Рефераты. Внешняя политика Вьетнама от древности до начала XX века

анланг - первое протогосударственное образование древних вьетов (IV-III вв. до н. э). Ванланг, по мнению вьетнамских исследователей, является одним из древнейших этнонимов вьетских племен, территорией расселения которых были районы современного Бакбо, Северного Чукбо и

южные районы современных китайских провинций Гуандун и Гуанси. Точные границы союза Ванланг неизвестны, установлено лишь, что его столица располагалась на северо-западе от современного Ханоя.

Вождям племени Ванланг принадлежит историческая роль в объединении всех племен лаквьетов. Они стали правителями, известными под именем Хунг-выонгов, их потомки продолжали носить этот титул. Благодаря мудрой политике Хунг-выонгов Ванланг превратился в мощное племенное объединение в северной части современного Вьетнама - Бакбо. Однако, несмотря на бурное развитие и процветание, союз не мог чувствовать себя спокойно. На севере уже набирала вес великая Поднебесная империя, которая вскоре начала проявлять повышенный интерес к южным землям - таким богатым и плодородным. Таким образом, перед Ванлангом уже на раннем этапе его развития возникла необходимость в контактах с ближайшими соседями - населением гор. И хотя сказание о драконе Лак Лонге и птице-фее Ау Ко - всего лишь легенда, оно таит в себе глубокую истину. Горная и равнинная части Древнего Вьетнама были заселены сходными по этнической составляющей народами - лаквьетами и аувьетами. Народы эти, разделенные скорее по географическим, чем мифическим причинам, рано или поздно должны были вновь соединиться в единое целое. Так оно и случилось: народы равнин и гор воссоединились в III в. до н.э. Одним из факторов объединения лаквьетов и аувьетов стала нарастающая угроза с севера - со стороны объединенного китайского государства, где после периода междоусобных войн к власти пришел клан Цинь во главе с Цинь Шихуаном. И, поскольку Цини в 214 г. до н.э. предприняли свой первый поход на вьетнамские земли, задача по объединению родственных этнических групп стала необходима, насущна и, в некотором роде, неизбежна. Народы гор и равнин вынуждены были объединить свои усилия для встречи новой опасности с Севера, которая, несмотря на поражение первого похода, должна была повториться.

Еще одной движущей силой воссоединения стало ослабление могущества Хунг-выонгов, которые правили Ванлангом с IV в. до н.э. Во второй половине III в. вождь горцев Тхук Фан двинул войско на столицу Ванланга - Фонг Тьяу (район современной провинции Виньфу) и сверг последнего из представителей династии Хунгов. Существует предание, что Хунг-выонг счел необходимым добровольно уступить престол более молодому Тхук Фану. Согласно легенде, Фан вступил на престол в 257 г. до н.э., в возрасте 22 лет, и на протяжении следующих 50-ти правил вьетским государством.

Итак, в середине III в. до н.э. Ванланг вступил в союз с государством Тхук Фана - Намкыонгом. Намкыонг располагался на территории современной провинции Каобанг и частично на территории китайской провинции Гуанси. Основу этого племенного союза составляла этническая группа тэйау или аувьет - потомки птицы Ау Ко, согласно легенде. В результате их слияния с лаквьетами было образовано новое объединенное государство - королевство Аулак.

§ 2. Недолгий век королевства Аулак

Королевство Аулак фактически стало преемником племенного союза Ванланг. Великие Хунг-выонги передали эстафету правления Тхук Фану, который стал править под именем Ан Зыонга.

Аулак - пер. с. вьет. - «Королевство дракона и птицы» Объединенное государство потомков Лак Лонга и Ау Ко просуществовало ровно половину столетия (257-207 гг.) и на протяжение этого периода несколько раз успешно отводило от своих границ угрозу завоевания с Севера. Залогом этого успеха стала грамотная политика короля Ан Зыонга, который пропагандировал укрепление обороны государства как основу его безопасности. Во многом благодаря его усилиям Аулак отразил атаки циньского Китая. В то же время Ан Зыонг продемонстрировал себя как достаточно заурядный политик, ибо ввиду его недальновидности королевство все же было покорено в 207 г.

