"Прирожденного социализма" крестьянина, а люмпен-пролетариат - авангардом рабочего движения
"Пропаганде фактами", т.е. устройства непрерывных бунтов, восстаний, волнений. Организовал восстание в Италии, близ Болоньи, закончившееся крахом [3] .
В конце 60-х гг. Бакунин познакомился со студентом Нечаевым, который основал в Москве нелегальный кружок "Народная расправа", и попал под его влияние. Нечаев проповедовал, что революционер - это "обреченный человек, у которого одна страсть - революция", что для достижения своих целей он должен использовать любые средства, даже самые аморальные. Он создан подпольную организацию со строгой конспирацией и жесткой дисциплиной [4].
Уверяя, что он приехал по заданию некоего "Центрального комитета", Нечаев разбил свою организацию на "пятерки" и построил так, что нижестоящая пятерка подчинялась вышестоящей, зная только одного ее члена, который доводил до нее приказания сверху [3].
Студента И.И. Иванова, которого Нечаев заподозрил в предательстве, он приказал убить, чтобы "сцементировать кровью" свою организацию. Убийство было раскрыто полицией, Нечаеву удалось бежать за границу, но в 1872 г. был выдан русским властям. Начался показательный судебный процесс над 87 членами организации, более 30 человек было приговорено к тюремному заключению [4], четверых членов главной пятерки суд приговорил к каторге.
Нечаевский процесс многих оттолкнул от революционного движения. Нечаевщина оказалась не случайным эпизодом, а признаком опасных явлений назревавших в революционном движении [3].
Лидером заговорщического направления был Петр Никитич Ткачев
- богатый дворянин, осужденный по делу Нечаева, бежал за границу, где издавал газету "Набат" [4]. Из нечаевского опыта он понял, что главное - это создание мощной и послушной воле руководителя организации, нацеленной на захват власти [3]. Он полагал:
Самодержавие не имеет прочной основы. Поэтому для его свержения нужна не революция, а небольшая группа заговорщиков. Захватив власть, они проведут социалистические преобразования [4].
Государство сохранится и после захвата власти
В конце 70-х гг. идеи Ткачева стали одеоживать власть в народническом движении [3].
В зарождении народничества большую роль сыграл нелегальный студенческий кружок Н.В. Чайковского [4]. Эта организация зародилась в начале 1870-х гг. в Петербурге в ходе студенческих волнений как группа противников Нечаева. Ядром организации был кружок самообразования студентов Медико-хирургической академии М.А. Натансона., В.М. Александрова, А.И. Сердюкова и С. Перовской.
Основной задачей кружка было объединение передового студенчества Петербурга, а также Москвы, Казани и других городах, а затем - пропаганда среди рабочих и крестьян с целью подготовки социальной революции. Беспринципности "нечаевщины" чайковцы противопоставили высокие нравственные требования к своим членам. В программе чайковцев отсутствует борьба за политические свободы, т.к. они считали их выгодными лишь нарождающейся российской буржуазии. Заключительным этапом в деятельности организации явилось "хождение в народ" [5].
Весной и летом 1874 г. молодые люди, наскоро освоив ту или иную полезную для крестьян профессию и переодевшись в крестьянское платье начали первое "хождение в народ"[6], следуя призывам Герцена, вышедших в "Колоколе": "Но куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку?…Сказать вам куда?…В народ! К народу! - вот ваше место, изгнанники науки…" [3]. Активными участниками "хождения в народ" были Софья Перовская, Вера Фигнер, Ипполит Мышкин, Дмитрий Рогачев [6]. Это было стихийное движение радикальной молодежи [4].
Вот как рассказывает современник о настроении, охватившем передовую молодежь: "Идти, во что бы то ни стало идти, но обязательно надев армяк, сарафан, простые сапоги, даже лапти… Одни мечтали о революции, другие хотели попросту лишь посмотреть, - и разлилась по всей России мастеровыми, коробейниками, нанимались на полевые работы; предполагалось, сто революция произойдет никак не позже, чем через три года, - таково было мнение многих" [6]. Один из народников - Н.А. Чарушин вспоминал, что "молодой Петербург кипел в буквальном смысле слова и жил интенсивной жизнью, подогреваемый великими ожиданиями. Всех охватила нестерпимая жажда отрешиться от старого мира и раствориться в народной стихии во имя ее освобождения. Люди безгранично верили в свою великую миссию, и оспаривать эту веру было бесполезно. Это был в своем роде чисто религиозный экстаз, где рассудку и трезвой мысли уже не было места. И это общее возбуждение непрерывно нарастало вплоть до весны 1874 г., когда почти из всех городов и весей начался настоящий, поистине крестовый поход в российскую деревню…" [7].
Из Петербурга и Москвы, где в то время было больше всего учащейся молодежи, революционеры двинулись на Волгу. Там, по их мнению, еще были живы в народе воспоминания о крестьянских восстаниях под предводительством Разина и Пугачева. Меньшая часть направилась на Украину: в Киевскую, Подольскую и Екатеринославскую губернии. Многие поехали к себе на Родину или в места, где у них имелись какие-либо связи.
Посвящая жизнь народу, стремясь стать ближе к нему, народники хотели жить его жизнью. Они крайне скудно питались, спали подчас на голых досках, ограничивали свои потребности самым необходимым. "У нас возникал вопрос, - писал один из участников "хождения в народ" ,- позволительно ли нам взявшим в руки страннический посох…есть селедки!? Для спанья я купил себе на базаре рогожу, бывшую уже в употреблении, и клал ее на дощатые нары. Ветхая мочалка скоро протерлась насквозь, приходилось спать уже на голых досках".
