Рефераты. Сёгунат как система государственного управления в Японии: от становления до падения

p align="left">Наряду с этим шла многовековая, кровопролитная борьба за правовой статус города как социального организма. По правовому положению города Японии делились на три категории: принадле-жавшие сёгунату, владельческие (княжеские) и «вольные». Фак-тически все они правовой стабильности не имели.

В Японии было всего несколько независимых от феодальных властей, самоуправляющихся городов. К ним относились Сакаи, Хаката, выросшие и разбогатевшие на внешней торговле еще в XVI в., Нагасаки -- торговый центр, державший всю торговлю с иностранцами, и Осака -- «кухня страны». Однако «вольница» даже этих японских городов ограничивалась действиями чиновни-ков бакуфу. Сёгунат был заинтересован в получении значительной доли овеществленного городским ремеслом прибавочного продукта земледелия, а также высокой торговой прибыли.

Нестабильность правового положения отличала фактически все городские слои. Юридические и фактические преимущества самурайства не спасали даже самые высшие его слои от репрессивных мер сёгуната. Общее кризисное состояние высшего сословия привело к активному размыванию его нижнего уровня -- служилого самурайства, пополнявшего теперь ряды деклассированных элементов и нового слоя лиц «свободных профессий».

Городское население составляли высшие слои военно-феодаль-ного дворянства, самураи-землевладельцы, живущие в городе, слу-жилое самурайство, торговцы, ремесленники, монахи многочислен-ных буддийских монастырей и синтоистских храмов, родины и про-чие деклассированные элементы, крестьяне, поселившиеся на го-родских окраинах.

В связи с развитием городов совершенствовалась культура.

Культура Японии эпохи развитых феодальных отношений объеди-нила в себе разнородные, фактически трудно совместимые явле-ния -- элементы культур придворной хэйанской аристократии и военно-феодального дворянства. За время, прошедшее с заво-евания государственной власти военным сословием, нравственные и эстетические идеалы самурайства претерпели существенное изменение.

Культ мужественной силы и подвига, продолжал существовать, но аскетизм и суровая простота быта, характерная для периода становления системы сёгуната, уже не соответствовали представлениям и требованиям добившегося безраздельного господства в стране военного дворянства. Все отчет-ливее обнаруживается тяга к роскоши, к изощренной, утонченной эстетике жизни, бывшей раньше предметом осуждения и даже презрения.

Немалое влияние на формирование эстетических принципов этой эпохи оказало дзэнское монашество, буддийские монастыри, многие из которых были тогда культурными, просветительскими центрами[16, с.62].

Если ранее главным в восприятии человека была подавляющая его бескрай-ность мироздания, в котором он ощущал себя песчинкой, то новое видение мира давало ему более конкретно-осязаемые, приближен-ные к каждодневной жизненной практике ориентиры. Это выра-жалось в стремлении отразить богатство, красоту и неисчерпаемое разнообразие мира в созидательной, творческой деятельности человека -- архитектуре жилища, сада, прикладном искусстве и т. д.

Важной чертой нового эстетического идеала стало умение видеть прекрасное в малом, самом обыденном и повседневном, ценить не внешнюю и броскую яркость, а приглушенную красоту простоты, составляющую, согласно этим представлениям, внутрен-нюю сущность предметов.

Этот новый этап в развитии японской культуры средневековья характеризовался участием более широких, чем ранее, социальных слоев, не только аристократии и самурайства, но и дзэнского монашества, своего рода интеллигенции, духовной верхушки военного дворянства, а также горожан и крестьянства. Именно последние внесли в эстетическую систему Муромати живитель-ную струю демократического начала, открывшего возвышенность и одухотворенность в простой житейской деятельности человека [27, с. 67]. Однообразие и устойчивость общих принципов сделали возмож-ным как синтез разнообразных искусств, так и их стилевое единство.

Наиболее ярко свидетельства нового мировоззрения прояви-лись в архитектуре и искусстве конструирования садов.

Таким образом, все, это свидетельствовало об открытости города и высоком уровне мобильности населения и интенсивном развитии культуры.

2.3. Политический кризис системы сегуната Токугава.

