Рефераты. Социально-экономическая и культурная характеристика индийского общества ХIII-ХVII вв.

p align="left">В течение многих веков Веда передавались изустно и хранились в жреческих родах. Эта традиция сохранилась даже после распространения письменности.

Древне-индийские философские и религиозные школы четко делятся на признающие и не признающие авторитет Вед.

Школы, признающие авторитет Вед, называются Астика. Астика (санскр. Асти - он есть, существует), обозначение древне-индийских философско-религиозных систем и людей. Верящих в существование трансцендентного мира, соответственно в жизнь после смерти, и признающих авторитет Вед.

К ним относятся: Вайшешика, Веданта, Адвайта-Веданта, Вишишта-Адвайта, Йога, Миманса, Ньяя, Санкхья.

Школы, не признающие авторитет Вед, называются Настика, к ним относятся: Адживика, Локаята, Чарвака. Основным принципом Настики является отрицательное отношение к любым сверхчувственным принципам: непризнание существования бога-абсолюта и отличной от тела души (атмана), будущей жизни и т.д. Настика утверждает бытие индивидуальных объектов, подчиняющихся только закону природы, не имеющей повторений и аналогий /Тюляев, 1988, с. 56/.

2.4 Религии Индии

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой на дальнейшее развитие культуры не только в самой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80% населения Индии), Корни этой религии уходят в глубокую древность.

Ведизм

О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам. содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар. Продеш которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем “ Ригведы” и других ведийских сборников (самхит).

Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна-бог мирового порядка и справедливости; Агни бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агни и Сома.

Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Всего вокруг- растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги как и люди способны были умереть. Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни т.е. появление первой религии.

Индуизм.

В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме- вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны- героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм, буддистских представлений /Косамби, 1968, с. 148/.

Большую популярность очень рано приобрел культ шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор- шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна- социальная роль предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века став основной религией населения. “Книгой книг” индуизма была и остается “Бхагавадгита” часть этической поэмы “ Махамхарата”, в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.

Буддизм.

Значительно позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то что Будда реальное историческое лицо - это факт.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется “нирваной”. Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдания, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать “восьмеричному пути” - праведным взглядам, праведному поведения, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона.

Следуя “восьмеричному пути” человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного “я” можно достичь нирваны.

К периоду Маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. одним из важнейших в доктрине махаямы является учение о ботхисатве-существе способное стать буддой, приближающееся к достижении нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И будда и ботхисатва являются объектами почитания. Согласно махаяне, достижение нирваны происходит посредством ботхисатв и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.

Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Куда вы не посмотрите везде стремления и страсти, пустота и зной разрушительных желаний. ”Мир полон связи и изменений. Все это и есть сансара”. Человек, живущий в мире сансары должен ориентироваться на сочетание четырех этических норм. Тхарма-важнейшая часть основного морального закона, который направляет жизнь вселенной, определяет долг и обязанности людей различных каст; Артха - норм практического поведения; Кама- ценности удовлетворения чувственных побуждений; Мокша - учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливым- таковы нравственные ориентиры древней индии.

2.5 Достижения в области хозяйственной и производственной деятельности

Основой дренеиндийского производства во все времена был труд отдельного ремесленника кустаря, которому помогали главным образом члены его семью. Однако были известны и крупные мануфактуры, обслуживались в основном наемным трудом.

Формой производственной организации в более широком масштабе, чем отдельный ремесленник, и, вероятно, более обычной; чем предпринимались, было объединение работников на кооперативных началах. Существование артелей способствовало развитию разделения труда.

Большую часть своих изделий ремесленник продавал непосредственно покупателю прямо на пороге своей мастерской. Обычно каждый вид ремесла или торговли был сосредоточен на определенной улице или базаре, где находились и мастерская, и лавка, и жилища ремесленника.

Наряду с государством существовал ещё один институт, игравший важную роль в контроле цен и качества товаров. Это была гильдия (шрени), определенная форма производственной и торговой организации, которая имела в древней Индии такое же большое значение, как и во многих других древних и средневековых цивилизациях.

Шрени объединяли как ремесленные, так и отдельных представителей данной профессии в корпоративную организацию, она устанавливала правила труда и оплаты, стандарты и цены на товары, с которыми имели дело её члены. Установления шрени имели силу закона, их поддерживали царь и правительство. По отношению к своим членам корпорация обладала судебными правами, которые признавались государством. Суд шрени, как и совет касты, мог изгнать непослушного члена, и такое наказание практически лишало его возможности заниматься наследственной профессией и низводили до положения нищего /Алаев, 1976, с. 149/.

Во главе корпорации стоял руководитель, обычно называвшийся «старейшина», которому помогал небольшой совет из старших членов. Должность старейшины обычно бывала наследственной, и её занимал один из самых богатых людей шрены. В памитском каноне старейшина неизменно описывается как очень богатый, нередко весьма влиятельным при дворе человек, с которым советуется сам царь. Как и в средневековой Европе, символами корпоративной жизни шрени были собственные знамена, а также церемониальные опахала из хвоста яка, служившие знаками высокого достоинства.

Эти и другие эмблемы иногда жаловались царской грамотой. Члены шрени несли их во время религиозных церемоний. Некоторые корпорации, опять-таки как в средневековой Европе, имели собственную охрану, которые в трудные времена приходила на помощь царской армии. Несмотря на примитивность орудий труда индийских ремесленников, их изделия во все времена вызывали восхищение своим совершенством. Нельзя недооценивать достижения индийцев в развитии производственной техники. Как хорошо видно на скульптурных изображениях, прядильщики и ткачи Индии вырабатывали почти прозрачные шелка и тончайшие муелины. В отличии от древней Греции и средневекового Китая в Индии не получило развитие настоящее искусство керамики.

С эстетической точки зрения ни одно изделие исторической эпохи не может сравниться с простыми и в то же время прекрасными по рисунку доисторическими образцами керамики Северо-западной Индии. Но и гончарные изделия того типа, который обычно называют «северная черная полированная керамика», были большим техническим достижением. Что касается искусства обработки камня, то о нем свидетельствуют огромные монолитные колонны периода Маурьев. Все они сделаны из песчаника, происходившего из одной и той же каменоломни в Чунаре, приблизительно в 25 милях к юго-западу от Варанаси.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.