Рефераты. Внешняя политика Вьетнама от древности до начала XX века

Внешняя политика Вьетнама от древности до начала XX века

105

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Иркутский Государственный Университет

Исторический факультет

Кафедра мировой истории и международных отношений

Курсовая работа

На тему:

«Внешняя политика Вьетнама: от древности до начала XX века»

Выполнила:

Студентка 3 курса, группы 7323

Тимофеева О.Э.

Научный руководитель:

Профессор Олтаржевский В.П.

Иркутск 2009

Содержание

  • Введение
    • Глава I. Рождение вьетнамского государства
    • § 1. Образование племенного союза Ванланг
    • § 2. Недолгий век королевства Аулак
    • § 3. Создание объединенного государства Намвьет
    • Глава II. «Мужание» Вьетнама
    • § 1. Предпосылки противостояния «стран Севера и Юга»
    • § 2. 7 антикитайских отечественных войн
    • § 3.«Оповестительное слово о замирении Нго» - обретение национальной независимости
    • Глава III. Расцвет страны Юга
    • § 1. Мудрая политика королей Ле
    • § 2. Борьба Дайвьета за расширение территории
    • 3.2.1 Отношения с Тьямпой
    • 3.2.2 Вьетнам и горные народности
    • Глава IV. Вьетнам накануне колонизации
    • § 1. Кризис вьетнамского феодализма: война домов Чинь и Нгуен
    • § 2. Сиамская агрессия 1784-1785 гг.
    • § 3. Маньчжурский поход против Тэйшонов
    • Глава V. Утрата национальной независимости
    • § 1. Исторические предпосылки французской агрессии во Вьетнаме
    • 5.1.1 Первые миссионеры
    • § 2. Начало экспансии
    • § 3. Стабилизация французского режима
    • Заключение
    • Список литературы
Введение

«Южными горами и реками правит царь Юга.

Об этом ясно говорится в Книге Небес.

Как посмели варвары нарушить наши рубежи?

Им здесь уготованы крушение и гибель»

Ли Тхыонг Кьет, вьетнамский полководец

Вьетнам

Небольшое государство, протянувшееся на 1600 км. вдоль восточного побережья п-ова Индокитай и занимающее около 15% его территории. Это страна гор и равнин, с тропическими лесами и прекрасными песчаными пляжами. Красота Вьетнама завораживает, а природа «страны Юга» влюбляет в себя с первого взгляда. Это очень миролюбивое, гостеприимное государство - на его территории спокойно уживаются все 3 мировые религии: буддийские храмы здесь соседствуют с мусульманскими мечетями, в центре Хо Ши Мин-сити гордо красуется Нотр-дам-де-Сайгон - оплот католичества на вьетнамских землях. Подобная терпимость, во многом, объясняется характером вьетнамского народа: эти невысокие, худощавые люди любят улыбаться; они всегда готовы оказать помощь и с удивительным гостеприимством встречают друзей. Вьетнам разносторонен и многогранен. Несомненно, в этой стране есть что-то особенное, что традиционно привлекает к ней интерес других государств.

Когда люди говорят о Вьетнаме, они вспоминают о войне. На это удивительно точное замечание я наткнулась, когда просматривала статьи, посвященные вьетнамской истории, в поисках материала для данной курсовой работы. И в самом деле, подумала я, человечество всегда имело слабость к ярким, запоминающимся событиям истории, дающим пищу для размышлений и сопереживаний. Вьетнамская война исключением не стала, и в этом нет ничего странного, поскольку поражение США от более чем скромного вьетнамского государства действительно явилось событием из ряда вон выходящим. Люди до сих пор пытаются понять, в чем секрет этой невероятной виктории и как смог народ, не обладающий ни военной, ни экономической мощью, одержать ряд блистательных побед над таким мировым гигантом, как Соединенные Штаты. А, между тем, никакого секрета здесь нет, ведь на протяжение всей своей истории Вьетнаму приходилось отстаивать свое право на свободу и независимость. Вся история Вьетнама наполнена борьбой с чужеземными захватчиками, в ходе которой вьетнамцы не раз изгоняли оккупантов со своих земель. Вьетнам неоднократно оказывал мужественное сопротивление превосходившим его в силе соперникам - Китаю, Франции, Японии. Посему, стоит ли удивляться тому, что вьетнамский народ, умудренный опытом национально-освободительной борьбы, смог одержать победу над несравненно более мощными США? Возможно, это казалось удивительным внешнему миру, не знавшему, на тот момент, что собой представляет Вьетнам; вьетнамцы же, неся за плечами огромный опыт борьбы, похоже, нисколько не сомневались в своей победе.

