Рефераты. Социально-экономическая и культурная характеристика индийского общества ХIII-ХVII вв.

p align="left">Итак, индийцы носили простую одежду, состоявшую из немногих предметов, но зато любили весьма замысловатые украшения из золота, серебра и драгоценных камней самых причудливых сочетаниях. Женщины носили украшения из драгоценных камней на лбу и вдоль пробора. И женщины и мужчины оттягивали свои уши тяжелыми большими серьгами, как это до сих пор делают женщины из сельских местностей Тамилнада. Носили также богато украшенные ожерелья и широкие пояса из перевитого золота со свисающими нитями жемчуга. Браслеты были распространены ещё со времен хараппской культуры, а нужные браслеты, часто с маленькими звенящими колокольчиками, с насыпанной внутрь бренчащей галькой, встречались так же часто, как и теперь. Украшения в носу, без которых в наше время индийская женщина старшего поколения чувствует себя прямо - таки неодетой, не упоминаются в источниках и нигде не изображены. Возможно, они получили распространение только после мусульманского завоевания. Несколько дошедших до нас ювелирных изделий и изображения украшений в пластике и живописи свидетельствует о том, что индийские ювелиры древности достигли очень высокого мастерства. Древний индиец, как и его потомок, наш современник, по-видимому желая сберечь деньги, часто вкладывал их в ювелирные изделия для жены и для себя. Даже бедняки, которые не могли приобрести золото или драгоценные камни, увешивали себя украшениями из серебра, меди, стекла и цветной керамики. Кроме того, во всех слоях общества было принято украшать волосы, уши, шеи прекрасными цветами, которых так много в Индии.

Оба пола применяли косметические средства. Главным из них была паста растертого в тончайший порошок сандалового дерева, часто окрашенная лаком и другими красителями, которой умащали тело целиком или наносили её в виде узоров. Считалось, что эта паста охлаждает кожу в жаркое время года. Краска для глаз, которую обычно изготовляли из растертой в порошок черной сурьмы, употреблялось очень широко, причем считалось, что она не только делает глаза красивее, но и предохраняет их от воспаления. Киноварью, лаком и желтым красителем горочана на лоб наносили мушку (тилака), часто большого размера и причудливой формы. Этот обычай до сих пор принят у индийских женщин. Губы, кончики пальцев на руках и ногах, ладони и подошвы ног нередко окрашивали красным лаком. Хотя оставленные обнаженными части тела иногда разрисовывали сложными узорами, у нас нет явных доказательств того, что в то время применяли татуировку, в настоящее время распространенную во многих частях Индии.

Еда и напитки.

Фа-сянь, в начале V в. посетивший Индию, отменил, что ни один уважаемый человек не ест мяса и его употребление ограничивается низшими кастами. Вероятно, он преувеличивал, но, конечно, к этому времени многие индийцы из высших слоев стали вегетарианцами. Рост вегетарианства был явно связан с доктриной ненасилия, возникшей задолго до Фа-сяня. Цветная ещё в период упанишад, она была детально разработана буддизмом в значительной степени благодаря этим религиям постепенно в Индии перестали практиковать большие ведийские жертвоприношения, при которых закалывали большое количество животных и их мясо съедали. Царствование Ашоки знаменовало поворотный момент в развитии вегетарианства, так как он поощрял его личным примером и прямо запретил убийство многих видов животных.

Вряд ли в какой-нибудь части Индии абсолютное вегетарианство когда-либо распространялось и практикуется до сих пор большинством индуистов высших каст. Наряду с мясом некоторые религиозные тексты запрещают употребление лука и чеснока, возражения против которых возникли по вполне очевидным причинам и никогда не объяснялись религиозными мотивами.

Из литературных источников известно, что кулинария древней Индии почти не отличалась от современной. Мясо и овощи точно так же приготовляли в соусе карру и подавали с рисом. Карри и рис ели с лепешками из муки, современными чапати, и запивали водой, молоком или простоквашей. Излюбленным средством для приготовления пищи было топленое масло,: на нем жарили и им же щедро поливали приготовленное блюдо. Бедняки часто заменяли топленое масло кунжутным или горчичным. Несмотря пищевые продукты, ныне широко распространенные в Индии, были завезены в XVI или XVII в. из Америки португальцами. Наиболее достопримечательный из них - чилли, или красный перец, столь характерный для южно-индийской кухни. Другим нововведением XVII в. был бринджал, или баклажан, а также, конечно, картофель и кукуруза, или моше.

Современный индуизм строго запрещает употреблять алкогольные напитки, и регулярно и пьют либо лица, ведущие европейский образ жизни, либо члены низших каст. Моральные возражения против алкоголя восходят к глубокой древности, но понадобилось данное время, чтобы запрет получил широкое распространение не только среди брахманов. «Книги законов» осуждают алкоголь, и Да-сянь утверждал, что почтенные индийцы не пьют, однако и напитки и пьянства часто упоминаются в литературе, особенно и напитки и пьянство часто упоминаются в литературе, особенно в тамильской, из чего явствует, что это религиозное предписание обычно не соблюдалось. Только XII в. джайненский царь в свое время запретил производство и продажу спиртного во всём своём царстве /там же, с. 326/.

«Артамастра» даёт наставление о производстве под контролем государства алкогольных напитков и приводит несколько кратких и загадочных рецептов, свидетельствующих о существовании многочисленных крепких напитков, часто которых в настоящее время забыто. Среди них названы рисовое пиво, пиво из муки, приправленное пряностями, вино из лесных ягот, майрея, приготовлялся из сахара-сырца, коры дерева мешаненринга и перца, а также вино из манго. Виноградное Вино гнали на севере-западе в вывозили в небольших количествах в остальную Индию. На юге основным алкогольным напитком был тодди, перебродивший сок пальмиры или кокосового ореха, часто упоминаемый в ранней тамильской литературе.

