Рефераты. Активация познавательной деятельности на уроке информатики

p align="left">Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность учеников в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

Активизация учения - есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.

Проблема - это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера.

Но на данный момент наиболее распространенным методом обучения является традиционный, при котором основное внимание сосредотачивается на изложении знаний в определенной системе, в наглядной и доступной форме. При этом каждый педагог стремится, прежде всего, сообщить нужный материал и добиться прочности его усвоения. Организуя преподнесение учебного материала, учитель оказывает влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся, но это влияние носит косвенный характер. На уроке не у всех учеников включается активная познавательная деятельность. Традиционное обучение ставит учащегося в «ответную» позицию. Цели задаются преподавателем, ученик отвечает на его вопросы, выполняет учебные задания, активен по особому указанию и разрешению. Всем известно, что при таком изложении материала часть ребят перестает активно работать. Если на занятии работает только преподаватель, учащиеся пассивны, т.е. бездеятельны, безучастны, безразличны ко всему, что происходит в классе, такой урок не имеет никакой ценности. При таких условиях пропадает интерес к учебе и желание учиться. Еще в прошлом веке К.Д. Ушинский писал: «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портится голова, сердце и нравственность» Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 359..

Многие исследователи стремились создать дидактические условия преодоления равнодушия к знаниям, нежелания учиться, развития познавательных мотивов и интересов. А.А. Вербицкий - разработчик концепции контекстного обучения пишет, что «стратегическим направлением интенсификации или активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, ее спрессовывание или ускорение процессов считывания, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и личностной социальной активности» Вербицкий А.А. Активное обучение в школе: контекстный подход. - М.: Просвещение, 1991. С. 41.. Здесь нет места принуждению к активности, а только побуждение к ней. Для этого учащегося надо включать в познавательную деятельность, которая направлена на достижение цели, объединяющей учителя и ученика, - на формирование творческой личности.

Направление и уровень активности во многом определяет система потребностей и мотивов учащегося. Это то, что побуждает человека ставить проблемы, концентрировать усилия на их разрешении. Поэтому воспитание личности ученика как будущего специалиста зависит в первую очередь от его потребностей и мотивов. Соотношение различных мотивов обусловливает выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности.

Можно выделить две большие группы мотивов: мотивы достижения и познавательные мотивы. При познавательной мотивации неизвестное новое знание совпадает с целью познавательной деятельности, т.е. человека интересует процесс и содержание познаваемого. При мотивации достижения познавательная деятельность является средством достижения цели, находящейся вне этой познавательной деятельности, т.е. человека интересует результат, который может быть получен в результате каких-то познавательных усилий, например положительная оценка на экзамене.

В педагогике и психологии показано, что на формирование личности и ее психическое развитие постоянное и устойчивое влияние оказывают знания, основанные на познавательном интересе. Развитие познавательной мотивации значительно повышает активность обучающихся и эффективность процесса обучения. Также познавательная мотивация является основой развития склонностей человека.

Познавательная мотивация способствует перенастройке психических процессов восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению той деятельности, которая вызвала интерес. Однако система образования ориентирована преимущественно на стимуляцию именно мотивации достижения: получить хорошую отметку, успешно сдать экзамены и т.п. Когда главной задачей учащегося является успеваемость, направление его усилий смещается с «производства знаний» на «производство отметки». Но, не смотря на это, в обучении нельзя отказаться от мотивации достижения. Ее следует поставить на службу познавательной мотивации, имея в виду главное - всестороннее развитие личности ученика. При этом достижение - это этап и уровень обученности, которые выступают необходимым условием дальнейшего движения в содержании усваиваемого.

Показано, что познавательная мотивация рождается всякий раз как первичная, ситуативная потребность и является неотъемлемым элементом проблемной ситуации. Она является относительно самостоятельным психологическим фактором, определяющим тип и уровень активности человека. С увеличением интенсивности познавательной мотивации время, уделяемое познавательной деятельности, значительно возрастает Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности // Сб. «Активность личности в обучении». - М.: Педагогика, 1986. С. 21-30..

Таким образом, познавательная мотивация выступает не столько проявлением устойчивой личностной черты, сколько отражением заданных условий деятельности. Возможности формирования у учащихся такой мотивации создаются при использовании педагогом способов активации познавательной деятельности.

1.2 Особенности организации педагогического процесса с учетом проблемы исследования

Итак, важный вопрос, который решает учитель на каждом уроке: как вызвать к жизни внутренние силы ученика, пробудить интерес к изучаемому, активизировать его стремление к постижению нового?

