В Японии было всего несколько независимых от феодальных властей, самоуправляющихся городов. К ним относились Сакаи, Хаката, выросшие и разбогатевшие на внешней торговле еще в XVI в., Нагасаки -- торговый центр, державший всю торговлю с иностранцами, и Осака -- «кухня страны». Однако «вольница» даже этих японских городов ограничивалась действиями чиновни-ков бакуфу. Сёгунат был заинтересован в получении значительной доли овеществленного городским ремеслом прибавочного продукта земледелия, а также высокой торговой прибыли.
Нестабильность правового положения отличала фактически все городские слои. Юридические и фактические преимущества самурайства не спасали даже самые высшие его слои от репрессивных мер сёгуната. Общее кризисное состояние высшего сословия привело к активному размыванию его нижнего уровня -- служилого самурайства, пополнявшего теперь ряды деклассированных элементов и нового слоя лиц «свободных профессий».
Городское население составляли высшие слои военно-феодаль-ного дворянства, самураи-землевладельцы, живущие в городе, слу-жилое самурайство, торговцы, ремесленники, монахи многочислен-ных буддийских монастырей и синтоистских храмов, родины и про-чие деклассированные элементы, крестьяне, поселившиеся на го-родских окраинах.
В связи с развитием городов совершенствовалась культура.
Культура Японии эпохи развитых феодальных отношений объеди-нила в себе разнородные, фактически трудно совместимые явле-ния -- элементы культур придворной хэйанской аристократии и военно-феодального дворянства. За время, прошедшее с заво-евания государственной власти военным сословием, нравственные и эстетические идеалы самурайства претерпели существенное изменение.
Культ мужественной силы и подвига, продолжал существовать, но аскетизм и суровая простота быта, характерная для периода становления системы сёгуната, уже не соответствовали представлениям и требованиям добившегося безраздельного господства в стране военного дворянства. Все отчет-ливее обнаруживается тяга к роскоши, к изощренной, утонченной эстетике жизни, бывшей раньше предметом осуждения и даже презрения.
Немалое влияние на формирование эстетических принципов этой эпохи оказало дзэнское монашество, буддийские монастыри, многие из которых были тогда культурными, просветительскими центрами[16, с.62].
Если ранее главным в восприятии человека была подавляющая его бескрай-ность мироздания, в котором он ощущал себя песчинкой, то новое видение мира давало ему более конкретно-осязаемые, приближен-ные к каждодневной жизненной практике ориентиры. Это выра-жалось в стремлении отразить богатство, красоту и неисчерпаемое разнообразие мира в созидательной, творческой деятельности человека -- архитектуре жилища, сада, прикладном искусстве и т. д.
Важной чертой нового эстетического идеала стало умение видеть прекрасное в малом, самом обыденном и повседневном, ценить не внешнюю и броскую яркость, а приглушенную красоту простоты, составляющую, согласно этим представлениям, внутрен-нюю сущность предметов.
Этот новый этап в развитии японской культуры средневековья характеризовался участием более широких, чем ранее, социальных слоев, не только аристократии и самурайства, но и дзэнского монашества, своего рода интеллигенции, духовной верхушки военного дворянства, а также горожан и крестьянства. Именно последние внесли в эстетическую систему Муромати живитель-ную струю демократического начала, открывшего возвышенность и одухотворенность в простой житейской деятельности человека [27, с. 67]. Однообразие и устойчивость общих принципов сделали возмож-ным как синтез разнообразных искусств, так и их стилевое единство.
Наиболее ярко свидетельства нового мировоззрения прояви-лись в архитектуре и искусстве конструирования садов.
Таким образом, все, это свидетельствовало об открытости города и высоком уровне мобильности населения и интенсивном развитии культуры.
2.3. Политический кризис системы сегуната Токугава.
Острое недовольство различных социальных слоев и классов ре-жимом сёгуната выражалось в крестьянских восстаниях, городских «рисовых бунтах», в участии в вооруженных выступлениях представителей торговой и зарождавшейся промышленной бур-жуазии и даже представителей правящего самурайского сосло-вия. Это была та социальная сила, которая постоянно расшатыва-ла режим сёгуната и привела в начале XIX в. к глубокому поли-тическому кризису.