Аулак располагался на территории современного Северного Вьетнама и северной части Центрального Вьетнама. Вьеты быстро осознали всю тяжесть участи быть южным соседом одного из величайших государств Древнего Востока, поэтому приоритетной их задачей являлась оборона. Неудивительно, что столицей государства стала мощная крепость Колоа9. Этот великолепный пример фортификационного сооружения находился в самом сердце Аулака. Колоа являлась не только показателем военного мастерства вьетнамцев, не просто продемонстрировала, сколько труда и сил было вложено в ее строительство. Она явила собой образец остроумного и эффективного использования природных ресурсов: к делу привлекались реки и водоемы, рвы, земляные валы. Земляные валы служили для крепости защитными заграждениями, а те, что выдавались вперед - еще и наблюдательными позициями. Одно из земляных укреплений крепости имело протяженность более 16 км. и делилось на 9 ярусов. Сеть рвов, совмещенная с рекой Хоянгзянг, образовывала единую систему коммуникаций и включала в себя большую бухту Дамка, где дислоцировались вьетнамские джонки. Опыт строительства подобных сооружений сослужит вьетнамцам добрую службу в XIX в., когда французам, вторгшимся на вьетские земли, придется затратить огромное количество сил и ресурсов для того, чтобы ликвидировать очаги яростного сопротивления, оплотом которых и станут мощные крепостные сооружения вроде Колоа. Однако до французской колониальной агрессии на тот момент было еще далеко, а королевству Аулак уже в самом начале своего существования предстояло выдержать серьезное испытание.

В 221 г. первая династия объединенного Китая - Цинь - отправилась в свой первый поход в южном направлении. Циньской армии удалось захватить земли племен, живших к югу от р. Янцзы. На завоеванных территориях были образованы 4 куана (округа): Миньчжун, Наньхай, Гуйлинь и Сян. Однако дальнейшее продвижение китайцев на юг существенно препятствовал независящий от них фактор: вьеты развернули ожесточенную борьбу с агрессорами. Жители Аулака, объединив усилия с некоторыми горными народностями, дали отпор цинским войскам. И хотя китайские воины, как гласит легенда, в течение «трех лет не снимали доспехов и не ослабляли тетив арбалетов», поход успехом не увенчался. В результате ночных налетов, разящих атак и ударов из засад и лесных укрытий по отрядам китайской армии были уничтожены сотни тысяч солдат, погиб и главнокомандующий циньской армии - Ду Шу. Китайским завоевателям пришлось уйти ни с чем.

Однако имперский Китай на этом не остановился. В 207 г до н.э. в Аулак был отправлен новый поход во главе с талантливым китайским чиновником и военачальником Чжао То. Чжао То, захвативший до этого 3 южнокитайские территории, образовал государство Намвьет («Южный Вьет») и провозгласил себя его ваном (государем). Сепаратизм Чжао То не мог не насторожить пришедшую к власти в Поднебесной династию Хань. Хани снарядили на Намвьет «предупредительный» поход, и вскоре Чжао вынужден был признать вассалитет Намвьета от северной династии.

В то же время Чжао То не оставлял попыток расширить свое государство за счет аннексии земель Аулака. Однако все его попытки были тщетны: в 214 г. до н.э. войска Чжао То потерпели поражения в боях у Тьензу и Вуниня.

Провал нашествия Циней и первых завоевательных кампаний Чжао То ярко продемонстрировали способность раннего вьетского государства противостоять массированной агрессии чужеземцев. Немаловажную роль в этом, как уже было сказано, сыграло объединение сил представителей двух древневьетнамских ветвей - лаквьетов и аувьетов. Королевства Ванланг и Намкыонг, слившись в единое целое, образовали более крупное - Аулак, и смогли оказать достойное сопротивление китайским агрессорам.