Одним из способов активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики является применение на уроках электронных учебников.

Электронный учебник - это интерактивный учебный материал, который может содержать любые виды информации - текст, изображения, звук, видео и т.п. При этом все элементы связаны между собой ссылками и при работе с одним материалом, всегда можно быстро просмотреть тематически с ним связанные, даже если они находят на другом конце света, для читателя это будет равнозначно и незаметно.

Использование на уроках информатики электронных учебников, обучающих программ позволяет проявить самодеятельность учащихся, их самоорганизованность, способствует развитию личности ребят, формированию умения целеполагания.

Применение электронного учебника на уроках информатики позволяет решить следующие задачи:

1. Повышение познавательный интерес учащихся к учебному предмету «Информатика».

2. Создание условий для овладения учащимися умениями и навыками.

3. Работы с Интернет-ресурсами, поиска нужной информации в сети Интернет, которые необходимы современному человеку для дальнейшего обучения и развития;

4. Построение процесса обучения по принципу «ученик - субъект обучения»;

5. Моделирование поисковой деятельности учащихся.

Приоритетной целью урока с использованием электронного учебника является развитие личности ребенка, формирование таких качеств, которые необходимы учащимся для продолжения учебной деятельности, ведь завтра сегодняшние школьники станут студентами, которым необходимы умения саморазвития, самообразования, поиска необходимой информации, самостоятельной организации учебной деятельности.

Организация поисковой деятельности учащихся позволяет формировать у каждого из них умения и навыки самостоятельно добывать знания, развивать такие качества личности как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, ответственность, которые необходимы современному, всесторонне развитому человеку.

Использование индивидуально-обособленной формы обучения с применением электронного учебника позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностей, осуществлять дифференцированность заданий, степень помощи ученику.

Эта форма учит индивидуальному труду, воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием.

Электронные учебные пособия удобны в использовании на уроках, благодаря быстрому копированию на каждую из ученических машин по локальной сети. Они позволяют работать каждому учащемуся в удобном именно для него темпе, а учителю - осуществлять постоянный мониторинг уровня знаний и умений обучаемых. Но самое важное, что компьютерные учебные пособия с успехом могут создавать сами ученики. В условиях недостаточного количества у учащихся учебников по информатике значимость пособий изготовленных учащимися самостоятельно еще более возрастает.

Для ученика процесс создания учебного пособия связан, прежде всего, с осознанием и пониманием тематики учебного материала, охватываемого данным учебным пособием. Автор учебного пособия овладевает умениями работы в том или ином приложении (или среде программирования), в котором создается пособие. Кроме того, ребята глубже изучают материал предмета «Информатика».

Итак, несомненные преимущества компьютерных учебников заключаются в следующем:

1. возможность выполнения необходимого задания нужное количество раз с точно заданными параметрами;

2. возможность изменения любого параметра в компьютерном эксперименте;

3. построение графиков и диаграмм, изменение направлений движения объектов;

4. удобные вопросы-тесты с моментальной проверкой результатов учителем и возможностью самопроверки, составленные так, что могут использоваться с технологией уровневой дифференциации;

5. дополнительные вопросы повышенного уровня сложности, которые можно использовать для индивидуальных заданий.

Как показывает практика, при использовании компьютерных учебников, степень закрепления изучаемого учебного материала настолько высока, что качество обученности превышает при этом 85% Подковыров А.М. Педагогический опыт информатизации школьного образования // Материалы научно-практической конференции. - М.: Изд. МГУ, 2003. С. 129..

Таким образом, электронные учебники являются важным средством самоорганизации труда и самообразования, способом расширения индивидуальной активности каждого ученика. При этом увеличивается скорость подачи материала в рамках одного урока.

1.3 Теоретические положения педагогической технологии, заложенные в основу авторской технологии

Учитывая теоретический анализ литературы по теме, выделим дидактические функции современных электронных учебников:

1. Повышают и стимулируют интерес учащихся благодаря мультимедийным технологиям.

2. Активизируют мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности.

3. Позволяют моделировать и визуализировать процессы, сложные для демонстрации в реальности.

4. Позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся.

5. Позволяют организовывать дистанционное обучение, не только в целях заочного или экстернатного обучения, но и для учеников, пропускающих занятия по болезни.

6. Многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, благодаря компьютерному тестированию и контролю знаний, позволяют вести экстренную коррекцию (результат - сразу).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.