Одним из крупных антиправительственных выступлений было восстание Осио Хэйхатиро (1794--1837) в Осака в 1837 г. Осио принадлежал к самурайскому сословию и занимал долж-ность начальника городской стражи. Начавшимся в округе голо-дом воспользовались торговцы рисом, взвинтившие цены. Осио обратился к чиновникам сёгуната с требованием наказать тор-говцев-богачей, развязавших спекуляцию. Получив отказ, Осио распродал свое имущество, в том числе фамильную библиотеку с редкими, ценными рукописями и книгами, и, купив рис на вы-рученные деньги, раздал его городскому населению.
Осио и его сторонники разослали воззвание к народу и про-кламации в 33 административных пункта осакской и соседних провинций -- Сэцу, Кавати, Харима, Идзуми.
17 февраля 1837 г. триста вооруженных повстанцев открыли склады богачей и начали раздавать рис. В городе захватывали и жгли богатые кварталы, дома ростовщиков, оптовиков - рисоторговцев, в том числе были сожжены дома и склады двух вли-ятельных фирм, уже в то время объединявших торговую и про-мышленную деятельность -- Мицуи и Коноикэ [13, c. 135]. В восстании, преждевременно раскрытом и подавленном, не успели принять участие крестьянские отряды, шедшие на помощь в Осака из окрестных провинций.
Восстание Осио вызвало широкую ответную волну в самых различных районах страны.
Нарастание крестьянских и городских бунтов по всей Цент-ральной Японии после восстания 1837 г., подрыв экономики и политической стабильности могут объяснить новую попытку сё-гуната укрепить феодальные порядки.
Осуществлял введение реформ дом Мидзуно, после отставки Мацудайра Саданобу фактически руководивший политикой сёгуната в течение 30 лет. В 1834 г. энергичный представитель этого дома Мидзуно Тадакуни занял пост члена Совета старейшин (родзю), а после смерти сегуна Иэнари в 1841 г. получил поч-ти неограниченные полномочия правителя при новом сегуне Иэёси (1838--1853).
Реформы Мидзуно Тадакуни в значительной их части явились повторной попыткой осуществить мероприятия Мацудайра Са-данобу по укреплению экономического положения самурайства и поднятию его престижа.
Наибольший эффект должно было дать серьезное ограни-чение деятельности торгово-ростовщического капитала -- указ о роспуске в декабре 1841 г. монопольных гильдий кабунакама [17, с. 37]. Однако за длительное время существования эти организации приобрели такую экономическую мощь и влияние, что сёгунат оказался не в состоянии добиться реформами каких-либо ре-зультатов.
Попытка ликвидировать проценты на долги самурайства у торговцев рисом вызвали такой взрыв недовольства со сторо-ны торговцев и ростовщиков, что Мидзуно Тадакуни в сентябре 1842 г. был вынужден уйти в отставку, а ликвидация кабунакама была официально отменена в 1851 г. Крах третьей попытки реформ, имевших целью укрепить фео-дальный строй, свидетельствовал о дальнейшем ослаблении по-зиций класса феодалов и неуклонном росте активности буржу-азных слоев.
Отход значительной части феодалов от поддержки токугавского режима определялся также неудачами во внутренней по-литике сёгуната, опиравшейся на систему регламентации, и фак-тическим крушением политики изоляции. «Закрытие» страны консервировало наиболее застойные формы феодальных отно-шений и привело к отставанию Японии от европейских стран, но не могло прекратить развитие производительных сил, товар-но-денежных отношений, хотя в известной мере и затормозило этот процесс. В условиях внутреннего кризиса всей феодальной системы токугавского сёгуната участились попытки визитов европейских и американских военных кораблей к японским бе-регам.
