Рефераты. Советское национально-государственное строительство накануне и в годы Великой Отечественной войны

p align="left">При депортациях происходили эксцессы, жестокости и преступления. В прессе говорилось о массовой гибели крымских татар при транспортировке, хотя на деле именно для них она прошла сравнительно благополучно: из 151720 человек, депортированных в мае 1944г., органами НКВД Узбекистана по актам было принято 151529 человек (умер в пути 191 человек).[3;60] Но речь не об эксцессах, а о сути. Этот тип наказания, тяжелый для всех, был спасением для большой части мужчин, а значит для этноса. Если бы чеченцев судили индивидуально по законам военного времени, это было бы этноцидом - утрата такой части молодых мужчин подорвала бы демографический потенциал народа. Благодаря архаическому наказанию численность чеченцев и ингушей с 1944 по 1959г. выросла примерно так же, как у народов Кавказа, не подвергнувшихся депортации. В местах поселения они получали образование на родном языке и не испытывали дискриминации при получении высшего образования. Они вернулись на Кавказ выросшим и окрепшим народом.

Уже с 28 августа 1941г., в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья", все советские немцы были превращены в спецпереселенцев.

Что касается поляков, то их положение неоднократно менялось на протяжении войны и зависело от перипетий в советско-польских отношениях. С присоединением Западной Украины и Западной Белоруссии в сентябре 1939г. жители этих территорий становились советскими гражданами. В период с сентября 1939г. по июль 1941г. производилась депортация во внутренние районы СССР, так называемых неблагонадежных элементов (среди них были поляки, евреи, украинцы, белорусы и представители других национальностей). Эти люди отправлялись на спецпоселение.

30 июля 1941г. между правительством СССР и польским эмигрантским правительством в Лондоне были установлены дипломатические отношения. В связи с этим была проведена амнистия поляков - военнопленных и спецпереселенцев. В декабре 1941г. было сделано изъятие из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 ноября 1939г., в соответствии с которым лица, прибывшие из Польши после 1-2 ноября 1939г., считались польскими подданными. По данным польского посольства, был зарегистрирован 265 501 польский гражданин, в том числе на территории РСФСР 117 тыс.[12;789]

В середине 1942г. советско-польские отношения обострились в связи с уходом с территории СССР армии Андерса. Были закрыты польские представительства в СССР, а 15 января 1943г. было принято постановление СНК СССР "О советском гражданстве некоторых категорий бывших польских граждан". На его основании была проведена паспортизация бывших польских граждан, проживавших в СССР, и все они попали в разряд эваконаселения.

Поскольку война приняла долговременный характер, пребывание людей в эвакуации затянулось на несколько лет. Состав коренного населения Урала, как и других тыловых районов СССР, изначально отличался этнической пестротой, что было обусловлено особенностями исторического и территориально-географического положения региона. Так, по данным переписи 1939г., среди жителей Урала русские составляли 71.54%, татары - 8.95, башкиры - 5.96, удмурты - 3.89, украинцы - 3.00, мордва - 1.53, чуваши - 1.07% и т.д.[12;824]

В 1930-е гг. произошли массовые перемещения людей на строительство уральских гигантов социндустрии. Пестрота национального состава усилилась вследствие притока в регион раскулаченных, репрессированных и депортированных в 1920-1940-е гг. То же произошло и после эвакуации. Среди прибывших на 1 октября 1941г. по эвакуации в Свердловскую обл. 54.5% составляли русские, 30 - евреи, 9.7 - украинцы, 2.9 - белорусы, 0.5 - поляки, 0.7 - латыши, 0.4 - эстонцы, 0.2 - литовцы, 0.04 - молдаване, 1.1 % - представители других национальностей.[15;92]

На Урале в 1941-1943 гг. жили и работали представители 60 наций и народностей из 52 областей и республик страны. В 1943 г. в состав партийных организаций входили коммунисты 50 национальностей из Оренбургской обл., 49 - из Башкирской АССР, 55 - из Пермской обл., 65 - из Свердловской обл., 44 - из Удмуртской АССР, 66 - из Челябинской обл.[15;154]

Местными партийными и государственными органами проводилась работа по интернациональному воспитанию трудящихся и учету национальных интересов эваконаселения. Идеи нерушимой дружбы наций и народностей СССР пропагандировались через средства массовой информации, наглядную агитацию; проводились лекции, организовывались митинги и т.п. Для детей эвакуированных эстонцев в Далматовском, Варненском, Верхнеуральском, Макушинском и Чесменском районах Челябинской областей были открыты школы или классы с преподаванием на родном языке.

В декабре 1942г. во многих городах и районах Урала были проведены мероприятия, посвященные 25-летию со дня провозглашения 1-ым Всеукраинским съездом Советов Украинской ССР.

