Рефераты. Украинское государство и право в годы освободительной войны

p align="left">Укладывая договор с Москвой, Украина как независимое государство ставило свои условия, которые приняла вторая сторона Московская. Царская жалованная грамота от 27 марта 1654 г. называет гетмана и Войско Запорожское "подданными московского царя", но при этом отмечает: Украине "быть под нашей, царского величества, рукой, по своим прежним правам и привилегиям и по всем статьям, которые писали выше сего", что, собственно предусматривало не "подданство", а протекцию царя над Украиной.

2. Изменения в общественном порядке

Освободительная война внесла определенные изменения в общественное отношения.

Несмотря на изгнание польских магнатов и шляхты, а также той украинской верхушки, которая поддерживала поляков, деление на господствующие и зависимые слои в Украине осталось. Польскую знать как господствующее сословие заменило казачество, среднее и мелкое украинское шляхетство. Казацкая служба, хотя и давала значительные привилегии, была трудной, а часто и недоступной для населения. Чтобы ее отбывать, кроме здоровья, надо было иметь соответствующие материальные средства.

В годы войны казаки составляли приблизительно половину населения Украины. Зборовский договор служил юридической основой оформления казачества в привилегированное сословие со своими правами, администрацией, судами. Складывание реестра было одним из признаков сословного оформления. Значительно расширилась территория, на которой имели право жить казаки. Привилегии казачеству были подтверждены королевскими грамотами, Белоцерковским договором 1651 г., московским правительством в "Мартовских статьях" 1654 г., в царских жалованных грамотах.

Реестровые казаки составили основу казацкой старшины. Группой, близкой к реестровцам, были бывшие и драгуны, которые во время боев переходили на сторону повстанцев. Упомянутые выше группы составляли около 50 процентов всего реестрового войска.

За социальным положением старшина в годы Освободительной войны не была однородной. Каждая группа казацкой старшины имела свои экономические возможности, свои традиции и т.д. Ведомостей о старшинском землевладении в годы войны сохранилось очень мало. Наверное, часть старшины владела фольварками и хуторами. Тем не менее, в силу ряда причин, старшинское землевладение не могло быть развитым. Во-первых, к нему отрицательно относились рядовое казачество и крестьянство, которое только освободилось от гнета польско-шляхетских землевладельцев. Во-вторых, казацкое хозяйство, в том числе и зажиточное, было мало связано с рынком, в особенности с внешним, куда могли идти продукты сельского хозяйства. Больше внимания зажиточные казаки уделяли промыслам: дегтярному, мукомольному, селитряному и т.п.

Бесспорно, казацкая старшина обогатилась за счет большой военной добычи. Казачество все больше делилось на два противоположных лагеря -- старшину, которая захватила в свои руки основные материальные блага и политическую власть, и рядовое казачество, которое ими не пользовалось.

К господствующему слою принадлежала также украинская шляхта. Шляхетское сословие до войны имело наибольше привилегий, оно было экономически господствующим, сосредоточивало в своих руках политическую власть. В ходе войны здесь произошли значительные изменения. Хотя в королевских грамотах, универсалах гетмана, Зборовском, Белоцерковском и Переяславском договорах указывалось на сохранение привилегий шляхты на имущественное владение, все же она теряет свое влияние в украинском обществе. Это произошло в силу нескольких причин. Одна часть украинской шляхты поделила судьбу польской, а вторая часть, главным образом мелкая шляхта, активно участвовала в Освободительной войне, чтобы после нее занять привилегированное место в обществе

Права православного духовенства также значительно расширились. Православие стало в Украине единственно признанной официальной религией. Этому оказывало содействие то обстоятельство, что одним из лозунгов, под которыми велась Освободительная война, была борьба за православную веру. Духовенство было хорошо организованным сословием, которое опиралось на вековые традиции. Православная Церковь имела ряд существенных привилегий и прав, которые не раз подтверждал в своих универсалах гетман. Высшее церковное и монастырское духовенство в ходе войны получили новые владения за счет католической Церкви и шляхты. Изменения в Украине мало затронули церковное и монастырское землевладения. Крестьяне, которые проживали на этих землях, как и раньше, выполняли для монастырей трудовые повинности, платили натуральные оброки.

В этой среде определенное место занимали рядов казаки. В казацкий реестр, например, входили "робітні люди", которые обслуживали Войско Запорожское. К ним принадлежали кузнецы, тележники, плотники, сабельники, пороховики и др. Армия не могла обойтись и без таких мирных профессий, как бондари, котельщики, и т.п. Таким образом, в реестре были представлены почти все тогдашние ремесла.

Часто в документах о казацких привилегиях и правах отмечалось, что крестьяне должны находиться в подданстве и выполнять свои повинности. Речь шла о крестьянах, которые не присоединились к казачеству, не попали в реестр. А таких было значительное большинство среди зависимого слоя.

На территории, занятой польскими войсками, крестьяне снова попадали под господский гнет. На казацкой территории положение крестьянства было лучшим. Хотя в разных универсалах и договорах признавалось право шляхты на эксплуатацию крестьян, тем не менее фактически этого не было.

