Перечисленные государственные лица составляли совет генеральной старшины, который с течением времени вытесняет Военный совет.
Местное управление осуществляли полковые и сотенные правительства, также выборные лица в городах и селах.
Полковое правительство состояло из полковника и полкового совета, который избирал полковую и сотенную старшину. Часто полковники узурпировали в своих руках всю власть на местах и игнорировали полковой совет, а иногда, наоборот, полковой совет больше влиял на деятельность полковников, препятствовал их своеволию и даже отстраняли их от должности. В полковой совет входили обозный, писарь, судья, есаул и хорунжий. На таком же принципе строилась сотенная администрация. Сотенное правительство возглавлял сотник. Ему помогала сотенная администрация: есаул, писарь и хорунжий. Судебные функции в сотне выполнял городовой атаман.
Города имели свою администрацию, ее власть не распространялась на казаков. В селах войты управляли крестьянами, а атаманы -- казаками. Не сохранилось законодательных актов, по которыми можно было бы установить функции этих органов управления. В основу их деятельности, надо думать, были положены традиции и обычаевое право.
Для содержания аппарата власти и управление нужны были средства. С этой целью проводился сбор налогов. Они собирались из крестьян и городских жителей. Казаки от налогов освобождались, что было их давней привилегией.
С освобождением Украины из-под польско-шляхетской власти и образованием самостоятельного государства ее финансовая политика приобрела суверенный характер. Если до 1648 г. все налоги в украинских землях шли в казну Речи Посполитой, то отныне они направлялись в казну Войска Запорожского, которая стала общегосударственной казной. Налогами и казной ведал генеральный казначей, который входил в Генеральное правительство.
Кроме налогов, существовали дополнительные источники поступления средств в казну. Так, товары, которые ввозились из других стран, обкладывались таможенной пошлиной. Значительную прибыль казне давали налоги на мед, пиво и другие промыслы.
Итак, можно говорить о создании в годы Освободительной войны жизнеспособной финансовой системы Украинского государства.
В период, который рассматривается, полностью сформировался украинский "народный" язык, а также шел процесс формирования украинского литературного языка. На украинском языке пишутся летописи, складываются судебные и государственные акты, выдаются гетманские универсалы. ведется официальная переписка и т.п.
Численность казацкого войска постоянно изменялась на протяжении XVI - первой пол. XVII ст. В конце XVI ст. когда казаки впервые организованно выступили, их численность была от 2 до 10 тыс. В то же время возрастала численность реестрового казачества, которое находилось на королевской службе.
В соответствии с Зборовским договором за Украиной было признано право иметь постоянное реестровое войско в 40 тыс. человек. Белоцерковский договор уменьшил эту численность до 20 тыс., но в действительности в годы Освободительной войны в Украине действовала огромная на те времена армия. В битве под Пилявцами войско Хмельницкого насчитывало 100 тыс., под Львовом -- 200 тыс., в зборовской компании -- 300 тыс., а сам Хмельницкий говорил, что под Зборовом он имел войско численностью 360 тыс. человек. Сравнительно с армиями других стран того времени это была огромная воинская сила.
Казацкое войско имело строгую организацию: оно делилось на полки, сотни и курени. В полке было от 5 до 20 тыс. казаков. Полк делился на сотни, которые имели от 200 до 250 казаков. Сотню делили на десятки, позже -- на курени. Десяток состоял из атамана и девяти казаков, в курень входило 30 чел.
При польской власти реестровое войско получало жалованье из государственной казны. Когда же возродилось Украинское государство, воинская служба стала бесплатной. Казаки жили за счет королевских и господских земель, освобожденных во время войны. Часть этих земель была оставлена на общие воинские потребности. Государственное казна также определяла для войска некоторые налоги и доходы: "третью воинскую мерку" из мельниц, доходы из аренды и т.п.. Воинскими доходами ведала генеральная скарбовая канцелярия под руководством генерального пидскарбия. Ему помогали комиссары в полках и комиссарские десятники в сотнях. Таким образом, во время Освободительной войны в Украине сформировалась хорошо организованная, одна из наиболее боеспособных армий в Европе.
Относительно же прав личности, которые предохранялись Украинским государством, следует отметить права и вольности казацкого слоя и государственных крестьян. Каждое сословие имели свои права, и государство довольно строго следило за их выполнением.
