Рефераты. Социально-экономическая и культурная характеристика индийского общества ХIII-ХVII вв.

p align="left">Колониальное господство Британии продолжалось вплоть до 1947 г. Сопротивление британскому господству существовало всегда, а начиная с 20-х годов оно получает подлинный размах. В 1947 г. Британия вынуждена была приять решение о предоставлении Индии независимости. Согласно этому закону, на месте Британской Индии создаются два доминиона - Индия и Пакистан. В состав Пакистана вошли преимущественно мусульманские западные и восточные районы Индии. Позже (в 1971 г.) восточные районы отделились от Пакистана и здесь было провозглашено государство Бангладеш /там же, с. 256/.

2. Сельское общество Индии

2.1 Деревня

Древняя цивилизация Индии отличается от цивилизаций Египта, Месопотамии и Греции тем, что её традиции непрерывно сохранились до наших дней.Мы не располагаем достоверными данными для определения численности населения древней Индии: подробные реестры, которые велись во многих царствах, давно утрачены, один из исследователей предположил, что в средние века число жителей Индийского субконтинента составляло приблизительно от 100 млн. до 140 млн. человек, и это цифра, по-видимому, очень близка к истине, хотя и основана на весьма скудных свидетельствах. Но какова бы ни была их численность, жители Индии в древности и в средние века, без сомнения, жили в основном в сельских местностях. По статистическим данным, в настоящее время 85 % населения Индии живет в деревнях. В прошлом этот процент был не только не ниже, но вероятно выше, Древний индиец, как правило, был сельским жителем.

Всякий, кому приходилось ехать поездом из Дели в Калькутту, помнит впечатление унылого однообразия, которое неизбежно производит развертывающийся перед его глазами пейзаж великой равнины Ганга. Убогие деревеньки, часто расположенные очень близко друг к другу, перемежаются лишь реками. Несколько деревьев на околице, кое-где небольшая роща, отделяющая одну деревню от другой, и больше ничего от деревни до деревни, кроме полей, разрезанных на клочки узкими тропинками или местами неровными проселочными просёлочными дрогами.

Сельская местность была более дикой, чем в наши дни, по всей стране бродили тигры. На западе изобиловали львы. Многочисленные стада диких слонов, тщательно охраняются царями, обитали в тех районах, где они теперь неизвестны.

Индийская деревня древности мало чем отличалась от современной, но сейчас большинство деревень Северной Индии открыты и незащищены, в прошлом же они обычно были окружены степной или частоколом, как и сейчас в многих районах Декана. Деревня представляла собой группу хижин, больших и маленьких, часто располагавшихся вокруг колодца или пруда, возле которого оставалась небольшое открытое пространство с несколькими деревьями. В более ранний период в деревнях часто имелись дома для собраний, служившие постоялыми дворами для путников и центрами общественной жизни; позднее их заменили в этом качестве деревенские храмы. Жители деревни составляли самостоятельную общину. Община воспитывала в своих членах чувство сплоченности, и оно явилось одним из главных факторов, способствовавших сохранения индуистской культуры.

Большинство жителей деревень были свободными крестьянами, земля принадлежала им, и они могли распоряжаться ею по своему усмотрению, хотя царь претендовал на верховное владение всеми землями. Доля земледельца была нелегкой, но в сравнении с последующими, и гнёт бедности, возможно, был тогда не столь мучительным. Большинство крестьянских участков были невелики, и обычно их возделывал сам владелец вместе с семьей; однако встречались и большие хозяйства, владельцы которых пользовались наёмным трудом. Царям принадлежали большие имения, где трудились рабы и работники, которые в эпоху Маурьев получали заработную плату, составлявшую одну с четвертью паны в месяц, и содержание /Бэшем, 1977, 58/.

