Произошли в этот период также важные изменения границ некоторых союзных республик. Здесь нужно отметить, прежде всего, присоединение западных областей Белоруссии к БССР, т.е. воссоединение всего белорусского народа в едином советском государстве, осуществленное в 1939г.
Когда Германия напала на Польшу и быстро разгромила её, возникла угроза, что немецкие войска скоро окажутся на нашей границе. С другой стороны, восточные районы тогдашней Польши были не чем иным, как захваченными в ходе Гражданской войны и интервенции территориями, заселенными по преимуществу белорусами и украинцами.
Как помним, после неудачного финала войны с Польшей в 1920г. Советской России пришлось согласиться на невыгодные условия мира и отодвинуть свою границу, вернее границу советской Белоруссии, намного восточнее.
Белорусское население районов, отошедших к Польше, оказалось под тяжелым национальным и социальным гнетом и, естественно, мечтало об объединении со всей Белоруссией. В сентябре 1939г. это оказалось возможным.
Как уже отмечалось, 17 сентября Советский Союз ввел свои войска в Восточную Польшу, т.е. в Западную Белоруссию, а также в Западную Украину. Население этих областей цветами встречало воинов-освободителей. Вскоре избранное на демократической основе Народное Собрание Западной Белоруссии приняло решение просить Советский Союз о включении её в состав Союза и Советской Белоруссии. Эта просьба была, конечно, удовлетворена.
Аналогично присоединилась к Союзу и Западная Украина. А на следующий год территория этой республики увеличилась еще больше, когда к ней были присоединены три украинских уезда Бессарабии и Северная Буковина. Это означало, что почти все украинские земли воссоединились в рамках Советской Украины.
Следует отметить изменение границ одной республики, первоначально не входившей в состав Союза - Литовской. Дело в том, что когда в 1920 году Советской России пришлось признать буржуазную государственность в Литве, были определены и границы новой республики, включавшие в себя Вильнюс и Виленский край. Однако как только Литва изменила статус и лишилась поддержки мощных восточных соседей, панская Польша тотчас отняла у нее Виленский край вместе со столицей республики - Вильнюсом. Теперь же, когда Красная Армия заняла Восточную Польшу, Советское государство решило вернуть Литве Виленский край. При вхождении Литвы в состав Советского Союза, она уже имела новые границы.
Для развитых союзных республик характерно в данный период и изменение их правового статуса. Новая Конституция СССР закрепила те тенденции к централизации, которые наблюдались на всем протяжении переходного от капитализма к социализму периода. Управление промышленностью, которое до упразднения ВСНХ было сферой совместной компетенции Союза и союзных республик, теперь все больше переходило в руки Союза, поскольку новые промышленные наркоматы создавались преимущественно как общесоюзные. Централизация управления сельским хозяйством выразилась в создании Наркомзема СССР, которому были подчинены наркоматы земледелия республик.
Созданный в 1932 году Наркомат зерновых и животноводческих совхозов с самого начала стал общесоюзным органом. Налоговая реформа централизовала финансовые отношения. Конституция 1936 года создала единую стройную систему прокурорских органов, окончательно подчинив прокуратуры республик прокурору Союза. Конституция отнесла также к ведению союза издание уголовного, гражданского, процессуальных кодексов. Были расширены и еще некоторые другие права Союза.
Причины определенного изменения статуса союзных республик были двоякого свойства - объективные и субъективные. С одной стороны, построение и дальнейшее развитие социалистического общества закономерно предполагают его все большую интеграцию, создание единого хозяйства, которое не мыслимо без дальнейшей политической консолидации. С другой стороны, элементы избыточной централизации были порождены субъективистскими взглядами И. В. Сталина.
Получает дальнейшее развитие советская автономия. Конституция СССР изменила круг и характер автономных единиц. Как уже отмечалось, две из них были преобразованы в союзные республики, в то же время некоторые автономные области были преобразованы в АССР. Конституция закрепила и возникновение новой формы автономности - национального округа. Уже на грани 30-х годов автономность получают наиболее отсталые районы страны. Это прежде всего народы Крайнего Севера, шагнувшие в социализм прямо из родового строя. В 1926 году ЦИК и СНК РСФСР утвердили временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР. Положение допускало, в частности, возможность родовых туземных Советов.
Благодаря последовательному проведению национальной политики, направленной на всесторонний подъем экономики и культуры ранее отсталых народов, государству удалось относительно быстро добиться заметных успехов в развитии малых народностей Крайнего Севера и Дальнего Востока. Это позволило создать национально-государственные образования этих народов, что в дальнейшем способствовало поднятию их культурного и хозяйственного уровня. Поднялся, естественно, и политический уровень. В частности, в предвоенные годы был ликвидирован родовой принцип построения органов власти. Советы стали здесь строится, как и по всей стране.
Формой автономии для народов Крайнего Севера был избран национальный округ. Первый национальный округ - Коми-Пермяцкий - был образован еще 1925 году. В 1929 году был создан Ненецкий округ. Теперь образование национальных округов народов Крайнего Севера и Дальнего Востока приняло массовый характер. В 1930 году были созданы Корякский, Чукотский, Таймырский, Эвенкийский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий национальные округа. Национальные округа были образованы только в РСФСР. Они вошли в состав соответствующих областей и краев.
