Рефераты. Светская и церковная власть, их взаимодействие в контексте "Жития митрополита Филиппа"

Светская и церковная власть, их взаимодействие в контексте "Жития митрополита Филиппа"

61

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности исторической ситуации на Руси в период создания "Жития митрополита Филиппа" и их влияние на становление царской власти

1.1 Становление царской власти

1.2 Опричнина как основная причина раздора двух иерархов

1.3 Положение церкви в период правления Иоанна Грозного

Выводы по первой главе

Глава 2. Жизнь и деятельность митрополита Филиппа по укреплению своей власти в различных редакциях "Жития..."

2.1 Биография митрополита и становление его в церковного иерарха по "Тулуповской" редакции "Жития..."

2.2 Описание соловецкой жизни, личность митрополита и назревание конфликта по "Колычевской" редакции

Выводы по второй главе

Глава 3. Светская и церковная власть в контексте "Жития" (по краткой редакции)

3.1 Светская власть в контексте "Жития митрополита Филиппа"

3.2 Развитие взаимодействия церкви и государя в контексте "Жития"

Выводы по третьей

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Для получения исторических сведений используются самые различные источники, среди которых немаловажное место занимают литературные, в частности, житийная литература. Сочинения Курбского А.М. и немцев-опричников, несмотря на их пристрастность, уже давно используются как источник в исторической литературе. Наряду с ними в научную литературу вошло «Житие Филиппа, митрополита Московского». Время составления этого памятника точно не установлено, основные его редакции относятся к XVII веку. Предположительно, первый вариант «Жития» был создан вскоре после перенесения мощей митрополита Филиппа в Соловецкий монастырь (1591).

Актуальность темы исследования: изучение текстов редакций «Жития митрополита Филиппа», позволяет описать формирование светской и церковной власти времен Иоанна Грозного. Отсутствие подобных описаний свидетельствует о необходимости исследования данного явления, связанного с раскрытием многих углов и обстоятельств жизни иерархов церкви в прошлом и настоящем. Всё это подчёркивает актуальную значимость изучения выше названной проблемы. Её актуальность определяется рядом обстоятельств: - особенно много споров в настоящее время вызывают исключительно важные проблемы взаимоотношения Церкви и государства, личности и государства, взаимоотношения светских и церковных иерархов...

Проблема данного исследования: в связи с чем в различных редакциях «Жития» по разному освящено взаимодействия двух иерархов.

Цели данной работы - проследить становление царской власти и её укрепление Иваном IV; выявить истоки противоречий и причины раздора светской и церковной власти во второй половине шестнадцатого века в контексте «Жития» и выделить этапы взаимодействия двух иерархов; На основе текстов редакций «Жития» показать состояние светской и церковной власти и их взаимодействие времени Ивана Грозного.

Объект исследования - различные редакции «Жития Филиппа, митрополита Московского».

Предметом исследования явились светская и церковная власть в контексте «Жития» и динамика их становления в XVI веке.

Анализ собранных материалов позволил сформулировать общую гипотезу исследования: Взаимодействие светской и церковной власти освящено по разному в различных редакциях «Жития» в следствии различных взглядов их авторов.

Проблема, цели и предмет исследования предопределили следующие его задачи: установить, как отражено в различных редакциях «Жития» взаимоотношения двух иерархов; проследить этапы становления взаимодействия двух властей и дать им историческую оценку; определить истоки противоречий и их значимость.

Житие митрополита Филиппа детально не исследовано. Существует ряд мнений по его датировке и авторству: В.О. Ключевский считает, что обе пространные редакции созданы на Соловках, то есть восходят к одному протографу, но отмечает первоначальность Тулуповской редакции. До Ключевского исследованием жития никто так кропотливо не занимался, а лишь встречаем разрозненные записи о его существовании. Например в Милютинской минее 1646 - 1654 годов, где говорится, что данное житие «составлено насельниками Соловецкими». Исследованием данного агиографического памятника занялась Г.Г. Латышева, которая в своей работе «Житие митрополита Филиппа. Исследования и тексты», высказала сомнения о выводах В.О. Ключевского о первоначальности Тулуповской редакции и пришла к выводу, на основе текстологического анализа, о первоначальности Колычевской редакции. Но последние исследования, проведённые историками П.А. Бушковичем и В.А. Колобковым в труде «Исследования жития митрополита московского Филиппа», на основе сравнения тех же редакций с использованием новейших достижений техники установили достоверность взглядов В.О. Ключевского и подтвердили первичность «Тулуповской» редакции. Последнее исследование «Жития» было проведено в 2001 году И.А. Лобаковой, которая в своём труде «Житие митрополита Филиппа» проанализировала все предыдущие исследования и пришла к выводу о первичности «Тулуповской» редакции. Она также акцентировала внимание на краткой редакции, пользуясь трудом И. Яхонтова «Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник», она пришла к выводу что данная редакция наиболее полно и достоверно даёт нам сведения о исторической ситуации шестнадцатого века. Она отмечает, что до нашего времени не дошла точная копия пространной редакции, созданная в середине XVII века, а краткая редакция является её простым сокращением.