Литературы, посвященной Вьетнаму (как на английском, так и на русском языке), сегодня не просто много, а очень много. И это не случайно, поскольку американо-вьетнамский конфликт всколыхнул мировую общественность и послужил мощным стимулом к появлению разного рода монографий, посвященных не только вьетнамскому конфликту, но и истории самого Вьетнама. Человечество захотело узнать больше о скромном государстве, которое не просто устояло под бешеным натиском Соединенных Штатов, но и смогло изгнать агрессоров со своих земель. Кроме того, многие исследователи пришли к выводу, что для того, чтобы окончательно осознать причины и последствия трагедии, развернувшейся на землях небольшой индокитайской страны, необходимо, прежде всего, ознакомиться с многовековой историей Вьетнама. Мне посчастливилось сполна воспользоваться результатами всплеска интереса мировой общественности к Вьетнаму: зарубежные издания, которыми я пользовалась по мере написания данной работы, были современными, доступно изложенными; они раскрывали все особенности вьетнамо-американского конфликта и уделяли достаточно внимания вьетнамской истории. Чего нельзя было сказать о русскоязычных изданиях. К моему удивлению, узкоспециальных монографий, посвященных именно истории Вьетнама (а не Востока или ЮВА), в целом оказалось не так уж и много. Кроме того, большинство русскоязычных монографий и источников, которыми я пользовалась в ходе написания этой работы, были датированы 70-80 гг. прошлого столетия, тогда как практически все издания на иностранных языках вышли в свет уже в XXI веке3, что свидетельствует, как минимум, о неугасании интереса к Вьетнаму со стороны самых разных государств. Принимая во внимание это обстоятельство, можно сделать вывод, что наша страна, к сожалению, утратила многолетние традиции товарищеского диалога с вьетнамским государством. Сегодня Вьетнам в глазах простых россиян все больше превращается в элитный курорт, постепенно утрачивая облик страны, за которую мы все так переживали, когда она вела неравный бой за независимость. Недостаток русскоязычных источников с лихвой компенсировал интернет, но осадок, как говорится, остался. Не хотелось бы думать, что наша страна вот так просто сможет расстаться со своим «младшим братом», которому не раз протягивала руку помощи в трудную минуту. Сегодня Россия пытается восстановить былые связи: наши страны активно сотрудничают на азиатско-тихоокеанском пространстве, однако эти отношения далеки от тех, что наблюдались в 70-80 гг. прошлого столетия. Исходя из этого, я считаю, что главной целью моей курсовой работы должно стать возрождение интереса к этой далекой, но совсем не чужой нам стране. Что же касается основных задач моего курсового проекта, я вижу, как минимум, 3 направления, в которых мне предстоит работать:

Во-первых, необходимо будет рассмотреть развитие и становление Вьетнама в историческом контексте, а именно: проследить, как зарождалось, изменялось и «взрослело» вьетнамское государство и какие факторы определяли эти изменения;

Во-вторых, проследить историю отношений Вьетнама с другими странами, определить характер, который они приобретали (военная интервенция, торговые контакты, отношения в системе «вассал-сюзерен», колониальное господство), и какое место в принципе занимали отношения Вьетнама с другими странами в его истории;

В-третьих, выявить основные направления формирования внешнеполитического курса Вьетнама, определить, как те или иные события повлияли на формирование внешней политики традиционного (т.е. до современного) Вьетнама, и каковы особенности этих направлений.