Религиозные представления.

Существует придание о прародине древних ариев, находившейся на территории нынешней Арктики. Учёные предполагают, что около 28 - 36 тысячелетий тому назад из-за отклонения оси Земли, вызванного изменением гравитационных сил Солнечной системы, произошли глобальные перемены климата, сопровождавшиеся сильнейшими стихийными бедствиями на планете. Существует гипотеза, что именно эти события способствовали возникновению легенд о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Кстати, в ведических текстах этот миф также присутствует, только вместо Ноя здесь Ману - прародитель человечества. Гибель гипотетической Арктиды повлекла за собой массовую миграцию народов в направлении нынешнего экватора. Согласно гипотезе, существовало четыре основных направления путей расселения других ариев. Один из них проходил через Скандинавию, Приполярья, Валдайскую возвышенность и истоки Волги (Ра). Другая ветвь ариев сначала расселялась в районе Среднего и Южного Урала, а затем постепенно сместилась на Ближний Восток. Они создали Австрийскую культуру, преемниками которой стали персы и другие народы, населявшие эти места.

Ещё одна ветвь достигла Юго-Восточной Азии, где арии постепенно смешались с дравидами, коренными обитателями этих мест, и создали могущественное богоцентрическое общество Бхарата-Варша со столицей Хастинапур, разрушенное впоследствии монголами. Современная столица Индии Дели построена на её развалинах.

Арии создали удивительную общественную систему варнашрамадхарма, согласно которой все люди, в зависимости от способностей и образа жизни, разделялись на четыре социальные категории (варны) и четыре духовные категории (ашрамы). Общество по аналогии сравнивалась с телом человека: брахманы считалась головой общества, кшатрии - его руками, вашьи - его желудком, а шадры - ногами.

Брахманы - это не жречество, давшее обет поддерживать застывшие доктрины, а интеллектуальная аристократия, которой доверено формирование возвышенной жизни народа. Они были учителями, врачами, астрологами, учёными, настоятелями храмов. Брахманом мог стать лишь тот человек, для которого процесс познавания, развития и синтеза знаний был превыше других объектов материального мира. У него должен был быть от природы хорошо развитый интеллект, превосходная память, открытое и доброе сердце. Честность, терпение, смирение, служение, чистота тела и мысли были его необходимыми качествами /Куценков, 1978, с. 48/.

Другой класс общества - кшатрии, были покровителями учёных брахманов, прирожденными лидерами, руководителями и воинами. Такие люди должны были иметь сильное желание управлять. Кшатрий должен был в первую очередь заботиться о благе своих подданных. Он должен был хорошо знать нужды людей. Он нёс огромную ответственность за всё общество. Благородство, мужество, огромная воля, бесстрашие и сострадание к слабым - вот качества кшатрия. Они должны были защищать граждан от внешних врагов и преступников.

Вайшьи составляли торгово-промышленный класс. В их задачу входило развитие материальной основы необходимой для земной жизни. Они контролировали финансовую систему общества, занимались сельским хозяйством, строительством, производством предметов обихода и торговлей. Эти люди по природе своей любили материальный достаток. В те времена вайшьи использовали только достойные методы и презирали мошенничество и обман /Антонова, 1973, с. 234/.

Четвёртый социальный класс - шудры. Они являлись прирождёнными ремесленниками, любили дело, которое выполняли, были очень трудолюбивы и вкладывали в него всю душу. О таких людях принято сейчас говорить, что у них «золотые руки».

В системе варнашрама-дхарма было развито внимание к положению любого человека. Никто не относился к некоему привилегированному классу. Каждый действовал в соответствии со своими способностями и желаниями. Арии не были завистливы и иногда не пытались изменить своего социального положения. Они считали это бессмысленным.

Арии являлись носителями ведийской религии. Характерная черта ведизма - обожествление сил природы, часто в мифологических образах. Большое значение имели магические обряды. Арии принесли сложный обряд жертвоприношения - Яджну, во время которого в жертву богам приносилось жаренное говяжье мясо и алкогольный напиток Сома.

Основной ведического культа были жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалам, который выполнялся брахманами - знатокам Вед и главным исполнителем обрядов.

Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома.

Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно. Единственным документом для изучения ведической религии являются ранние части Вед. Веды - это, буквально, книги знания. Согласно самой ведической традиции, изначально существовала только одна Веда, полученная непосредственно от Верхнего Господа Вишну. Однако около 5 тысяч лет назад, в связи с духовной деградацией человечества, мудрец Вьяса разделил единую Веду на 4 части, самхитв (сборники): Риг, Сама, Яджур и Атхарва. Ригведа (веда гимнов). это часть Вед имела особое значение в развитии древне-индийского умозрения.

Именно в ней сложились такие понятия, как брахман и атман, рита, сатья, дхарма, карма, мокша, бхава и абхава, майя, авидья и т.п. Тексты ригведы декламировались в качестве приглашения принять жертву. Яджурведа (веда жертвенных формул) Самаведа (веда напевов). В этой веде описывались священные мелодии. Атхарвавда (веда заклинаний). Атхарваведа позже других частей была включена в кокон, поскольку была связана не с жертвоприношениями, а с домашними ритуалами, лечением болезней, заклинаниями от злых духов.

За Ведами следуют брахманы - своего рода комментарии к текстам Вед. Особо выделяются араньяки - тексты-брахманы, предназначенные для отшельников. Заключительный этап Вед составляют упанишады, трактаты религиозно-философского характера. Эти тексты, включая Веды, объедены под общими названием Шрути.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.