Острое недовольство различных социальных слоев и классов ре-жимом сёгуната выражалось в крестьянских восстаниях, городских «рисовых бунтах», в участии в вооруженных выступлениях представителей торговой и зарождавшейся промышленной бур-жуазии и даже представителей правящего самурайского сосло-вия. Это была та социальная сила, которая постоянно расшатыва-ла режим сёгуната и привела в начале XIX в. к глубокому поли-тическому кризису.

Одним из крупных антиправительственных выступлений было восстание Осио Хэйхатиро (1794--1837) в Осака в 1837 г. Осио принадлежал к самурайскому сословию и занимал долж-ность начальника городской стражи. Начавшимся в округе голо-дом воспользовались торговцы рисом, взвинтившие цены. Осио обратился к чиновникам сёгуната с требованием наказать тор-говцев-богачей, развязавших спекуляцию. Получив отказ, Осио распродал свое имущество, в том числе фамильную библиотеку с редкими, ценными рукописями и книгами, и, купив рис на вы-рученные деньги, раздал его городскому населению.

Осио и его сторонники разослали воззвание к народу и про-кламации в 33 административных пункта осакской и соседних провинций -- Сэцу, Кавати, Харима, Идзуми.

17 февраля 1837 г. триста вооруженных повстанцев открыли склады богачей и начали раздавать рис. В городе захватывали и жгли богатые кварталы, дома ростовщиков, оптовиков - рисоторговцев, в том числе были сожжены дома и склады двух вли-ятельных фирм, уже в то время объединявших торговую и про-мышленную деятельность -- Мицуи и Коноикэ [13, c. 135]. В восстании, преждевременно раскрытом и подавленном, не успели принять участие крестьянские отряды, шедшие на помощь в Осака из окрестных провинций.

Восстание Осио вызвало широкую ответную волну в самых различных районах страны.

Нарастание крестьянских и городских бунтов по всей Цент-ральной Японии после восстания 1837 г., подрыв экономики и политической стабильности могут объяснить новую попытку сё-гуната укрепить феодальные порядки.

Осуществлял введение реформ дом Мидзуно, после отставки Мацудайра Саданобу фактически руководивший политикой сёгуната в течение 30 лет. В 1834 г. энергичный представитель этого дома Мидзуно Тадакуни занял пост члена Совета старейшин (родзю), а после смерти сегуна Иэнари в 1841 г. получил поч-ти неограниченные полномочия правителя при новом сегуне Иэёси (1838--1853).

Реформы Мидзуно Тадакуни в значительной их части явились повторной попыткой осуществить мероприятия Мацудайра Са-данобу по укреплению экономического положения самурайства и поднятию его престижа.

Наибольший эффект должно было дать серьезное ограни-чение деятельности торгово-ростовщического капитала -- указ о роспуске в декабре 1841 г. монопольных гильдий кабунакама [17, с. 37]. Однако за длительное время существования эти организации приобрели такую экономическую мощь и влияние, что сёгунат оказался не в состоянии добиться реформами каких-либо ре-зультатов.

Попытка ликвидировать проценты на долги самурайства у торговцев рисом вызвали такой взрыв недовольства со сторо-ны торговцев и ростовщиков, что Мидзуно Тадакуни в сентябре 1842 г. был вынужден уйти в отставку, а ликвидация кабунакама была официально отменена в 1851 г. Крах третьей попытки реформ, имевших целью укрепить фео-дальный строй, свидетельствовал о дальнейшем ослаблении по-зиций класса феодалов и неуклонном росте активности буржу-азных слоев.

Отход значительной части феодалов от поддержки токугавского режима определялся также неудачами во внутренней по-литике сёгуната, опиравшейся на систему регламентации, и фак-тическим крушением политики изоляции. «Закрытие» страны консервировало наиболее застойные формы феодальных отно-шений и привело к отставанию Японии от европейских стран, но не могло прекратить развитие производительных сил, товар-но-денежных отношений, хотя в известной мере и затормозило этот процесс. В условиях внутреннего кризиса всей феодальной системы токугавского сёгуната участились попытки визитов европейских и американских военных кораблей к японским бе-регам.