Теперь необходимо сказать о трудах авторов, посвящённых анализу деятельности Ивана Грозного и митрополита Филиппа как исторических деятелей. Царь Иван Васильевич незаурядная личность, ему посвящены многие труды видных историков. В своих оценках они исходили из собственных мировоззренческих представлений. Так Михаил Михайлович Шербатов, как представитель аристократической части дворянства, в своём труде «История Российская от древнейших времён» он даёт оценку правления Ивана Грозного. Основное его положение - правление Ивана Грозного было благодетельным, пока он слушался боярского совета; его жестокость и беспочвенная подозрительность привели к устранению добрых советников и гибельным для России последствиям опричнины.

Оппонентом взглядов М.М. Щербатова стал Иван Никитич Болтин. В своём труде «Примечания на «историю древния и нынешния России», он опровергает его взгляды, сочувствуя политике Ивана Грозного. Его концепция сводится к крепкой самодержавной власти и он является сторонником участия в правительстве аристократии - что он видит в политике Грозного. Так как Грозный укрепляет централизованную власть, то автор связывает конец феодализма с реформами Ивана Грозного. Сравнивает его правление и находит много общего с деятельностью Людовика XI Французского.

Труды М.М. Щербатова оказали влияние на взгляды Николая Михайловича Карамзина. В своём труде «История государства Российского» Н.М. Карамзин даёт Ивану Грозному не однозначную оценку, как незаурядному политику и как психологически не уравновешенной личности, в частности про убийство митрополита Филиппа по его приказу. Как отмечает историк, царь в последствии «печаловался о смерти святителя». Также как и Щербатов, Карамзин симпатизирует дворянской оппозиции самовластию Ивана IV.

Историки государственной школы, и прежде всего С.М. Соловьёв, рассматривали деятельность Ивана Грозного, как вытеснение старых «родовых» начал «государственными». При всей жестокости Грозного его политика была шагом вперёд, в победе государственных начал, а митрополит Филипп стал одной из очередных неминуемых жертв.

Историк С.Ф. Платонов создал свою концепцию деятельности Ивана IV. По его мнению, Иван Грозный вёл борьбу против боярства как главного тормоза на пути централизации, а митрополит Филипп стал помехой в этом.

В противовес мнению Соловьева выступает взгляд Дмитрия Ивановича Иловайского, который в своём труде «История России» резко отрицательно отзывается о Иване грозном и о его правлении. Последствия его царствования приравнивает к последствиям ордынского нашествия, раскрывая личность Ивана как деспота.

Ученик С.М. Соловьёва - Василий Осипович Ключевский развивает взгляды учителя. Он осторожно намекает на односторонность методики его исследования и в частности оценки роли Ивана IV в истории России. Ключевский рассматривает зверства Ивана как реакцию на народные возмущение, вызванное разорением. При малейшем затруднении царь склонялся в дурную сторону. Историк считает, что Грозный предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно поколебал основные устои этого порядка, что в дальнейшем привело к смуте. В своём труде «Жития святых как исторический источник» Василий Осипович даёт характеристику личности митрополита Филиппа, которого он видит борцом за справедливость, не побоявшегося выступить против тирании Грозного, способного в полной мере управлять собой и вверенной ему церковью. Он называет его «праведником».

Автором, исследовавшим деятельность и Ивана Грозного и митрополита Филиппа, является Георгий Петрович Федотов. В своём труде «Святой Филипп митрополит Московский» он считает бессмысленным разделение государства Иваном грозным на две части (опричнина). Говорит о пагубности опричнины для истории России. Историческую значимость митрополита Филиппа он определяет как борца «за правду Божию». Федотов, исследуя житие митрополита, говорит о особой его миссии и в истории Русской церкви и в истории России, как «светоча в тёмном правлении Ивана». Его взгляды схожи с взглядами Р.Г. Скрынникова, который в своём труде «Филипп Колычев» говорит, что жестокие удары судьбы не сломили Филиппа, что он не захотел стать игрушкой в руках самодержца и своим авторитетом освятил его преступления. Автор рассматривает опричнину в качестве главного рычага в процессе централизации русского государства. Таким образом, по мнениям Скрынникова можно сделать вывод о противостоянии митрополита Филиппа централизации государства. Что по нашему мнению не подтверждается житием митрополита Филиппа, который был последовательным иосифлянином, государственником (за централизацию и укрепление власти), почему и был позван самим царём на митрополию. Подтверждением этого является его деятельность на Соловках в некотором смысле государство в государстве.

Церковный историк А.А. Дворкин первым увидел причину конфликта Грозного с митрополитом Филиппом в том, что Иоанн Васильевич насаждал и формулировал значение государя как западного деспота, чему воспротивился митрополит, что привело к нарушению симфонии, которая ранее была на Руси.

Другой церковный богослов А.И. Осипов видит причину конфликта двух ветвей власти «господством страстей в душе верховного носителя светской власти», что привело к отсутствию нравственного начала в политике Ивана Грозного, что делает православного царя,при всём его благочестии, царём-мучителем.

Другой современный церковный историк архимандрит Макарий (Веретенников) в своём труде «Церковные иерархи XVI века», отмечает, что конфликта как такового не было, а Иван Грозный боролся со всеми, кого подозревал, его же подозрительность моментами доходила до параксизма.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы: - текстологический анализ, его используем при сравнении различных редакций жития, для выявления происхождения редакции и её дальнейшей оценки.

- изучение и анализ монографических исследований и отдельных статей по теме работы, используется на протяжении всей работы для сопоставление мнений различных учёных по данной теме и подтверждения сделанных выводов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.