По форме экономической зависимости крестьяне делились на государственных и господских. Юридически основная масса крестьян в годы войны принадлежала к государственным подданным. Их положение было намного лучшим от положения господских крестьян. Занимая земли, конфискованные у польских магнатов и шляхты, они выполняли определенные повинности и выплаты в пользу Войска Запорожского. К ним, прежде всего, принадлежали обязанности обеспечивать казацкое войско транспортом, постоем и провизией. Господские крестьяне несли большие повинности, но и для них была ликвидирована барщина. Государственные крестьяне были уравнены в правах с мещанами. Во всех селах были выбранные войты, их часто в документах крестьян также называют "мещанами".

Крестьянин мог продавать и покупать землю, дарить ее, передавать по наследству, бросать одни наделы земли и занимать другие, поскольку земли к тому времени было вдоволь. Крестьянская среда не была однородной. Среди крестьян были более зажиточные, которые пользовалось нанимаемой работой, а были и такие, что чуть могли прокормить свою семью.

Определенные изменения состоялись в правовом положении городского населения. Не только низы, но и зажиточные группы населения, в том числе и представители городской администрации активно участвовали в Освободительной войне. В результате ликвидации порядков, установленных в Украине польско-шляхетской властью, в составе населения городов произошли изменения, значительно выросло количество казаков. Эта часть городского населения, пользуясь привилегиями, занималась также ремеслом и торговлей. Другие же мещане продолжали отбывать ряд повинностей. Во многих городах казаки составляли больше половины населения и казацкая администрация решала все вопросы городской жизни.

Поскольку были ликвидированные королевские и частнособственнические города, большинство из них захотело получить магдебургское право. Города, которые имело право на самоуправление с давних времен, назывались магистратскими, города, которым это право было предоставлено гетманскими универсалами, получили название ратушных. Если относительно первых можно говорить об определенном самоуправлении, то в ратушных городах оно было фикцией. Казацкая старшина часто не признавала органы городского самоуправления и активно вмешивалась в их деятельность. Гетман вынужден был вставать на защиту таких городов. Так, в 1650 г. он выдает универсал Нежину по поводу злоупотреблений там старшины.

Привилегированное положение занимали в городах купцы. Польские купцы, которых и до войне было не очень много в украинских городах, оставили Украину. Вынуждены были покинуть украинские города и евреи. В Зборовском договоре есть даже специальный пункт о запрете евреям заниматься промыслами и торговлей в Украине. Это защищало украинских купцов от конкуренции не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Часто купцы выдвигались на высшие должности в органах городского самоуправления.

Значительно большей группой населения городов были ремесленники. Тогдашние источники говорят о том, что в годы войны феодальная организация ремесла не была затронута. Продолжали существовать цеховые организации. Узость рынка была основной причиной того, что значительная часть ремесленников занималась и сельским хозяйством. Одновременно это свидетельствовало и о том, что ремесло окончательно еще не отделилось от сельского хозяйства.

3. Государственный порядок

Впервые в ходе Освободительной войны территория независимой Украины была оформлена Зборовским договором 1649 г. В соответствии с ним территория свободной Украины состояла из трех воеводств: Киевского, Брацлавского и Черниговского, которые после освобождения были разделены на 16 полков и 272 сотни. В 1650 г. количество полков выросло до 20. Итак, освобожденная территория имела свое административно-территориальный деление. Полково-сотенное устройство было важным элементом украинской государственности. Уже начиная из 1648 г., полки и сотни как территориальные единицы включают в себя все население, которое проживало в их границах, и на него распространяется власть полковых и сотенных правительств. До 1654 г. уволенная территория охватывала Левобережье, Правобережье (кроме Волыни и Галиции) и значительную часть земель на Юге (приблизительно 200 тыс. кв. км).

Итак, на время заключения украинско-русского договора 1654 г. Украина была независимым государством, которое имело свою государственно-организованную территорию. Мартовские статьи 1654 г. юридически утвердили этот факт.

В начале Освободительной войны вышестоящим органом власти был Военный совет Войска Запорожского. В этом проявилась связь между органами государственной власти, которые формировалось, и военно-административным порядком Запорожской Сечи, и отображалось то, что национально-государственное самоопределение Украины осуществлялось в условиях вооруженной борьбы.

В компетенции Военного совета входило решение важнейших государственных вопросов, как военных, так и политических: он выбирал гетмана и генеральное правительство и имел право их устранения, решал все вопросы внешней политики, отсылал посольства, принимал послов, осуществлял правосудие. Право на участие в нем имели все казаки.

Начиная с 1649 г., Военный совет созывался редко. Имеются сведения об совете в 1650 г., двух -- в 1651 г., нескольких -- в 1653 г. и еще один (последний) в январе 1654 г. -- в Переяславе.

Одновременно с снижением роли Военного совета возрастает значение старшинских советов. И хотя это был второстепенный орган при гетмане, его решения были обязательными для него.

Система управления состояла из трех степеней: Генерального, полкового и сотенного правительств.

Генеральное правительство было центральным органом управления. Оно возглавляло всю систему управления и было постоянно действующим органом. Генеральное правительство избиралось Военным советом. Возглавлял Генеральное правительство гетман: как глава государства, высший судья и верховный главнокомандующий, законодатель, поскольку он выдавал универсалы -- нормативные акты, обязательные для выполнения на всей территории Украины. Генеральное правительство было высшим распорядительным, исполнительным и судебным органом государства. Кроме гетмана, в Генеральное правительство входили генеральные старшины, которые руководили отдельными областями управления.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.