31 марта 1854 г. в Канагава (Иокогама) был подписан первый японо-американский договор. Американские корабли получили право захода в порты Симода (п-ов Идзу) и Хакодатэ, где на деньги или в обмен на товары через посредство сёгунских чи-новников могли приобретать продовольствие, воду, уголь и другие товары. Договор, подписанный в Канагава, не был торговым соглашением, и американцы настаивали на заключении еще од-ного по образцу американо-китайского договора 1844 г. 14 ок-тября 1854 г. был подписан англо-японский договор, повторяю-щий основные положения Канагавского [4, с. 67].

Договор между Россией и Японией был подписан 7 февраля 1855 г. в Симода. Граница была проведена между островами Уруп и Итуруп, однако вопрос о Сахалине остался неразрешен-ным, остров оставался в совместном владении обеих стран.

Подписанные в 1856--1857 гг. два голландско-японских дого-вора оформили установление консульской юрисдикции для гол-ландцев, введение таможенных пошлин в размере 35% от стои-мости товара, открытие для торговли порта Нагасаки и т. д.

7 августа 1858 г. в Эдо был подписан договор о торговле и мореплавании между Россией и Японией действовавший до 1895 г.. Торговый договор обеспечил русским право экстерриториальности, наибольшего благоприятствования и другие привилегии. Однако, русско-японский трактат не имел статей посредничестве и предоставлении Японии судов и вооружений.

Целая серия так называемых ансэйских договоров заключенных Японией с западными странами в 1854 - 1858 гг. завершили длительную изоляцию страны и в тоже время стали рубежом нового периода - превращения ее в зависимое государство.

Если в первые годы после открытия страны оппозиционные правительству силы лишь формировались и охватывали главным образом разнообразные слои правящего класса, то заключение дог7овора стало толчком к расширению социальной базы и активизации всего движения.

Крестьянские восстания и городские бунты расшатали токугавский феодальный строй. Победа дворянско-буржуазного блока южных феодальных княжеств стала возможной лишь благодаря расширявшейся и нараставшей крестьянской войне, парали-зовавшей основные экономические и политические центры систе-мы сёгуната. Но наряду с беднейшим крестьянством и город-ским плебсом в выступлениях участвовали и богатые кресть-яне, имевшие землю, эксплуатировавшие безземельных бедняков, смыкавшиеся по своим интересам с представителями торгово-ростовщического капитала.

Таким образом, политика изоляции которую приветствовал Сегунат Токугава привила к тому, что многие феодалы перестали поддерживать этот режим, что в дальнейшем могло привести к краху Сегуната.

Заключение

Япония мощная как в политическом, так и в экономическом плане страна, прошла своеобразный путь развития.

С XII века в Японии возвысился Камакурский сегунат, для которого было характерно двоевластие. В этот период произошло укрепление общины, развивались товарно-денежные отношения. Феодалы эксплуатировали крестьян, что приводило к волнениям. Камакурский сегунат был низложен.

В 1333 году было создано правительство Кэмму под властью Годайго. В этот период провозглашается политическая формула нового режима: «Единение придворных аристократов и самураев».

В 1336 году к власти приходит дом Асикага, который стал именоваться сегунатом Муромати. Это период усиления феодалов и укрепления их влияния на политику страны. Во время сегуната Муромати стали активно развиваться крестьянские выступления, которые в сочетании с междоусобными войнами, создали угрозу существования феодалов. Все это привело к необходимости объединения страны. Несколько влиятельных династий пытались объединить под своей властью страну, но лишь одной из них это удалось. Это династия Токугава, которая надолго закрепила свое положение в стране. Именно в этот период было проведено большое количество реформ. Цель сегунов Токугава создание и сохранение стабильного и социального порядка, основанного на господстве военно-дворянского сословия. В это же время произошло открытие города, и интенсивное развитие культуры.

Но Токугавское правительство упорно сохраняло режим изоляции страны от других стран. Любое новшество рассматривалось им как угроза стабильности существующего феодального порядка. Что в дальнейшем привело к политическому кризису системы сегуната Токугавы, и в дальнейшем могло привести к краху сегуната.

Литература

1. Васильев Л.С. История Востока. М. , «Высшая школа», 1998.

