Рефераты. Советское национально-государственное строительство накануне и в годы Великой Отечественной войны

p align="left">Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, "полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии".

В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Она закрепила дальнейшую демократизацию избирательной системы, отменив ограничение избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд, установив всеобщее избирательное право.

По своему содержанию Конституция 1936г. была значительно шире, чем Конституция 1924г. В ней содержался ряд глав, которых ранее не было: главы об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе. Более детально регулировалось и государственное устройство СССР.

Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако, в весьма усеченном виде. Статья 127 предусматривала равноправие граждан только "независимо от их национальности и расы". В описываемой Конституции впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалось только "в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя".

Помимо политических вопросов в текст Конституции были включены также нормы, утверждающие все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства.

В главе II Конституции “Государственное устройство” (ст.13-29) закреплялись принципы советского социалистического федерализма, добровольность объединения равноправных советских союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик, закреплялся суверенитет союзных республик. Конституция дала исчерпывающий перечень вопросов, относящихся исключительно к компетенции Союза ССР (ст. 14).

Ведению СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления подлежали:

· представительство Союза в международных отношениях, заключение ратификации договоров с другими государствами;

· вопросы войны и мира;

· принятие в состав СССР новых республик;

· контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций союзных республик Конституции СССР;

· утверждение изменений границ между союзными республиками;

· утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик;

· организация обороны СССР и руководство всеми Вооруженными Силами СССР;

· внешняя торговля на основании государственной монополии;

· охрана государственной безопасности;

· установление народных планов СССР;

· утверждение единого государственного бюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных;

· управление банками, промышленными, сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями общесоюзного значения;

· управление связью и транспортом;

· руководство денежной и кредитной системой;

· организация государственного страхования;

· заключение и представление займов;

· установление основных начал землепользования и пользования недрами, лесами и водами;

· установление основных начал в области здравоохранения и просвещения;

· организация единой системы народнохозяйственного учета;

· установление основ законодательства о труде;

· законодательство о судоустройстве и судопроизводстве;

· уголовный и гражданский кодексы; законы о союзном гражданстве;

· законы о правах иностранцев;

· установление основ законодательства о браке и семье;

· издание общесоюзных актов амнистии.

Как видно, четко прослеживается тенденция на расширение прав Союза. Суверенитет союзных республик был ограничен в пределах, указанных в этой статье. Все другие вопросы союзная республика решала самостоятельно. Каждая союзная республика имела свою конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР и учитывающие особенности республик. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла меняться без их согласия.

Конституция закрепила положение об одинаковой силе общесоюзных законов на территории всех союзных республик: в случае расхождения закона союзной республики с законом общесоюзным действовал общесоюзный закон. Следовательно, Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусматривалось право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль в Конституции указан не был. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Для граждан СССР устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР.

В целом в жизни советского общества произошли качественные перемены:

Во-первых, на практике была доказана возможность изменения капиталистических отношений и замены их принципиально иным социальным строем;

Во-вторых, в эти годы были заложены основы нашего военно-политического и индустриального могущества.

В-третьих, были ликвидированы все эксплуататорские классы.

В-четвертых, в стране сложилась две основная форма собственности - общественная в виде государственной и колхозно-кооперативной.

В-пятых, менялся облик всех народов СССР, укреплялись их дружба и сотрудничество.

Новое качественное состояние советского народа привело политическое руководство страны к выводу о том, что в СССР в основном построено социалистическое общество. Как уже отмечалось, изменения в развитии страны были закреплены в Конституции СССР (5 декабря 1936г.).

Сегодня уже понятно, что данная конституция носила скорее декларативный характер.

Вопрос 3: Национально-государственное строительство накануне Великой Отечественной войны

В 30 - 40-е года происходят большие изменения в организации государственного единства. Они развиваются под воздействием двух групп факторов - внутренних и внешних. Главным внутренним источником развития формы государственного единства явилось становление новой исторической общности людей - советского народа, развитие социалистических наций и народностей.

На развитие единства влияли и внешние факторы, то есть расширение территории советского государства в 1939 - 1940-х годах, имевшие различную природу.

Происходит изменение количества союзных республик, их границ и правового статуса. В результате принятия новой конституции Союза одна союзная республика была упразднена (ЗСФСР), но возникло пять новых членов Советского Союза. Причины ее упразднения в разных источниках раскрыты по-разному. Принято считать основной из них изменение исторической обстановки, достижение тех целей, для которых создавалась ЗСФСР. Если раньше республики подталкивала к объединению скудность имевшихся ресурсов каждой из них, то теперь бедность Закавказья ушла в прошлое. Достаточно сказать, что по сравнению с 1913 годом крупная промышленность Азербайджана выросла в 6,8 раза.[1;37] Экономические связи, которые сплачивали республики Закавказья, конечно, еще более укрепились. Одновременно возрос и удельный вес непосредственных связей каждой из них и с другими союзными республиками. Самое главное, что отпала специфическая причина, вызвавшая в свое время необходимость объединения - стремление к установлению национального мира, которого не было в Закавказье в первые годы Советской власти.

Известно, что вопрос об упразднении ЗСФСР был поставлен на июньском (1936г.) Пленуме ЦКВКП(б) при обсуждении проекта новой конституции Союза. Пленум высказал мнение, что ЗСФСР выполнило свою историческую задачу и поэтому может быть ликвидирована. Эта идея была реализована в конституции СССР 1936 года, предусмотревшей непосредственное вхождение трех закавказских республик в состав СССР.

В феврале 1937 года Чрезвычайный Восьмой Всегрузинский съезд Советов принял новую конституцию республики как члена Союза ССР. В марте того же года Чрезвычайный Всеазербайджанский съезд Советов принял постановление о непосредственном вхождении в состав СССР. В Армении идея непосредственного вхождения была поддержана еще при обсуждении проекта конституции Союза и закреплена в ее основном законе, принятом 23 марта 1937 года. Подобно Азербайджану и Грузии на съезде Советов было принято специальное постановление «О ликвидации Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики», в котором говорилось: «согласно 13-й статье Конституции СССР, по которой устанавливается непосредственное вхождение Азербайджанской ССР, Грузинской ССР и Армянской СССР в Союз ССР признать необходимой ликвидацию ЗСФСР и ее руководящих органов, выполнивших свою историческую роль». [5;464] Таким образом, их новый правовой статус был определен не только общесоюзным законом, но и высшими органами самих республик.

Несколько иначе вошли в состав СССР еще две новые союзные республики - Казахская и Киргизская, преобразованные из автономных.

Казахская государственность возникла в 1920-м году, когда была образована в составе РСФСР автономная республика, получившая тогда название Киргизская. В 1921-м году к этой республике были присоединены две крупные губернии - Акмолинская и Семипалатинская. В 1924-м в ходе национально - государственного размежевания Средней Азии, к Казахстану отошли значительные территории, примкнувшие к республике с юга, в том числе Семиреченская и Сыр-Дарьинская области. Территория республики выросла на 1/3, а население почти на 1,5 млн. человек.[6;243] Теперь все казахские земли были воссоединены. В 1925-м году было восстановлено исторически правильное название республики, ее населения. Пятый съезд Советов Киргизской АССР постановил впредь именовать коренное население казахами, а саму республику - Казахской.

Рост и укрепление Казахской АССР побудил некоторых работников республики поставить вопрос о преобразовании ее в союзную. Но в 1924-м это было еще преждевременно: отсталая экономика, плохие средства сообщения, сплошная неграмотность, патриархально-феодальные пережитки не позволили бы без помощи РСФСР успешно развивать республику.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.