Один из выдающихся народников того времени - П.И. Войнаральский, в прошлом мировой судья. Отдавший все свое состояние на дело революции, открыл в г. Саратове сапожную мастерскую. В ней обучались народники, желавшие идти в деревню сапожниками, и хранилась запрещенная литература, печати, паспорта - все необходимое для нелегальной работы революционеров. Кроме того, Войноральскому удалось организовать в Поволжье сеть лавочек и постоялых дворов, служивших опорными пунктами для революционеров.
Народники вели революционную пропаганду в 37 губерниях. Министр юстиции писал в конце 1874 г., что они "успели покрыть как бы сетью революционных кружков и отдельных агентов больше половины России".
Как же встречали крестьяне народников? Нашли ли эти революционеры общий язык с народом? Удалось ли им поднять крестьян на восстание или хотя бы подготовить их к этому? Нет, ни одну из поставленных задач народники выполнить не могли, так как идеи я народничества не имели под собой реальной почвы и с самого начала были обречены на провал. Участникам "хождения в народ" с успехом удавалось только лечить крестьян или обучать их грамоте.
Народники представляли себе "идеального мужика", готового бросить землю, дом, семью и взять по первому их зову топор, чтобы идти на помещиков и царя. А в действительности столкнулись с отсталым, забитым и беспредельно угнетенным человеком. Крестьянин считал, что вся тяжесть его жизни исходит от помещиков, но не от царя. Он верил, что царь его отец и защитник. Мужик готов был потолковать о тяжести податей, но вести с ним разговор о свержении царя и о социальной революции в России тогда было невозможно [6]. Богатые крестьяне нередко сами сдавали народников полиции [7].
К концу 1874 г. правительство арестовало свыше тысячи народников. Многих без суда выслали в отдаленные губернии под надзор полиции. Других заключили в тюрьмы.
18 октября 1877 г. в Особом присутствии Сената начало слушаться "дело о революционной пропаганде в Империи", получившее в истории название "193-х"
Поняв бесплодность пропаганды в деревне, революционеры перешли к другим способам борьбы с царизмом, хотя некоторые из них еще и пытались сблизиться с крестьянством. Многие видели более действенный и быстрый. С их точки зрения путь к свержению самодержавия в индивидуальном терроре - убийстве представителей царской власти и самого царя. Это была ошибочная тактика, мешавшая пробуждению широких масс народа к революционной борьбе.
Совершая героические подвиги, народники так и не смогли найти пути к тому народу, во имя которого они отдавали свою жизнь. В этом трагедия революционного народничества [6]. Оно потерпело поражение и из-за отсутствия руководящего центра, отсутствия навыков конспирации, что позволило правительству сравнительно быстро разгромить движение [8]. Но, хотя путь борьбы избранный народниками и их взгляды были ошибочными, народничество 70-х гг. сыграло важную роль в развитии русского революционного движения [6]. Его опыт ускорил процесс вызревания идеи о необходимости политической борьбы против самодержавия, создания централизованной, законспирированной организации революционеров [8].
Уцелевшие от ареста народники в 1876 г. создали тайную революционную организацию со старым названием "Земля и воля". В нее вошли братья Михайловы, П.Г. Плеханов, позднее С. Перовская, В. Фигнер (всего 150 человек). Это была четко построенная организация, отличавшаяся высокой централизацией, дисциплиной и надежной конспирацией. Все члены подразделялись на группы по роду деятельности [4]: "Деревенщики" направлялись на работу с крестьянами, другие группы вели работу среди студенчества и рабочих, а "Дезорганизаторская группа" имела целью вносить расстройство в ряды врагов [3].
Программа землевольцев включала:
Работу среди крестьян, а также среди студенчества и рабочих
Подготовку народной революции
"Пропаганду фактами"
Передачу земли в руки крестьян, свободу слова, собраний, вероисповедания [4].
После неудачной демонстрации на площади перед Казанским собором в Петербурге, землевольцы решили вновь сосредоточиться на работе в деревне. В 1877 г. началось второе "хождение в народ" [3]. Во многих губерниях России были организованы поселения народников. Но и на этот раз пропаганда не имела успеха - народ не поднялся на восстание. Второе хождение в народ было разгромлено [4].
После разгрома "хождения в народ" в "Народной воле" стало особенно много последователей М.А. Бакунина, готовых встать на путь непосредственной борьбы с правительством [7].
Выстрел Веры Засулич в генерала Ф.Ф. Трепова открыл эпоху русского террора. Практическая деятельность Засулич началась в организации С.Г. Нечаева. Позже Засулич так объясняла свою деятельность в этой организации: "Знала я тогда одних нечаевцев и они мне не очень нравились". Далее она влилась в ряды народников. А 24 января 1878 г. она совершила свой знаменитый террористический акт в ответ на приказ Трепова подвергнуть наказанию политического заключенного Боголюбова. Важно, что суд присяжных оправдал Засулич. Тем самым "дав право" на подобные действия. Но Вера Засулич стала символом действенного народничества, сама она уже тогда не принимала террор как метод политической борьбы. По ее мнению, террор отрицательно влиял на развитие революционного движения в России [9].
Затем началась череда террористических выступлений: в августе того же года удар кинжалом Сергея Кравчинского, поразившего начальника III отделения Мезенцова, 4 февраля 1879 г. Григорий Гольденберг застрелил прославившегося своей жестокостью при подавлении студенческих восстаний Д.Н. Кропоткина, в марте Леон Мирский совершил неудачное покушение на нового начальника III отделения Дрентельна, А в апреле на Дворцовой площади Александр Соловьев, будучи членом "Земли и воли", совершил неудачное покушение на Александра II.
Страницы: 1, 2, 3