В свою очередь, Чжао То, осознавший, что Аулак силой не покорить, решил пойти на хитрость. О лукавстве Чжао сложена целая легенда, согласно которой повелитель государства Намвьет, признав свое поражение, отступил в горы и запросил мира у Ан Зыонга. В знак подтверждения просьбы о мире и признания себя вассалом Зыонга Чжао отправил в Аулак своего сына Чжун Ши. У Ан Зыонга была дочь Ми Тяу. Чжао и Зыонг договорились сосватать своих детей, после чего Чжун Ши остался жить в Аулаке. Ан Зыонг, таким образом, надеялся отвратить нависшую над государством китайскую угрозу: он считал, что, выдав дочь замуж за сына неприятеля, сможет сохранить свои богатства и свою власть. Но Зыонг просчитался. За несколько лет, проведенных на юге, Чжун Ши тщательным образом изучил аулакскую жизнь, узнал секрет изготовления арбалетов, которые служили главным оружием при обороне крепости Колоа. Более того, прежде чем сбежать из южного королевства, Чжун Ши сумел повредить их, что фактически обезоружило главное укрепление государства. Разумеется, эти сведения стали значительным подспорьем для Чжао То, который, получив тактическое преимущество, сумел захватить Колоа, а вместе с ней и весь Аулак. Неприступные стены крепости не смогли защитить королевство Дракона и Птицы. Побежденный Ан Зыонг вынужден был убить дочь Ми Тяу - жертву своих корыстных планов, а после покончить с собой, бросившись со скалы в море.

Гибель Ан Зыонга подводит печальный итог: недальновидная политика правителя Аулака стоила жизни не только ему, но и всему государству! С этого момента для Древнего Вьетнама начался непростой период, на протяжение которого страна находилась под гнетом наместников китайской империи. Но несмотря на это, вьетнамцы верят, что поучительная история Ан Зыонга отражает уровень их самосознания, высокий уже в древние времена. Неизвестно, однако, реальна ли эта история на самом деле или Чжун Ши и Ми Тяу лишь персонажи красивой, но выдуманной легенды. Как бы то ни было, в 206 г. до н.э. покорение Аулака стало свершившимся фактом, и вьетнамцам уже на заре истории своего государства впервые пришлось начать борьбу за его независимость.

§ 3. Создание объединенного государства Намвьет

Итак, захватив королевство Аулак, Чжао То присоединил его к территориям государства Намвьет, тем самым, положив начало существованию объединенного королевства Намвьет-Аулак, и стал ваном этого государства. Ван разделил объединенный Намвьет на 2 округа: Зяоти (Бакбо/Бакки) и Кыутян (север Чунгбо/Чунгки). Вскоре туда двинулись китайские переселенцы, которые собирались осваивать Юг по принципу «цань ши» - «поглощать земли соседей, как шелковичный червь листья». Но победе Чжао То не суждено было стать торжеством китайского государства - у императора Намвьета были другие планы. Чжао очень скоро отделился от Поднебесной и стал править Древним Вьетом самостоятельно.

Что же касается вьетского населения Намвьет-Аулака, то оно, не желая мириться с таким положением дел, упорно отстаивало свое право на самостоятельность привычными видами борьбы. И, несомненно, изгнало бы захватчиков, если бы не два фактора. Во-первых, вьеты были лишены доступа к власти и к средствам вооружений - всем этим отныне распоряжались китайцы. Таким образом, вьетское население было ограничено в средствах оказания вооруженного отпора, посему действовать отдельными вооруженными отрядами они не могли. Спасти ситуацию мог только стихийный общенародный бунт, подняв который вьеты смогли бы вытеснить интервентов со своих земель. Но сделать это им помешал второй фактор, а именно - опыт и незаурядные личностные качества Чжао То: он уже показал себя хитрым и расчетливым полководцем, пришло время продемонстрировать и дипломатические навыки.

Так, стремясь создать прочную социальную базу для упрочения своего господства, Чжао То сохранил титул выонгов для некоторых племенных вождей. Кроме того, Чжао То оставил без изменений законы и обычаи вьетов. В то же время, проводя сепаратистскую политику по отношению к китайскому двору, Чжао и его приближенные стремились наращивать свои вооруженные силы, в результате чего вьетское население Намвьета обложили непосильными налогами. В двух округах - Зяоти и Кыутяне - была проведена подворная перепись семей для набора рекрутов. Ван понимал, что рано или поздно ему придется держать ответ перед Китаем, а для этого ему была необходима сильная армия. Посему, Чжао проводил военную реформу аккуратно, не посягая на традиции и обычаи вьетов, дабы не вызвать их гнев и, тем самым, не дать повода к началу освободительного движения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.