Безземельные работники существовали в индийской деревне, со времен Маурьев, а может и раньше, и влачили жалкое существование, Болезнь, голод или иная причина иногда вынуждали крестьянина продавать свой участок или же приводили к тому, что его по приговору суда за неуплату налога сгоняли с земли, и тогда он скатывался до позорного нищенского положения случайного поденщика. Но этот процесс, при котором земля должна была постепенно концентрироваться в руках немногих собственников, более чем нейтрализовался существованием большой патриархальной семьи. После смерти главы семьи обычно производился раздел её владений, и в течение нескольких поколений происходило их распыление. Поэтому в Индии так и не сложился класс помещиков или крупных фермеров в собственном смысле этого слова.

К тяжелому налоговому времени, принудительному труду и инспекционным поездкам царя и его чиновников добавлялись периодически случавшиеся полуголодные и голодные годы, ввергавшие крестьян в нищету и страдания. Наиболее энергичные цари делали всё что могло для предотвращения и облегчения голода. В крайних случаях открывались государственные зернохранилища. Некоторую помощь оказывали такие религиозные организации и важные лица, занимавшиеся благотворительностью. Тем не менее, при недостаточных средствах сообщения голод местами свидетельствовал еще больше, чем в наши дни. Правда, есть основания полагать, что в древности осадки были более обильными, чем сейчас, и что соотношение между численностью населения и средствами существования было не таким критическим, каким оно стало в новое время, а поэтому вспышка голода бывали реже, на уж если случались, то имели значительно более тяжелый и губительный характер.

На протяжении всего рассматриваемого периода вследствие постоянной нехватки обрабатываемой площади происходило постепенное освоение целины.

На равнинах земли была прорезана каналами, бравшими начало в больших реках, и усеяна искусственными водоёмами. Для их устройства запруживали небольшие речки либо преграждали сток у прудов. Из естественных и искусственных водохранилищ воду доставали посредством «журавля» с противовесом и продавали в небольшие каналы, орошавшие поля.

Добродетельные цари в порядке исполнения религиозного и общественного дома предпринимали ирригационные работы, часто в гигантских масштабах. Из искусственных водохранилищ наиболее знаменитым было Гирнарское, история которого дошла до нас благодаря двум подписям, обнаруженным в том числе, где оно находилось. Большинство крупнейших ирригационных сооружений индуистской Индии не сохранилось до настоящего времени. После многих веков небрежения современные правительства Индии и Шри-Ланки воссоздают ирригационные системы, необходимые для земледелия в тропиках /там же, с. 114/.

Основными зерновыми культурами древней Индии, как и в настоящее время, была пшеница и ячмень, рис, просо. Из других культур широко распространён был сахарный тростник, причём сахар вывозился в Европу. Почти везде культировались, тыквы кунжут, а также многочисленные сорта гороха, фасоли, чечевицы. В Южной Индии, особенно в Керале (Малабар), выращивали пряности, в частности перец, кардамон, имбирь, корицу: их поставляли в остальные районы Индии и в Европу. У подножий Гималаев производили драгоценный шафран. Основной текстильной культурой во все времена был хлопок.

Из фруктов первое место принадлежало манго, которое ценилось очень высоко. В более влажных районах страны росли так же маленькие индийские бананы. Кокосовый орех был завезен сравнительно поздно из Юго-Восточной Азии. В прибрежных районах выращивали пальмы пальмира и талипот, дававшие сырье для основного писчего материала, употребляющегося в Индии. А также алкогольные напитков, известных сейчас, как пальмовая водка (тодди) и арак. Высоко ценилась и ореховая пальма. Её твёрдые орехи, обладающие наркотическими свойствами, в измельченном виде смешивают с известью и другими ингредиентами и завертывают в лист бетеля. Эта жвачка (тамбула) в начале нашей эры распространилась с юга Индии по всей стране, и с тех пор все индийцы с удовольствием жуют её после еды. Финиковую пальму выращивают в засушливых районах на западе страны, но в литературе она упоминается редко. Кислые плоды тамаринда широко употреблялись в качестве приправы. Виноград, ввезенный из Ирана вместе с миндалём и грецкими орехами, разводили в Западных Гималаях. Сандал и другие деревья, росшие главным образом на юге, поставляли ценную ароматную древесину.