Органы партийной и государственной власти, профсоюзные и другие общественные организации оказывали эвакуированным помощь в улучшении их материально-бытового положения, проявляли заботу об охране их здоровья. Так, в Удмуртии была открыта Озоно-Чепецкая лесная школа-санаторий, в которой лечились эвакуированные польские дети. Подготавливались кадры для национальных республик. Например, в поселке Тирлянский, Башкирской АССР в 1942г. функционировала спецшкола медсестер Латвии.

Плодотворно и взаимообогащаясь работала творческая интеллигенция. Профессорско-преподавательский состав учебных заведений Урала пополнился эвакуированными специалистами и стал более высококвалифицированным. Деятели культуры Украины, находясь в эвакуации в Башкирии, благодарили за оказанный им теплый прием.

По инициативе Союза писателей Башкирии и украинской секции писателей при активном участии общественности республики в 1941г. отмечался юбилей украинского поэта И. Франко. Люди разных национальностей участвовали во всенародной помощи фронту. Летом 1942г. среди молдавских граждан прошел сбор средств на постройку танков "За Советскую Молдавию".

Отношения между эвакуированными и местными жителями различных национальностей на бытовом уровне в целом можно охарактеризовать как дружелюбные. И все же, если мы хотим воссоздать объективную картину исторических событий, необходимо сказать о негативных явлениях, происходивших в тылу. Прибывавших по эвакуации евреев в основном встречали хорошо, но иногда проявлялись антисемитские настроения. Как правило, они возникали на фоне неприязни к эваконаселению в целом и были особенно заметны в сельской местности.

Система советского государственного аппарата в центре и на ме-стах, сложившаяся к 1941г., в основном, сохранялась и во время войны. Однако новые задачи и условия военного времени требовали перестройки государственного аппарата, создания новых чрезвычайных органов государственной власти с соответствующим распределением компетенции между ними. Широкая коллегиальность во многом уступила место оперативному единоначалию. Ленинский принцип демократического централизма осуществлялся в новых формах, вызванных задачами разгрома врага.

Вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР 22 июня 1941г. потребовало принятия партией и правительством неотложных мер по мобилизации всех материальных и духовных сил советского народа на отпор врагу. В тот же день Президиум Верховного Совета СССР издал несколько указов исключительной важности:

1. Указ «О военном положении», которым устанавливалось, что в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов,-- высшему командованию войсковых соединений. В местностях, объявленных на военном положении, военным властям были предоставлены следующие права:

а) в соответствии с действующими законами и постановлениями правительства привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями;

б) устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений;

в) объявлять трудовую и автогужевую повинность для военных надобностей;

г) производить изъятия транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества как у государственных, общественных и кооперативных предприятий и организаций, так и у отдельных граждан;

д) регулировать время работы учреждений и предприятий, в том числе театров, кино и т. д.; организацию всякого рода собраний, шествий и т. п.; запрещать появление на улице после определенного времени, ограничивать уличное движение, а также производить в необходимых случаях обыски и задержание подозрительных лиц;

е) регулировать торговлю и работу торгующих организаций (рынки, магазины, склады, предприятия общественного питания), коммунальных предприятий (бани, прачечные, парикмахерские и т. д.), а также устанавливать нормы отпуска населению продовольственных и промышленных товаров;

ж) воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении;

з) выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной на военном положении, или из отдельных ее пунктов лиц, признанных социально опасными как по своей преступной деятельности, так и по связям с преступной средой.

По всем этим вопросам военные власти имели право издавать обязательные для всего населения постановления, устанавливая за неисполнение их наказание в административном порядке в виде лишения, свободы до шести месяцев или штрафа до 3000 руб., а также отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать их безусловного и немедленного исполнения.

Все местные органы государственной власти, государственные, общественные учреждения, организации и предприятия были обязаны оказывать полное содействие военному, командованию в использовании сил и средств данной местности для нужд обороны страны и обеспечения общественного порядка и безопасности.

За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей; а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные привлекались к уголовной ответственности по законам военного времени. В изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов. В Указе приводился перечень этих дел. В тот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий.

2. Указ «О мобилизации военнообязанных по Ленинградскому, Прибалтийскому особому, Западному особому, Киевскому особому, Одесскому, Харьковскому, Орловскому, Московскому, Архангельскому, Уральскому, Сибирскому, Приволжскому, Северо-Кавказскому и Закавказскому военным округам». Мобилизации подлежали военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918г. включительно.

3. Указ «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения».[8;38]

26 июня 1941 г. издается Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», которым директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли было предоставлено право устанавливать, с разрешения Совнаркома СССР, обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день с оплатой в полуторном размере. Указом отменены  очередные и дополнительные отпуска (кроме отпусков в случаях болезни, по беременности и родам).[8;56]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.