Смерть Макария была воспринята как общенародное горе. Его оплакивал и государь, и весь народ. Место митрополита занял Афонасий. Однако он оставался митрополитом не долго. Царь был недоволен его деяниями. Несмотря на то, что «Житие Филиппа» использовалось еще в трудах Н.М.Карамзина, полностью оно было издано лишь в 1928 году в Париже Г.П.Федотовым. Такой долгий период забвения не был случайным. «Житие Филиппа» по своему содержанию выходило за рамки произведений житийного жанра. В нем содержалось описание политической борьбы в среде епископата Русской Православной Церкви. Епископы Пимен Новгородский, Пафнутий Суздальский, Филофей Рязанский, духовник царя, Соловецкие монахи и настоятель Паисий обличались, как предатели Филиппа.
Таким образом, в «Краткой» редакции «Жития митрополита Филиппа» выборка глав из Поучения Агапита содержит не только комплекс нравственных требований к властителю, но и политических деклараций: темы границ самовластия, роли церкви в решении государственных проблем и государя в решении церковных, рассуждения о том, что есть закон и в какой мере он ограничивает царя, о месте в государственном устроении советников государя, обличение «лукавых советников», «творящих вся на угождение царю»[4, c. 69], в высшей степени актуальны для произведений XV--XVII вв.
Со стремлением к предельно лаконичному изложению событий в тексте Повести можно связать выпадение имен «угодников царевых», которые упоминались в других редакциях: среди врагов митрополита названы лишь Пимен Новгородский, Пафнутий Суздальский, соловецкий игумен Паисий, Малюта Скуратов. В Краткой редакции Жития и редакции Милютинской Минеи недругов у Филиппа гораздо больше: Филофей Рязанский, духовник царя благовещенский протопоп Евстафий, архимандрит Феодосии, князь Василий Темкин, Василий Грязной, Алексей (в Житии он назван Александром) Басманов, Стефан Кобылин (впрочем, о нем не сообщается и в списке Милютинской Минеи). Все эти персонажи в тексте Жития раскрывали тему многоликости зла, связи его с разными качествами, которые толкают человека на путь служения злу: трусостью, гордыней, завистью, злобой, слабостью духа, тщеславием. Потому Филипп был противопоставлен не только царю, но и множеству других эпизодических героев. В этой череде противопоставлений раскрывались черты личности самого святого (снисходительность, твердость, прозрение будущего). Как отмечает М.Н. Зуев, Филипп Колычев был предан своими же учениками из Соловецкого монастыря и предан из-за зависти.[16, с.213]
События, развернувшиеся в ходе «Стоглавого» собора позволили выявить тот факт, что и в среде церковной власти не было единогласия. Авторы и «Колычевской», и «Тулуповской» редакций «Жития» указывают на тот факт, что не все были согласны с решением Иоанна разделить государство на опричнину и земство. Другое дело, что не нашлось среди высших церковных сановников открыто выразить свое несогласие. Лишь Филипп не побоялся царского гнева, при этом обвинив Собор, «царьской синклит» в том, что они своим молчаливым согласием вводят в грех великого князя, позволяя ему рушить государство. Таким образом, согласно Святому Писанию, «Грех породил беззакония».[51, с. 84]
На разногласия и отсутствие единства внутри церковной власти, между владыками церквей указывает и тот факт, что на Соловки собирать сведения, порочащие митрополита Филиппа, отправляются в сопровождении «воинских чинов» суздальский владыка Пафнотий и архимандрит Феодосий. Призывая очернить патриарха, они «ласканьми и посулы, иных обещающе розны саны и чести, игумену же - владычество».[4, c. 70] Следовательно, предполагалось, в среде послушников монастыря могли быть клеветники, предатели, польстившиеся на посулы царских посланников. В итоге «хулительная грамота» на митрополита все же была составлена. Лжесвидетельствовать согласился лишь игумен Паисий.
Отчетливо в текстах «Колычевской» и «Тулуповской» редакций «Жития» просматривается отношение народа к церковной власти. В то время, когда царский суд (и, как подразумевалось, суд церковный) обвинил Филиппа в неповиновении, множестве грехов против церкви и государства, лишил сана, народ не отвернулся от бывшего митрополита: «Народи же провожаху его плачюще, видяху своего пастыря и кръпкаго заступника за все православие стражуще...».[6, c. 48] Следовательно, решение суда (как светского, так и церковного), было не авторитетно для народа, не могло повлиять на его мнение, на его отношение к осужденному человеку, в частности, к митрополиту Филиппу.
И это при том, что по определению судебная власть представляет собой один из видов церковной правительственной власти. Поскольку в состав земной воинствующей Церкви входят люди, хотя и призванные к Богоподобию и святости, но немощные и грешные, способные совершать преступления против заповедей Божиих и нарушать церковные установления, в земной Церкви есть место для осуществления ею самою судебной власти над своими чадами.
Таким образом, в эпоху правления Иоанна Грозного, как свидетельствуют тексты «Жития», власть церкви были велика. Однако она все же находилась в подчинении по отношению к светской власти. Хотя и оказывала на нее значительное влияние.
