Рефераты. Революционные движения в пореформенной России

Революционные движения в пореформенной России

Оглавление

Демократизация общества

"Земля и воля

Ишутинская народническая организация

Нигилизм

Народничество

Пропагандистское направление

Бунтарское направление

Заговорщическое направление

Кружок Н.В. Чайковского

Первое "хождение в народ"

Деятельность народников

Проблемы общения с народом

"Земля и воля"

Второе "хождение в народ"

"Черный передел"

"Народная воля"

Феномен русского террора

Грабительский характер реформы 1861 г. вызвал мощный подъём крестьянского движения в России, что в свою очередь революционизировало все демократические круги русского общества.

Процесс демократизации был характерен для "образованных разночинцев" (учащейся молодёжи), которые находилась под непосредственным влиянием революционеров-демократов. На формирование революционной идеологии большое влияние оказали "Колокол" А.И. Герцена, "Современник" Н.А. Некрасова, а впоследствии "Русское слово" и "Искра" [1]. Велика роль Герцена - основоположника "русского" социализма, "народничества". Когда получалось известие, что крепостной крестьянин убил помещика за покушение на честь невесты, Герцен добавлял в "Колоколе": "И превосходно сделал!" [2]. Действительно влияние такой прессы было велико, ведь "брошюры…переписывались неутомимо и ходили по рукам всех товарищей и зачитывались до дыр",- вспоминал видный деятель революционного движения И.А. Худяков.

Почти сразу же после манифеста 19 февраля возникла первая подпольная революционная организация "Земля и воля". Название было взято из статьи Огарева "Что нужно народу?". Сначала организацию возглавлял Н.А. Серно-Соловьевич. Ей удалось создать свои отделения в Москве и других городах, наладить выпуск нелегальной литературы. После ареста Серно-Соловьевича общество возглавили малоопытные студенты (Н.И. Утин) [3].

В организацию входили студенты-разночинцы, мелкие чиновники, младшие офицеры, мещане, разорившиеся дворяне. Их программа включала следующие требования: созыв народного собрания, установление демократической республики, равноправие женщин, передача крестьянам всей земли. Они распространяли революционную литературу, оказывали помощь заключенным и ссыльным [4]. Когда эти надежды рухнули, Петербургское отделение "Земли и воли" самораспустилось [3].

Московское отделение "Земли и воли" влилось в революционную организацию Н.А. Ишутина - Д. Каракозова - И.А. Худякова (ишутинская народническая организация). Истоки её ведут к студенческим землячествам. Члены землячества высказывали недовольство своим положением в учебных заведениях, затем под влиянием революционно-демократической литературы землячества превращаются в кружки политического характера.

За действиями ишутинцев пристально следила Московская следственная комиссия. Из ряда их сообщений о члене Курской студенческой общины Н.А. Селиверстове выясняется, что, опираясь на существующее революционное подполье, ишутинцы на первом этапе практической деятельности ориентировались на социалистическую пропаганду в студенческой городской среде. На одном из допросов один из товарищей ишутинцев Н.И. Хлебников показал: "В то время бродили между студентами разные социалистические идеи в очень неопределённых формах… Толковали очень много о неравномерном распределении богатства, бедственном состоянии рабочего класса, религиозных предрассудках, мешающих человечеству быть вполне счастливым, но все эти толки были неопределённы и неясны, как только можно себе представить…".

Основой их программы стал аграрный вопрос и крестьянская социалистическая революция, т.е. сочетание революционно-демократических и социалистических воззрений. Они руководствовались желанием улучшить положение народных масс. Ишутинцы разрабатывают аграрную программу, по которой вся земля, принадлежащая помещикам, должна перейти к крестьянам, а помещики должны получить за землю плату.

Для них большой интерес представляли три французские конституции, в которых указывалось, что власть, основывающаяся на принципе равенства, проводит в жизнь основные положения: уничтожение различий сословий, все братья - дети одного народа, все составляют одно целое.

После формирования своих идей ишутинцы предпринимают шаги по претворению их в жизнь. Надеясь поднять крестьянские массы на всеобщее восстание, проводится план "хождения в народ". За каждым из руководящих членов организации закреплялся определенный район, в котором они должны были найти тех, "на сочувствие которых можно надеяться". Правда это явление носит пока единичный характер [1].

Интересно, что на первых порах в их деятельности преобладал пропагандистский уклон. Затем некоторые члены общества стали склоняться к тактике индивидуального террора. С этой целью была разработана особо законспирированная группа "Ад". Каракозов, состоящий в этом заговоре, пытался убить Александа II, когда тот 4 апреля 1866г., гулял в Летнем саду. Пуля просвистела мимо, потому что человек, оказавшийся рядом с Каракозовым, успел толкнуть его руку [3]. Все ишутинцы были отправлены на каторгу, а Каракозов казнен. Выступления молодежи принимали все более экстремистский характер [4].

Вступление "в организацию" некоторые студенты объясняли так: "Наше дело - расчистить дорогу, а там явятся люди, которые воссоздадут царство социализма". Не имея представления о сущности будущего средством введения социализма они, в конце концов, признают революцию: захват власти, истребление правительства, распространение в крайних городах России крайне социалистических убеждений вроде "идеала Фурье", пропаганда их в народе, сближение с рабочими.