Таков круг задач и целей моей курсовой работы. Разумеется, я не рассчитываю, что данная работа вызовет резонанс в науке: она является лишь попыткой вспомнить то, что раньше с завидной регулярностью публиковалось в советских СМИ, вызывало сопереживание за братскую нацию, заставляло гордиться ее успехами, а ныне - постепенно стерлось из памяти. Ведь утрата идеологическими аспектами своего смысла и смена приоритетов после «холодной войны» еще не повод терять друзей. Надеюсь, что время, когда российско-вьетнамский диалог выйдет на новый, более тесный и доверительный уровень, а российские исследователи с удвоенной энергией примутся за вьетнамоведение, еще настанет, и мы вновь обретем надежного и верного друга в ЮВА. Хочется верить, что это лишь вопрос времени.

Победа вьетнамского народа в войне 1964-1973 гг. многое изменила. Народ, прошедший трудный путь от свержения колониального правительства и создания коммунистической партии до взятия президентского дворца в Сайгоне, в одночасье стал объектом пристального внимания со стороны окружающего мира. А хроники той войны до сих пор вызывают повышенный интерес, становятся поводом для дебатов, проведения аналогий, как это сегодня происходит с Ираком. Однако не стоит забывать, что история Вьетнама простирается далеко за пределы события, известного как «вьетнамская война». И, как мы сможем убедиться в дальнейшем, великая победа Вьетнама над США была, во многом, обусловлена именно многовековой историей его народа. Историей, богатой легендами и традициями. Историей, закалившей характер, обусловившей высокий уровень самосознания вьетнамского народа. Историей, в которую мы и перенесемся прямо сейчас.

Глава I. Рождение вьетнамского государства

Период с III в. до н.э. по 111 г. до н.э. был ознаменован появлением на восточном побережье п-ова Индокитай самостоятельного государства народности вьет - Древнего Вьетнама. Государство это первоначально являлось племенным объединением двух родственных ветвей - лаквьетов и аувьетов, а после приобрело форму вполне централизованного государственного образования с центром в Колоа. Таким образом, залогом образования государства Юга стала проявившаяся еще до н.э. тенденция к объединению вьетских племен, и именно этой тенденцией было продиктовано последующее преобразование племенного союза Ванланг в более развитое государство Аулак. Укрепляло стремление вьетов к объединению, в первую очередь, возросшая угроза с севера, где быстрыми темпами развивался Китай. Отношения двух государств, где одно стремительно набирало силу в Восточной Азии, а другое только начинало развиваться, были сложными: Поднебесная неоднократно предпринимала попытки аннексировать государство вьетов. Агрессивные меры одной страны и стремление защитить свои рубежи другой - все эти аспекты надолго заняли центральное место во внешней политике Древнего Вьетнама и Китая и привели к началу многовекового противостояния этих стран.

§ 1. Образование племенного союза Ванланг

III тысячелетие до н.э. можно по праву считать временем рождения вьетнамского государства. Вьетнамский народ сложил очень красивую легенду, повествующую о рождении страны. Согласно древнему преданию, император-дракон Лак Лонг, однажды отправился на прогулку в горы и повстречал там прекрасную фею-птицу Ау Ко. Они полюбили друг друга, поженились, и было у них 100 детей. Но отец-дракон все больше времени проводил на море, властелином которого он был, уделяя мало внимания жене и детям. В ответ на упреки жены, Лак Лонг сказал: «Хотя мы и поженились, но из-за несходства пород нам, видимо, не суждено быть вместе»1. Император-дракон предложил Ау Ко разделить детей поровну, так что он с 50-ю детьми ушел бы в море, а жена с другими 50-ю - поднялась в горы. Так они и поступили. В результате дети их расселились у моря, в горах и на равнинах. Старший из них - Хунг - положил начало одноименной династии, основав государство Ванланг со столицей в Фонг Тьяу. Вьетнамцы очень высоко ценят вклад Хунгов в историю страны. Великий Хо Ши Мин впоследствии, выступая перед бойцами Народной армии накануне знаковой победы под Дьенбьенфу, сказал: «Правителям Хунгам принадлежит заслуга в создании страны, наша задача - совместными усилиями защитить ее»2. Короли династии Хунг заботились о благосостоянии зарождающегося государства: налаживали ирригационную систему, покровительствовали развитию рисоводства. Именно благотворная деятельность королей первой вьетнамской династии способствовала возвышению племени Ванланг над остальными лаквьетскими племенами. Обретение Ванлангом могущества способствовало последующему объединению вокруг него других племен, результатом чего и явилось образование единого племенного союза Ванланг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.