В годы Освободительной войны была осуществлена попытка отделить судебные органы от административных. Были созданы Генеральный, полковой и сотенный суды.
В состав Генерального суда входили два генеральных судьи. Генеральный суд был апелляционной инстанцией для полковых и сотенных судов. Но полностью провести распределение власти в Украине того времени не удалось.
Органы административно-территориального управления продолжали выполнять судебные функции.
Систему судебных органов возглавлял гетман, которому принадлежала высшая судебная власть.
Гетман утверждал приговоры (решения) Генерального и полкового судов в важнейших делах, в особенности приговоры к смертной казни. Гетману подавали жалобы на решение всех судов, проверку которых он проводил выборочно, посылая представителей старшины на места для рассмотрения дел по сути.
Роль высших судебных органов выполнял также старшинский совет.
Полковые и сотенные суды распространяли свою юрисдикцию не только на дела всего казачества, а и на все население, которое проживало на их территории. Они активно вмешивались даже в деятельность магистратских судов в городах с правом на самоуправление.
Только в некоторых городах удалось сохранить магистратские суды. В ратушных городах правили выборные городские старшины и атаманы. Они совмещали и судебные функции. Крестьян судили войты и сельские атаманы.
В годы Освободительной войны в Украине формируется своеобразная правовая система. Хотя гетман своими универсалами неоднократно и подтверждал действие Устава 1588 г. и магдебургского права на освобожденной территории, фактически они здесь почти не применялись. Так, магдебургское право действовало только в больших городах (Киев, Переяслав, Чернигов, Нежин). Нормы III Устава возвратились в правовую систему после присоединения Украины к Московскому государству. Полностью были упраздненные правовые нормы, принятые органами польской власти: "Устава на волоки" 1557 г., ординация казакам 1638 г., королевские и сеймовые конституции и т.п.
Среди источников права, которые использовалось, на первом месте было обычаевое казацкое право. Оно регулировало широкий круг отношений, и прежде всего, организацию государственной власти и управления, систему судопроизводства, называло преступления и наказание за них. С течением времени большое значение приобретают новые источники права. Речь идет, прежде всего, о гетманских универсалах. Это были распорядительные акты высшей власти, которые носили общеобязательный характер для всего населения Украины. Универсалы регулировали государственные, административные, гражданские, криминальные и процессуальные отношения. Источниками права были также международные соглашения, которые укладывались гетманом, главным образом с соседними государствами. В них утверждалось положение Украины как субъекта международно-правовых отношений.
Произошли некоторые изменения в гражданском и криминальном праве. Перераспределение собственности в годы Освободительной войны нуждалось в нормах права, которые бы регулировали новые формы собственности, и, прежде всего, собственность на землю. Появляются "ранговые земли", или "ранговые маетности". Это были земли, которые гетман своими универсалами давал казацкой старшине за службу, "в ранг", во время занимания ею определенной должности. В данный период прослеживается постепенный переход от норм обычаевого права к нормам созданных государством. Процесс этот был тесно связан с формированием государственности.
Характер республиканской государственности обусловил и сущность правовой системы Украины, которая была необходимым элементом государственности. Основой этой системы было обычаевое право и гетманские универсалы. На некоторое время было приостановлено действие III Устава 1588 г. и ограниченно действие магдебургского права. Параллельно с государственными органами формируется своеобразная судебная система, основой судопроизводства в которой был давний принцип «где три казака, два третьего судят».
Освободительная война 1648 -- 1654 гг. закончилась вхождением Украины под протекторат Московского государства. Правовое положение Украины и ее отношения с Москвой было регламентировано Мартовскими статьями 1654 г., в которых Украина презентовалось как независимое самостоятельное государство.
Голубицкий В.А. Запорожское козачество. - К.: Освіта. - 1993
Історія держави і права України / За ред. В.Г. Гончаренка. Київ: “Вентурі”, 1996.
Крип'якевич І.П. Історія України. - К.: Либідь. - 1992
Лащенко. Р. Лекції по історії українського права. К.: Україна, 1998.
Музиченко П.П. Історія держави і права України: Навч. Посібник. - К.: “Знання”, 2000.
Субтельний Оpест. Укpаїна: Істоpія. - К.: Либідь, 1993.
Страницы: 1, 2, 3