Рефераты. Сёгунат как система государственного управления в Японии: от становления до падения

Сёгунат как система государственного управления в Японии: от становления до падения

3

Оглавление

Введение

Глава I. Становление сегуната как системы государственного управления в Японии (конец XII - вторая половина XVI в.).

1. Камакурский сегунат 1192 - 1333 гг. Правительство Кэмму - попытка реставрации власти императора 1333 - 1336 гг.

2. Сегунат Муромати (1336 - 1573 гг.)

Глава II. Сегунат в Японии со второй половины XVI - до второй половины XIX в. - расцвет и падение.

1. Сегуны во главе объединительного процесса в Японии (вторая половина XVI - начало XVII вв.)

2. Япония в период сегуната Токугава

2.1. Установление сегуната Иэясу Токугава

2.2. Расцвет городов и городской культуры

2.3. Политический кризис системы сегуната Токугава

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Япония - одна из наиболее мощных в экономическом отношении государств современного мира с большими достижениями в области науки и техники, с богатым культурным наследием. Можно не сомневаться в том, что, имея такой потенциал, эта страна будет в дальнейшем играть все возрастающую роль не только в мировой экономике, но и в мировой политике.

В данной работе отражен период с XVII по XIX века, а именно социально-политическая жизнь Японии в данный период.

Объектом курсовой работы является история Японии.

Предметом - сегунат как система государственного управления в Японии 1192-1867г.г.

Цель работы - охарактеризовать систему сегуната Японии (ХП-Х1Х вв.), который был основой управления страны, того периода.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- проследить становление и развитие сегуната как системы государственного управления в Японии (конец XII - II половина XVI века).

- охарактеризовать период расцвета и падения сегуната в Японии со второй половины XVI - до второй половины XIX века.

При исследовании данной темы были использованы следующие методы:

- сравнение исторических событий и деятелей;

- изучение и теоретический анализ специальной литературы;

- анализ деятельности политических лиц Японии.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как Япония - соседняя с Россией страна, и российскому народу далеко не безразлично, как складываются с ней отношения. Они не всегда были ровными, имели место подъемы и спады, и даже острые конфликты, ничего этого, естественно, из истории не вычеркнуть, но историю надо знать и для того, чтобы не повторить ее мрачные страницы. История учит, что конфронтация не в интересах японского, российского народа, как, и впрочем, и других народов в мире. Традиции добрососедства заслуживают бережного отношения, всемирной поддержки и всестороннего развития. На это некогда была направлена вся политика советской России и Японии. И, если работа автора по истории Японии, передавая эти традиции следующим поколениям в рамках школьных занятий, хотя бы в самой малой степени будет способствовать лучшему пониманию процессов, происходящих в Японии, он полностью достигнет своей цели.

В этих условиях изучение истории Японии с XII по XIX века приобретает, как говорилось ранее, особую актуальность. Историческое знание, позволяет увидеть истоки тенденций современного развития.

Многое в японской политике определяется своеобразной национальной спецификой и, по-видимому, не может быть полностью воспроизведено в иных условиях. Однако значительная часть того, что проверено и подтверждено практикой этой страны, может быть воспринято в качестве полезного и поучительного опыта.

Практическая значимость: курсовая работа может быть использована для: организации интегрированного обучения; обучения и создания курсов и программ, по изучению всеобщей истории; при проведении внеклассных мероприятий: в рамках школьной программы может являться дополнительным материалом при подготовке к урокам истории по данной теме.

Историография. В процессе исследования данной темы были использованы работы следующих авторов:

- Кузнецов Ю.Д. «История Японии» - в данной работе очень подробно рассматривается процесс становления и развития сегуната. Дается характеристика значению политики изоляции страны.

- Васильев Л.С. «История Востока» в данной монографии дается обзор развития Японии во время возвышения и падения сегуната. Дается характеристика роли сегуната в XII-XIX веках.

- Громковская Л.Л. Внутренняя и внешняя политика в Японии вXV-XIX веке - в данной работе отражены особенности внутренней и внешней политики Японии, дается полная характеристика стран союзников Японии.

41

Глава 1. Становление сегуната как системы государственного управления в Японии (конец XII - вторая половина XVI в.)

1. Камакурский сёгунат 1192--1333.

Правительство Кэмму - попытка реставрации власти императора

1333- 1336 гг.

Япония к XII веку была как политически, так и экономически нестабильной. Страна была раздроблена, не было четкого управления, четкой централизации власти. Власть дома Фудзивара постепенно ослабела, чему в известной мере способствовало усилившееся противостояние регентов и экс - императоров в монастырях.

На фоне этого ослабления среди самураев выделились две основные соперничавшие груп-пировки: Тайра и Минамото.

Внутри самурайских групп отсутствовало единство, что прояв-лялось в мятежах и умело использовалось правящим лагерем для подавления военной оппозиции.