Дальнейший процесс формирования социалистических воззрений ишутинцев вырисовывается яснее при выяснении воззрений кандидата Московского университета А.П. Спиридова. Их идеалом был социализм Чернышевского. Они занимались подпольной работой, ставили целью уничтожение царского дома, ниспровержение существующего порядка управления, введение конституции. Кроме того, они действовали совместно с польскими революционерами.

Нетрудно заметить и другое: "Первые понятия о социализме,- показывал член кружка В.Н. Черкезов, - приобрел я, прочитав роман Чернышевского "Что делать?". О нигилизме же я получил понятие из … романа Тургенева "Отцы и дети". По собственному признанию ишутинцев их социалистические взгляды сложились в окончательном виде под воздействием романа Чернышевского ("Евангелия для молодежи").

Действительно, на рубеже 50-60-х гг. XIX в. среди молодежи складывается тот тип нигилиста, который был запечатлен Тургеневым в образе Базарова. Отвергая дворянские предрассудки и официальную идеологию, общепринятые моральные ценности и идеалы нигилист изучал естественные науки, становился врачом, инженером, и приносил реальную пользу людям. Молодые люди из разных сословий потянулись тогда к высшему образованию. Однако после студенческих волнений 1861г. были исключены из университета.

Теперь тысячи "изгнанников" шли в народ по доброй воле, других высылала полиция. Впервые столкнувшись с крестьянством, они были потрясены его бедностью, темнотой и бесправием. Образ нигилиста померк и отошел на задний план, а в сознании демократической молодежи стали укореняться идеи "возвращения долга народу", беззаветного ему служения. "Кающийся дворянин" был приметной фигурой конца 60-х - начала 70-х гг. XIX в. [3]

Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского стали основой политического течения радикальной интеллигенции - народничества. Народники рассматривали народ - крестьянство как реальную политическую силу, хотели поднять его на революцию. Их главной целью был переход России к новому, справедливому строю - социализму, минуя капитализм.

Народничество стало ведущим направлением в освободительном движении, оно имело и свою идеологию, поэтому народники:

Защищали интересы крестьян, т.е. стремились устранить те крепостнические пережитки, которые мешали народу жить

Отрицательно относились к буржуазному строю

Верили в социалистическую утопию, т.е. считали, что "община - зародыш социализма, а русский крестьянин по своей природе - социалист". Не разглядели, что община уже разрушается

Не понимали, что в деревне уже возникают капиталистические отношения

Рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских кружках, отрицали их самостоятельную роль

Не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы [4]. Считалось, что социальное освобождение сразу решит все проблемы. Если же народники участвовали в борьбе за гражданские свободы, то потому, что надеялись с их помощью расширить свою пропаганду. Это было теневой стороной идеологии народничества [3].

Полагали, что самодержавие не имеет прочной социальной основы и поэтому свергнуть его будет легко.

В своем развитии народничество прошло два этапа:

Первый - 70-е - начало 80-х гг. - революционное народничество

Второй - 80-90-е гг. - либеральное народничество [4] .

Главными идеологами народничества были П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев. Они основали три течения: пропагандистское, бунтарское и заговорщическое течения [3].

Идеологом пропагандистского направления был Петр Лаврович Лавров. Дворянин, полковник, профессор математики, Артиллерийской академии. За принадлежность к ишутинскому кружку был сослан в Вологду [4]. В ссылке Лавров написал свои знаменитые "Исторические письма", в которых высказывалась мысль о "неоплатном долге" перед народом [3]. Бежал за границу. Жил в Париже участвовал в Парижской коммуне, был членом I Интернационала. Редактировал журнал "Вперед!".

Основными идеями Лаврова были:

Переход к социализму путем революции, минуя капитализм. Основой этого строя должна стать крестьянская община, которую он рассматривал как ячейку социализма.

Теория "героя и толпы", согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями же являются, в частности "критически мыслящие личности" из интеллигенции.

Не готовность к революции не только народа, но и самой интеллигенции.

Свести насилие к минимуму.

Нельзя "торопить историю" [4] .

Революция должна готовится теоретическими работами интеллигенции и ее неустанной пропаганде среди народа.

В конце XIX в. Лавров отошел от политической деятельности, и остаток жизни посвятил исследованиям в области социологии [3].

Идеологом бунтарского, или анархического направления выступал М.А. Бакунин - дворянин, прапорщик, студент - философ Берлинского университета. Был приговорен к смертной казни за участие в европейских революциях 1848 - 1849 гг., передан русским властям, сослан в Сибирь, бежал в Лондон сотрудничал с Герценом, Огаревым, в 1864 г. вступил в I Интернационал Карла Маркса. Последние годы жизни он провел в большой нужде. Умер Бакунин в 1876 г. в Берне в больнице для чернорабочих, куда его поместили по его настоянию. Бакунин высказывал идеи:

Резкой критики марксизма, отрицательно относился к диктатуре пролетариата.

Атеизма [4].

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.