоил грубые привычки окружавшего его общества, крайнюю несдержанность, безобразный разгул. Петр был окружен не спесивыми боярами, а специалистами своего дела. Иноземные офицеры учили его арифметике, геометрии, фортификации, обращению с боевыми гранатами. Он выучился пускать потешные огни - фейерверки, что стало одной из его любимых забав. Он решил сам научиться строить большие корабли. Немедленно в Немецкой слободе нашли корабельного мастера, а когда позднее Петр побывал в Архангельске и своими глазами увидел море, заочная любовь к нему превратилась в настоящую страсть и сохранилась до конца его дней. Огромную, если не решающую роль здесь сыграло то, что Петр был окружен работниками большого царского хозяйства. По его признанию он уже в молодости знал 14 ремесел: токаря, плотника, кузнеца, и др.

В то время потехи Петра с ровесниками начинали принимать нешуточный характер. Петр набирал в число потешных охотников всякого звания, и в 1687 году из них составилось два правильных полка, названных по имени двух царских подмосковных сел: Преображенским и Семеновским. Нравилось Петру плавание на судах по воде, любил он и военные упражнения, и с помощью потешных соорудил он на Яузе земляную крепость с орудиями, и дал ей иностранное название Пресбурга.

Софья и ее сторонники старались представить эти потехи молодого царя сумасбродным дурачеством. Сама мать Наталья думала остепенить сына женитьбою. Она нашла ему невесту, молодую красивую девицу Евдокию Лопухину. Свадьба совершилась 27 января 1689 года. Петр не имел никакого сердечного влечения к своей супруге и женился из угождения матери, как женилась большая часть людей того времени. Летом 1689 г Петр был в Москве, а осенью был открыт заговор стрельцов. Спасаясь от явной смерти, Петр бежал к Троице и оттуда при помощи русских служилых людей, уничтожил правление Софьи и стал на самом деле самодержавным царем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.