Минамото удалось в 1185 г. в битве при Данноура (бухта к истоку от Симоносэки) наголову разгромить Тайра. Присвоив себе в 1192 г. звание главнокомандующего (сёгун) (см. Приложение 1.), они учредили главную штаб-квартиру на востоке в городе Камакура. Создание резиденции в Камакура было вызвано стремлением Минамото ослабить власть императорского дома и намерением создать свое независимое правительство. По наименованию местонахождения штаб-квартиры в японской историографии выделяется период Камакурского сёгуната, для которого характерно двоевластие. Хотя Камакура являлся столицей сёгуната, он был расположен в отста-лом восточном районе, что в конечном счете предопределило его экономическую слабость и привело к гибели.

В начале 80-х годов XII в. Минамото стремились охватить своей властью все население страны, однако в условиях социаль-ного хаоса это было невыполнимо. Поэтому хотя двор, утратив контроль над восточными провинциями, был вынужден санкциони-ровать политическую власть самурайского сословия, уже во второй половине 80-х годов самураи побудили императора снова взять на себя функции управления не вассалами сегуна, что юридически было оформлено в специальном указе 1205 г., согласно которому все апелляции невассалов сегуна надлежало направлять в Киото на рассмотрение экс-императора. Кроме того, все внешнеполити-ческие связи контролировались киотоским двором, а не сёгунатом [ 5, с. 235].

В XIII в. началось размывание основной податной единицы в сёэне (см. Приложение 1) -- «именных хозяев» -- этого промежуточного социального слоя, на одном полюсе которого образовались «новые имена» -- мел-кие феодалы и самураи, осевшие на землю, а на другом -- мелкое крестьянство. Это знаменовало развитие процесса социального размежевания сословий крестьян и дворян (самураев) (см. Приложение 1).

В общине этого периода отсутствовало самоуправление. Сёгунский администратор -- «земельный глава» вершил суд и осуществлял надзор за выполнением повинностей и сбором нало-гов. Определенную инициативу проявляли зажиточные крестьяне, которые заключали налоговые контракты с феодалами и админи-страцией, чтобы налог ежегодно не пересматривался [12, с. 45].

В конце XIII -- начале XIV в. получают распространение письма -- апелляции крестьян, которые феодалы и сегуны уже не могли игнорировать. В 1250 г. устанавливается процедура «тяжбы общинников», согласно которой жалобы фор-мально поощрялись сегуном. Однако крестьяне фактически не могли жаловаться на беззакония дзито (см. Приложение 1), поскольку для подачи жалобы им надо было иметь разрешение от дзито, на которого подавалась жалоба.

Некоторое укрепление сельской общины способствовало консо-лидации основной массы крестьян, хотя влияние зажиточной деревенской верхушки в вопросах руководства общиной не умень-шилось [1, с. 48].

О развитии товарно-денежных отношений в XIII в. свидетель-ствует запрет 1226 г. употреблять ткань в качестве денег. В 1290 г. и Китай направляется специальное посольство для закупки медных денег в обмен на золото, поскольку в обращении находились лишь медные монеты, не изготовлявшиеся тогда в Японии.

Развитие товарно-денежных отношений повлекло за собой ча-стичную замену барщины и натурального налога деньгами (комму-тация). Этот процесс ускорился во второй половине XIII в. и означал возникновение денежной реформы феодальной земельной ренты, сохранившейся до конца XVI в.

Появление сёэнских рынков стимулировало развитие денежной формы феодальной земельной ренты. Феодалы рассматривали сёэнские рынки как свою собственность

Таким образом, развитие торговли явилось экономической основой обострения социальных и сословных противоречий.

Административная структура власти самурайского сословия возникла на основе распространения практики управления фео-дальными домами на все дворянское сословие. Военное управле-ние сёгуната (см. Приложение 1), именовавшееся Полевой ставкой (Бакуфу), подраз-делялось на две основные группы: административную и судебную в составе Административной палаты и Высшей судебной палаты. Кроме того, существовало специальное Самурайское управление.

Для осуществления административно-полицейских функций сёгунат учредил институты Земельного главы (дзито) и Охранни-ков, защитников (сюго).

Источники датируют возникновение дзито 1185 годом [14, с. 187]. Они назначались из числа вассалов Минамото, однако первое время еще не регулярно. В течение нескольких месяцев (с ноября 1185 г.) дзито направлялись в 36 западных провинций для обеспечения сёгунских войск продовольствием, но уже в следующем году эта функция стала сходить на нет. По подрядному соглашению с Камакура дзито предоставлялось полное право управления на мес-тах в обмен на регулярно поставляемые налоги. После 1221 г. дзито стали уполномоченными сегуна в частнофеодальных сёэнах, где их административная и полицейская деятельность дублиро-вала функции управляющих, назначенных владельцами сёэнов. Дзито творили беззакония, игнорировали судебные решения Кама-кура, заставляли местных жителей подписывать благоприятные для себя письменные показания.Права последних укрепля-лись за счет сокращения реальной власти и доходов владельцев сёэнов [23, с. 133].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.