31 марта 1854 г. в Канагава (Иокогама) был подписан первый японо-американский договор. Американские корабли получили право захода в порты Симода (п-ов Идзу) и Хакодатэ, где на деньги или в обмен на товары через посредство сёгунских чи-новников могли приобретать продовольствие, воду, уголь и другие товары. Договор, подписанный в Канагава, не был торговым соглашением, и американцы настаивали на заключении еще од-ного по образцу американо-китайского договора 1844 г. 14 ок-тября 1854 г. был подписан англо-японский договор, повторяю-щий основные положения Канагавского [4, с. 67].
Договор между Россией и Японией был подписан 7 февраля 1855 г. в Симода. Граница была проведена между островами Уруп и Итуруп, однако вопрос о Сахалине остался неразрешен-ным, остров оставался в совместном владении обеих стран.
Подписанные в 1856--1857 гг. два голландско-японских дого-вора оформили установление консульской юрисдикции для гол-ландцев, введение таможенных пошлин в размере 35% от стои-мости товара, открытие для торговли порта Нагасаки и т. д.
7 августа 1858 г. в Эдо был подписан договор о торговле и мореплавании между Россией и Японией действовавший до 1895 г.. Торговый договор обеспечил русским право экстерриториальности, наибольшего благоприятствования и другие привилегии. Однако, русско-японский трактат не имел статей посредничестве и предоставлении Японии судов и вооружений.
Целая серия так называемых ансэйских договоров заключенных Японией с западными странами в 1854 - 1858 гг. завершили длительную изоляцию страны и в тоже время стали рубежом нового периода - превращения ее в зависимое государство.
Если в первые годы после открытия страны оппозиционные правительству силы лишь формировались и охватывали главным образом разнообразные слои правящего класса, то заключение дог7овора стало толчком к расширению социальной базы и активизации всего движения.
Крестьянские восстания и городские бунты расшатали токугавский феодальный строй. Победа дворянско-буржуазного блока южных феодальных княжеств стала возможной лишь благодаря расширявшейся и нараставшей крестьянской войне, парали-зовавшей основные экономические и политические центры систе-мы сёгуната. Но наряду с беднейшим крестьянством и город-ским плебсом в выступлениях участвовали и богатые кресть-яне, имевшие землю, эксплуатировавшие безземельных бедняков, смыкавшиеся по своим интересам с представителями торгово-ростовщического капитала.
Таким образом, политика изоляции которую приветствовал Сегунат Токугава привила к тому, что многие феодалы перестали поддерживать этот режим, что в дальнейшем могло привести к краху Сегуната.
Заключение
Япония мощная как в политическом, так и в экономическом плане страна, прошла своеобразный путь развития.
С XII века в Японии возвысился Камакурский сегунат, для которого было характерно двоевластие. В этот период произошло укрепление общины, развивались товарно-денежные отношения. Феодалы эксплуатировали крестьян, что приводило к волнениям. Камакурский сегунат был низложен.
В 1333 году было создано правительство Кэмму под властью Годайго. В этот период провозглашается политическая формула нового режима: «Единение придворных аристократов и самураев».
В 1336 году к власти приходит дом Асикага, который стал именоваться сегунатом Муромати. Это период усиления феодалов и укрепления их влияния на политику страны. Во время сегуната Муромати стали активно развиваться крестьянские выступления, которые в сочетании с междоусобными войнами, создали угрозу существования феодалов. Все это привело к необходимости объединения страны. Несколько влиятельных династий пытались объединить под своей властью страну, но лишь одной из них это удалось. Это династия Токугава, которая надолго закрепила свое положение в стране. Именно в этот период было проведено большое количество реформ. Цель сегунов Токугава создание и сохранение стабильного и социального порядка, основанного на господстве военно-дворянского сословия. В это же время произошло открытие города, и интенсивное развитие культуры.
Но Токугавское правительство упорно сохраняло режим изоляции страны от других стран. Любое новшество рассматривалось им как угроза стабильности существующего феодального порядка. Что в дальнейшем привело к политическому кризису системы сегуната Токугавы, и в дальнейшем могло привести к краху сегуната.
Литература
1. Васильев Л.С. История Востока. М. , «Высшая школа», 1998.
2. Власов В. В. Япония. М., «Наука», 1991.