Плодородие индийской почвы, трудолюбии и умение тех, кто её возделывал, производили большое впечатление на греков. У современных путешественников складывается диаметрально противоположное представление, но греки судили по более низким меркам, чем наши, да и почва была тогда не так истощена, как сейчас. Греков крайне удивляло то, что в Индии снимают два урожая в год. Во влажных районах страны два урожая можно собирать даже без применения ирригации, тогда как на равнинах летний урожай риса выращивали в сезон муссонов, а второй, поливной, - сухой сезон.

Основная масса крестьян пахала на быках с помощью неглубоко захватывающего землю деревянного плуга, жала серпами, обмолот производила с помощью быков, а веяла зерно на ветру, подбрасывая его вверх.

Основной жизни крестьянина был крупный рогатый скот; на нём не только пахали, но и использовали его как средство передвижения, он давал молоко и мясо. Деревни нанимали общинного пастуха, который каждое утро выгонял скот, меченный клеймами владельцев, на пустоши за вспаханными полями и возвращался с ним в сумерки. Важными продуктами питания были молоко и творог, а также топлёное сливочное масло. Не портившееся в жарком климате /Алаев, 1962, с. 68/.

Коровы отнюдь не всегда считались неприкосновенными. Определённые настроения, направленные против убийства коров, существовали, по-видимому, еще в ведийскую эпоху, но Ашока не запрещал забой скота, и во всяком случае быков забивали для употребления в пищу даже позднее. Однако в «Артхамастре» рекомендует смертную казнь для тех, кто убивает животных, украденные из царских стад.

Кроме частного скота крестьян-земледельцев большие стада принадлежали пастушеским племенам, которые вели полукочевой образ жизни в отсталых районах страны. Одно такое довольно значительное племя, абхиры, обитавшее около начала нашей эры на обширных пространствах Южного Раджастхана, Мальвы и Синда, возможно, сыграло главную роль в развитии пастушеского аспекта культа Кришны. Вожди абхиров создали в Северо-Западном Декане, на развалинах Сатаваханов, государство, но оно существовало не долго.

Важным домашним животным был буйвол, уступавший только быку как тяговое животное, излюбленный объект жертвоприношений башне Дурге, культ которой стал очень популярен в средние века. Широко распространено было разведение коз, а в более прохладных районах - овец. В северной Индии употреблялось тончайшая козья шерсть из Кашмира. Одеяла из более глубокой и тонкой шерсти овец и яков выводились в небольших количествах из горных районов на северные равнины, где холодные зимние ночи позволяли оценить пользу и удобство этих одеял. Известна была и свинья, хотя она не играла в сельском хозяйстве значительной роли.

Лошадей разводили главным образом в Синде и на северо-западе Индии. В декане нельзя было выводить хорошие породы лошадей, и их доставляли в порты Западной Индии морским путем из Синда, Ирана и Аравии. Лошади всегда были роскошью, держало их главным образом воинское сословие. Для рядовых жителей основным транспортным средством служили быки, определенные породы которых могли со значительной скоростью тянуть повозку. Цари Виджалнонара развлекались зрелищем состязанием легких повозок, в которые запрягали в ряд быка и лошадь.

Слон, несомненно, был приучен уже ко времени Будды. В неволе слоны размножаются редко, и за ними приходилось охотиться. Большие участки леса имели назначение слоновых заповедников, где жили следопыты, охотники и дрессировщики, состоявшие на службе у царя. Обычно слонами владели только цари и вожди, а крестьяне, жившие по соседству со слоновьим заповедником, несомненно, проклинали опустошения, производимые этими животными, которые нередко выходили из джунглей и совершали побеги на расчисленные участки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.