Обострение междоусобных войн резко ухудшило и без того тяжелое положение крестьян: сократилась площадь обрабатывае-мой земли, вводились новые налоги, взимались дополнительные поборы. Все это способствовало росту крестьянских восстаний.
Провинция Ямасиро была относительно высокоразвитой в эко-номическом отношении. Значительных размеров достигло произ-водство риса, чая, шелка. Провинция снабжала этими товарами города Киото и Нара, через нее пролегал путь, по которому в эти города доставлялись товары из других районов. В Ямасиро усили-лось влияние перевозчиков транзитных товаров.
На первом этапе восстания (1485--1487) в нем активно участвовали все слои крестьян, ремесленники, мелкие торговцы, возчики, низшие самураи. Руководили выступлением зажиточные крестьяне и возчики, тесно связанные с внутренним рынком и пользовавшиеся определенным влиянием.
Восставшие избрали специальный орган провинциального са-моуправления из 36 человек, которые ежемесячно выбирали из своей среды главу провинции и созывали общие собрания для ре-шения важнейших дел. Восставшие определили размер, обло-жили налогами монастырские владения. Собранные средства расходовались на содержание органов самоуправления и воору-женных отрядов. Восставшие, создав народное ополчение, строго следили за порядком и сурово карали нарушителей. Силы повстан-цем были столь значительны, что феодалы были вынуждены вывести свои войска за пределы провинции. И чиновники сегуна убрались из Ямасиро.
На втором этапе (с 1488 г.) зажиточные крестьяне стали использовать свое руководящее положение в корыстных целях: они снова повысили налоги, установили таможенные заставы.
Провинциальное самоуправление начало противопоставлять себя остальным восставшим, которые перестали его признавать, и осенью 1493 года оно фактически распалось.
В XV и особенно в XVI в. широкое распространение получили выступления крестьян под религиозными лозунгами. Недовольство крестьянских масс пытались использовать в своих интересах раз-личные буддийские секты, активно участвовавшие в междоусобных феодальных войнах. Наибольшее влияние в то время среди кресть-ян имела буддийская секта «Учение об Одном» («Икко») (см. Приложение 1), поэтому эти выступления именовались «Восстаниями Икко» [11, с. 204,].
В 1487 г. в провинции вспых-нуло крупнейшее восстание под лозунгом секты Икко, охватившее около 200 тыс. крестьян. Почти 100 лет здесь существовала «кре-стьянская провинция», где власть захватили местные феодалы и служители культа секты Икко
Крестьянские выступления под религиозными лозунгами были направлены против местной администрации, представители кото-рой обогащались за счет крестьян и превращались в крупных феодальных земельных собственников.
После поражения этих выступлений победитель-феодал обычно приказывал побежденным «переменить секту», а если они отка-зывались это сделать, то подвергались преследованиям и изгоня-лись за пределы провинции.
Проповедь католичества получила особенно широкое распро-странение на острове Кюсю, где стали открывать христианские церкви, школы. Князья принимали христианство и заставляли своих вас-салов следовать их примеру, чтобы привлечь иностранных торговцев, вооружиться огнестрельным оружием и получить поддержку европейцев.
Появление европейцев способствовало усилению торгового капитала, совершенствованию военного дела, обострило междоусобные столкновения и привело к возникновению опасности подчине-нии Японии европейцам по образцу Филиппин, где в 1571- 1575. укрепились испанцы [14, с.92].
«Князья сражающихся провинций» стремились компенсировать свою индивидуальную слабость коллективными усилиями в борьбе за объединение страны.
Торговый капитал стремился к созданию единого рынка и устранению феодальных преград для своего нормального функци-онирования. Немаловажное значение для объединения Японии играло стремление оградить страну от иностранного порабощения. Тенденция к объединению была присуща и другим странам, в частности европейским, где «объединение более обширных облас-тей в феодальные королевства являлось потребностью, как для зе-мельного дворянства, так и для городов».
Инициаторами объединения выступили феодалы центральной части о-ва Хонсю -- Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу.
Таким образом, во время сегуната Муромати стали активно развиваться крестьянские выступления, которые в сочетании с междоусобными войнами, создавали угрозу существования феодалов.
Глава II. Сегунат в Японии со второй половины XVI - до второй
половины XIX в. - расцвет и падение.
1. Сегуны во главе объединительного процесса в Японии (вторая
половина XVI - первая половина XVII вв.)
В результате борьбы феодалов между собой честолюбивый Ода сумел одолеть нескольких дайме и в 1573 году свергнуть последнего сегуна из дома Асикага.
Ода Нобуна происходил их семьи мелкого феодала в провинции Овари (совр. префектура Айти). Он был вторым сыном. Отец по-строил ему небольшой замок в Нагоя и поселил отдельно от семьи. После смерти отца в 1551 г. семнадцатилетний Ода стал захваты-вать чужие земли самыми вероломными методами, не щадившими ни ближайших родственников, ни свойственников, ни соседей. Вооружение дружины огнестрельным оружием способствовало его военным успехам.
Для обеспечения войск продовольствием Ода ввел специальный налог рисом, сохранившийся до конца феодального периода.