3. Выборнова В.Я. Япония. Региональная структура экономики. М.,«Наука», 2001.
4. Гальперин А. Л. Англо-японский союз. М., «Владос», 1996.
5. Родригес А.М. Новая история стран Азии и Африки. М., «Владос» 2001.
6. Горегляд В. Н, Дневники и эссе в японской литературе XIII вв. М.,«Наука», 1999;
7. Гольдберг Д. И. Очерк истории рабочего и социалистическогодвижения в Японии в 1868--1908 гг. М.: «Политиздат», 1993.
8. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М.: «ШкольнаяПресса», 1995.
9. Григорьева Т.П. Японская литература XIX века. М.: «Мысль», 1998.
10. Григорьева Т. П., Логунова В. В. Японская литература. Краткий очерк. М.: «Полиграмма», 2001.
11. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры:конец XVI - начало XX вв. М., 2002.
12. Громковская Л. Л. Внутренняя и внешняя полтика Японии в XV-XIXвв. М.:«Интерпракс», 1998.
13. Долгоруков П. Д. Экономика Японии: подъем или ростнеустойчивости? М.: «Высшая школа», 1999.
14. Жуков Е. М. История Японии. Краткий очерк. М.:«Профиздат», 2004.
15. Жуков Е. М. Полтика Хидэёси в отношении крестьянства // АН СССР. Серия «История философии». М.: «Статистика», 1996.
16. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. М.: «Наука», 1993.
17. Искендеров А.А. История Японии 1800 - 1945. М.: «Наука», 1995 .
18. Кин. Д. Японцы открывают Европу. 1720-1830. М.: «Мысль», 1998.
19. Григорьева Т.П. Японская литература XIX в. М.: «Мысль», 1990.
20. Конрад Н.И. Японская литература и театр. Л.: «Проспект», 2003.
21. Кузнецов Ю.Д. Социально-классовая структура Японии. М.:«Владос», 2002.
22. Кузнецов Ю.Д., Новицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. М.:«Высшая школа», 1999.
23. Куков Е. М. История Японии. Краткий очерк. М.: «Интерпракс», 1992.
24. Искендеров А.А. Феодальный город Японии. М.: «Нота Бэн», 1987.
25. Ларина Н. Г. Японский театр Ноо. М.: «Профиздат», 1999.
26. Маркарян С. Б. Сельскохозяйственная кооперация Японии. М.:«Статистика», 2000.
27. Новицкая Г. Б. По Японии. М.: «Наука», 1997.
28. Попов К.М. Земельная реформа и аграрные отношения в Японии. М.: «Прогресс», 1993.
29. Никитина М.И. Художественная культура Японии в ХУИ-ХУШстолетиях. М.: «Владос», 2002.
30. Пжинарин А.Л. Япония в мировой политики. М.: «Лицей», 1998.
Приложение 1
Тезаурис
Сегун - титул верховного военного правителя страны.
Сегунат - высшая форма правления в Японии имеющая структуру военной диктатуры и характерная для XII XIX вв.
Самурай - член военно - феодального сословия, а также его светской верхушки.
Сеэн - крупное частно - феодальное землевладение.
Дзито - сегунский администратор - «земельный глава.
Хатамото - вассалы сегуна и удельных князей.
«Провинциалы» - феодалы, живущие в провинциях и являющиеся вассалами военных губернаторов.
Икко - буддийская секта, которая придерживалась мнения, что для спасения души не обязательно отрекаться от мирских благ.
Нэнгу - рисовая рента, выступающая основной формой повинностей при аренде земли.
Приложение 2
Династия Токугава
ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬ
1603-1605
Иэесу
1605-1623
Хидэтада
1623-1651
Иэмицу
1651-1680
Иэцуна
1680-1709
Цунаеси
1709-1716
Иэцугу
1716-1745
Есимуне
1745-1760
Иэсигэ
1760-1786
Иэхару
1787-1837
Иэнари
1837-1853
Иэеси
1853-1858
Иэсада
1858-1866
Иэмоти
1866-1867
Есинобу
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5