2. Власов В. В. Япония. М., «Наука», 1991.

3. Выборнова В.Я. Япония. Региональная структура экономики. М.,«Наука», 2001.

4. Гальперин А. Л. Англо-японский союз. М., «Владос», 1996.

5. Родригес А.М. Новая история стран Азии и Африки. М., «Владос» 2001.

6. Горегляд В. Н, Дневники и эссе в японской литературе XIII вв. М.,
«Наука», 1999;

7. Гольдберг Д. И. Очерк истории рабочего и социалистического
движения в Японии в 1868--1908 гг. М.: «Политиздат», 1993.

8. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М.: «Школьная
Пресса», 1995.

9. Григорьева Т.П. Японская литература XIX века. М.: «Мысль», 1998.

10. Григорьева Т. П., Логунова В. В. Японская литература. Краткий очерк. М.: «Полиграмма», 2001.

11. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры:
конец XVI - начало XX вв. М., 2002.

12. Громковская Л. Л. Внутренняя и внешняя полтика Японии в XV-XIX
вв. М.:«Интерпракс», 1998.

13. Долгоруков П. Д. Экономика Японии: подъем или рост
неустойчивости? М.: «Высшая школа», 1999.

14. Жуков Е. М. История Японии. Краткий очерк. М.:«Профиздат», 2004.

15. Жуков Е. М. Полтика Хидэёси в отношении крестьянства // АН СССР. Серия «История философии». М.: «Статистика», 1996.

16. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. М.: «Наука», 1993.

17. Искендеров А.А. История Японии 1800 - 1945. М.: «Наука», 1995 .

18. Кин. Д. Японцы открывают Европу. 1720-1830. М.: «Мысль», 1998.

19. Григорьева Т.П. Японская литература XIX в. М.: «Мысль», 1990.

20. Конрад Н.И. Японская литература и театр. Л.: «Проспект», 2003.

21. Кузнецов Ю.Д. Социально-классовая структура Японии. М.:
«Владос», 2002.

22. Кузнецов Ю.Д., Новицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. М.:
«Высшая школа», 1999.

23. Куков Е. М. История Японии. Краткий очерк. М.: «Интерпракс», 1992.

24. Искендеров А.А. Феодальный город Японии. М.: «Нота Бэн», 1987.

25. Ларина Н. Г. Японский театр Ноо. М.: «Профиздат», 1999.

26. Маркарян С. Б. Сельскохозяйственная кооперация Японии. М.:
«Статистика», 2000.

27. Новицкая Г. Б. По Японии. М.: «Наука», 1997.

28. Попов К.М. Земельная реформа и аграрные отношения в Японии. М.: «Прогресс», 1993.

29. Никитина М.И. Художественная культура Японии в ХУИ-ХУШ
столетиях. М.: «Владос», 2002.

30. Пжинарин А.Л. Япония в мировой политики. М.: «Лицей», 1998.

Приложение 1

Тезаурис

Сегун - титул верховного военного правителя страны.

Сегунат - высшая форма правления в Японии имеющая структуру военной диктатуры и характерная для XII XIX вв.

Самурай - член военно - феодального сословия, а также его светской верхушки.

Сеэн - крупное частно - феодальное землевладение.

Дзито - сегунский администратор - «земельный глава.

Хатамото - вассалы сегуна и удельных князей.

«Провинциалы» - феодалы, живущие в провинциях и являющиеся вассалами военных губернаторов.

Икко - буддийская секта, которая придерживалась мнения, что для спасения души не обязательно отрекаться от мирских благ.

Нэнгу - рисовая рента, выступающая основной формой повинностей при аренде земли.

Приложение 2

Династия Токугава

ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ

ПРАВИТЕЛЬ

1603-1605

Иэесу

1605-1623

Хидэтада

1623-1651

Иэмицу

1651-1680

Иэцуна

1680-1709

Цунаеси

1709-1716

Иэцугу

1716-1745

Есимуне

1745-1760

Иэсигэ

1760-1786

Иэхару

1787-1837

Иэнари

1837-1853

Иэеси

1853-1858

Иэсада

1858-1866

Иэмоти

1866-1867

Есинобу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.