Ода подчинил около половины территории страны и в заво-еванных районах упразднил заставы, отменил таможенные побо-ры, которые взимались феодалами за право провоза товаров и являлись существенным источником их доходов.
Ода стремился изъять дза из-под контроля придворных и церкви и использовать доход от них для вознаграждения своих вассалов. Он стимулировал развитие торговли путем постройки дорог, наказания за разбой, создавал «свободные рынки», однако последние были территориально ограничены призамковыми городами, а в прочих местах продолжала господствовать монополия дза [3, с. 142].
Ода устанавливает обменный курс, запрещает использование риса в качестве средства обмена, поощряет применение золота и серебра при импорте пряжи, шелка, лекарств, чайной посуды. Ода начал выпускать золотые монеты, однако золота и серебра было еще мало для налаживания массового производства денег.
Ода придавал большое значение городам. Когда сёгун предло-жил пожаловать ему почетные титулы, он отказался наотрез, попросив взамен предоставить ему право разместить своих представителей в городах Оцу (юг озера Бива), Кусацу (к востоку от Ому) и в Сакаи.
Ода жесточайшим образом подавлял крестьянские восстания. В о1582г. он, окруженный в киотоском храме войсками противника, покончил жизнь самоубийством. Дело объединения страны продолжил Тоётоми Хидэёси - помощник Ода, выходец из крестьян.
Особый интерес представляет аграрная политика Хидэёси, сутью которой была реставрация крепостнической системы, ук-репление феодальной социальной структуры.
Хидэёси впервые в масштабе всей страны провел перепись, где крестьяне были подразделены на две группы: податные «ос-новные крестьяне», к которым причислили не только зажиточных крестьян, но и середняков с целью увеличения численности по-датного населения; безземельные крестьяне, находившиеся «вне переписи» [28, с.182]. Они не были прикреплены к земле, им разрешалось передвижение.
Перепись Хидэёси свидетельствовала о решительном упразднении вотчин, о существовании сильной сельской общины и наличии разных вассальных отношений.
Хидэёси жесточайшим образом подав-лял крестьянские восстания. Закрепощение крестьян сопровож-далось изъятием у них оружия. Согласно указу 1588 г. об «Охоте за мечами» крестьянам запрещалось иметь мечи, кинжалы, ружья и другое оружие.
Спустя три года после «охоты за мечами» издается указ о закреплении социальных различий, который знаменовал отделение воинов и торговцев от крестьян. Население Японии, насчитывав-шее в XVI в. 16,64 млн. человек, подразделялось на три сословия: самураи (си), крестьяне (но) и горожане (симин). Последние состояли из купцов и ремесленников, которые в то время еще не были дифференцированы.
В качестве низовой административной единицы в 1597 году вводятся -пяти и десятидворники и устанавливается система круговой поруки.
Финансовая слабость Хидэёси, обусловленная непрерывными войнами, предопределила его союз с торговым капиталом и по-литику в его интересах. Уже в 1582 г. Хидэёси упразднил конт-роль двора над заставами в Киото, восстановленный Ода после многочисленных петиций придворных.
С самого начала своей деятельности Хидэёси вынашивал меч-ту о расширении границ. Еще в 1583 г. он направил специального посла в Корею с требованием уплаты дани. Корея отклонила это требование. Тогда в 1591 г. в Корею направляется князь Со с острова Цусима с требованием, чтобы корейский король стал васса-лом Японии. Корейские власти ответили отказом. В мае 1592 г. 137 тыс. армия японцев высадилась на юге Корейского полуост-рова и тремя колоннами менее чем за 20 дней, захватив важней-шие стратегические пункты, подошла к Сеулу. Король бежал на границу с Китаем, прося помощи своего сюзерена [2, с. 91].
Борьбу корейского народа против японских захватчиков воз-главил талантливый адмирал Ли Сунсин. Корейская компания ослабила юго-западных феодалов и торговый капитал, связанный с внешним рынком. На передовые позиции вышли северо-восточные феодалы и князья центральной Японии, менее пострадавшие от тягот войны, и торговый капитал, действовавший на внешнем рынке.
После смерти Хидэёси в стране сложилась напряженная полити-ческая обстановка. Фактически ни одно из мероприятий феодаль-ного диктатора не было доведено до конца. «Объединительные» походы не ликвидировали сепаратизма князей, хотя и обеспечили признание ими власти диктатора. В 1598 г. Хидэёси, предвидя возможность возобновления феодальных войн с целью захвата центральной власти, создал высший орган управления из пяти тайро, в который вошли Токугава Иэясу, Уэсуги, Мори и Укита. Тайро должны были править до совершеннолетия Хидэёри, однако через два года Токугава Иэясу отбросил видимость лояльности и начал военную кампанию.
С новой силой вспыхнула междоусобная борьба между треть-им объединителем Токугава Иэясу и его противниками, которые сгруппировались вокруг сына Хидэёси -- Хидэёри. Потерпев поражение в битве при Сэкигахара в 1600г., Хидэёри и его сторонники обосновались в Осака, который на протяжении 15 лет стал центром оппозиции.
Таким образом, страна пришла к объединению у власти становится влиятельная династия Токугава, которая устанавливает и закрепляет власть своего сегуната.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5