Идет и качественное развитие автономии народов СССР, отражающее их неуклонный рост, успехи на пути от отсталости к прогрессу. В 1932 году Кара-Калпакская автономная область была преобразована в автономную республику. В 1935 году такое же преобразование коснулось Калмыкии, а в 1934 - Удмуртии и Мордовии. Особенно показателен пример развития правового статуса Мордовии.
Вопрос об автономии мордовского народа был поставлен еще в середине 20-х годов. Однако большим препятствием в деле ее создания была распыленность мордовского населения между несколькими губерниями, отсутствие достаточно крупного компактного национального ядра. Тем не мене в 1928 году в составе Средне-Волжской области был создан Мордовский округ с центром в г. Саранске, мордовское население в округе составляло лишь 1/3.[14;89]
В 1930 году округ был преобразован в автономную область, вошедшую в состав Средне-Волжского края. При этом территория области была несколько изменена, что привело к некоторому увеличению удельного веса коренного населения в новых границах области. А вскоре область была преобразована в автономную республику.
Были образованы также две новые автономные области - Хакасская и Еврейская.
Уже в начале периода было произведено одно существенное изменение в административно-территориальном устройстве, закрепленное затем и в Конституции. В целях улучшения работы местных советов в административно-территориальном делении страны было ликвидировано окружное звено. Это устранило лишнюю ступень в системе органов власти и управления и позволило направить высвободившихся работников для укрепления районного звена.
Вопрос 4: Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны
Изменение национально-государственного устройства Советского Союза в годы Великой Отечественной войны осуществлялось в нарушение Конституции (Основного Закона) СССР и были связаны с депортацией целых народов. При этом решение о ликвидации того или иного национально-государственного образования, как правило, принимали ЦК ВКП(б), ГКО совместно с СНК СССР, а затем Президиум Верховного Совета СССР утверждал соответствующие указы, которые при необходимости дополнялись постановлениями ГКО и Совнаркома СССР.
Начало изменению государственного устройства СССР и союзных республик положило постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 12 августа 1941г. “О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья”. В соответствии с этим постановлением Президиум Верховного Совета СССР 28 августа принимает указ, в котором отмечалось, что в районах Поволжья “имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов” среди немецкого населения. Это обвинение послужило основным для депортации в Сибирь, Казахстан и другие регионы в” 1941--1942 гг.огромного количества немцев, проживавших в различных республиках и областях СССР и в Автономной Республике немцев Поволжья.
Сама республика даже не была юридически ликвидирована, а по указу Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1941г. ее районы были включены в состав Саратовской и Сталинградской областей.
12 октября 1943г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР “О ликвидации Карачаевской автономной области и об административном устройстве ее территории”. По указу карачаевцы были обвинены в “предательстве” и в участии на стороне германских войск в борьбе «с Советской властью».
На этом основании было депортировано почти 69 тыс. человек, а районы Карачаевской АО переданы в состав Ставропольского и Краснодарского краев и Грузинской ССР.[16;58]
Через полтора месяца участь карачаевцев разделили и калмыки. Президиум Верховного Совета СССР в своем указе от 27 декабря 1943г. отмечал, что “многие калмыки изменили Родине, вступили в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии” и т. п. Поэтому Калмыцкая АССР была ликвидирована, более 90 тыс. калмыков переселены в другие районы СССР, большая часть территории республики включена в состав Астраханской области, а остальные районы переданы Сталинградской и Ростовской областям и Ставропольскому краю.[16;76]
Обвинения, подобные вышеизложенным, были предъявлены чеченцам и ингушам. 7 марта 1944г. Президиум Верховного Совета СССР постановил ликвидировать Чечено-Ингушскую АССР, образовать в составе Ставропольского края Грозненский округ, в который включить большую часть республики, а остальную территорию передать Дагестанской, Северо-Осетинской АССР и Грузинской ССР. По этому указу было депортировано около 500 тыс. чеченцев и ингушей. Вслед за Чечено-Ингушской АССР указом от 8 апреля 1944г. Кабардино-Балкарская АССР переименовывается в Кабардинскую АССР, часть ее территории включается в состав Грузинской ССР, а почти 37 тыс. балкарцев выселяются с родной земли.[14;134] В 1944г. перестала существовать и самостоятельная Тувинская Народная Республика, “добровольно” вошедшая в СССР как автономная область РСФСР.
30 июня 1945г. Президиум Верховного Совета СССР преобразовывает Крымскую АССР в Крымскую область в составе РСФСР.
Характер межнациональных отношений на территории нашей страны в годы Великой Отечественной войны, на мой взгляд, определялся спецификой этнической программы фашистской Германии, национальным составом коренного и прибывающего по эвакуации населения в тыловых районах, экстремальными условиями войны, с одной стороны, ухудшившими материально-бытовое положение людей, что привело к усилению социальной напряженности в тылу, а с другой - сплотившими народ против общего врага.
Депортации в годы войны подверглись не только народы, имевшие свою государственность, но и представители других национальностей: греки, крымские татары и др. Всего к концу 1945г. на спецпоселении находились 2342 тыс. человек.[3;48] Переселенцы и спецпоселенцы использовались в качестве дешевой рабочей силы для освоения рыбных промыслов, на лесоразработках, в угольной промышленности, на строительстве предприятий в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7