16. Зуев М.Н. Митрополит Филипп Колычев. - М.: ОНИКС 21 век, 2003.- 309 с.
17.Илловайский Исторические портреты. - СПб.: Паритет, 1984.- 126 с.
18.Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. - М.: Православная энциклопедия, 2002.- 560 с.
19.Кожинов В.В. Обличитель ересей непостыдный. - М.: Лепта, 1999.- 380 с.
20. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. - М.: Эксмо - пресс, 1971.-540 с.
21. Кобрин В.Б. Иван Грозный. - М.: Моск. Рабочий, 1989.-347 с.
22.Кобрин В.Б. Иван Грозный. - М.: Политиздат, 1987.- 435 с.
23.Кобрин В.Б. Иван Грозный. Избранная Рада или опричнина?// История Отечества: люди, идеи, решения. - М.: Проспект, 2001.- 237 с.
24.Колобков В.А. Митрополит Филипп и становление московского самодержавия. - СПб.: Наука, 2004.-250 с.
25.Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее исторических деятелей. - СПб.: Паритет, 1974. Отд. 1, вып. 2.-682 с.
26.Латышева Г. Г. Жития XVII века // Вопросы историографии и источниковедения: Сб. трудов МГПИ им. В. И. Ленина. - М.: Изд-во МГУ, 1984.-400 с.
27.Лобакова И.А, «Житие митрополита Филиппа» в редакции Милютинской минеи.М.: Дмитрий Буланин,2006 г.- 125 с.
28.Лобакова И. А. Два вида Колычевской редакции «Жития Митрополита Филиппа»// ТОДРЛ. - СПб.: РОСТ, 2003. Т. 53..- 320 с.
29. Лобакова И.А. Житие митрополита Филиппа: исследования и тексты.- СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.- 306 С.
30.Ляшенко Л. Грозный царь. - М.: Молодая гвардия, 2004.- 245 с.
31.Манягин В. Без вины виноватый. - М.: Молодая гвардия, 2006. -230 с.
32.Новикова О. Л. О второй редакции так называемого Соловецкого летописца//Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. - М.: Сатись, 2001.-234 с.
33.Платонов С.Ф. Иван Грозный. - М.: СТСЛ, 2003.- 240 с.
34.Сапожникова О.С. Записка об обретении и перенесении мощей митрополита Филиппа (Колычева)//Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. - М.: ИОМП, 2001.-68 с.
35.Святой Филипп, митрополит Московский. - М.,1885.- 136 с.
36.Скрынников Р. Г. Царство террора. - СПб.: Наука, 1992.- 289 с.
37.Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.- 350 с.
38.Скрынников Р.Г. Лихолетье: Москва в XVI-XVII веках. - М.: Моск. Рабочий, 1989.- 245 с.
39.Скрынников Р.Г. Филипп Колычев //Скрынников Р. Г. Святители и власть. - Л.: Знание, 1990.- 350 с.
40.Смолич И.К. Русское монашество 988 - 1917. Жизнь и учение старцев. Приложение к истории русской церкви.- М.: Городец,1999.- 289 с.
41.Соловьёв С.М. Сочинения. Кн.4. История России с древнейших времён. Т.7.- СПб.: Наука,1989.
42.Толстой М. В. История русской Церкви. Издание Валаамского монастыря, 1991.- 213 с.
43.Толстой М.В. Книга, глаголемая Описания о Российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыне поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых. - М.: Типография Сытина, 1887.- 260 с.
44.Федотов Г.П. Святой Филипп митрополит Московский.- Париж.,1928.-420 с.
45.Федотов Г.П. Святой Филипп митрополит Московский.- М.: СТСЛ,2000. -325 с.
46.Флоровский Г. Пути русского богословия. - М.: Сатись,1993.- 108 с.
47.Фроянов И.Я. О возникновении русского абсолютизма// Начала Русской истории. Избранное. - М.: Издательский дом «Парад», 2001.- 180 с.
48.Флоря Б.Н. Иван Грозный. - М.: Молодая гвардия, 2002.- 234 с.
49.Филюшкин А. Избранная Рада - исторический миф?.- М.: Родина, 1995.- 187 с.
50.Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. - М.: Слово, 1999.- 211 с.
51.Шмидт С.О. Становление российского самодержавия. - М.: Знание, 1973.- 245 с.
52.Каштанов С.М. К изучению опричнины Ивана Грозного // история СССР.- 1963.- №2.- с.24-48.
53.Макарий (Веретенников) Иерархи XVI века // Альфа и Омега.- 2006.-№4.- с.17-22.
54.Макарий (Веретенников) Митрополит Макарий и его святые современники // Альфа и Омега.- 1997.- № 3.- с. 44-52.
55.Нефёдов С. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние // Вопросы истории. - 2002. - №11.-с. 50 - 59.
56.Осипов А.И. Церковь в годы опричнины // Встреча.-2001.-№ 2.-с. 19 - 23.
57.Первушин Н.В. Святой Филипп митрополит Московский: священство и царство // Вестник РХД.-1979.- № 130.- с.42- 54.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9