Рефераты. Активация познавательной деятельности на уроке информатики

b>Вопросы для самоконтроля:

1. Что включает в себя понятие «программное обеспечение»?

2. Охарактеризуйте основные классы операционных систем.

3. К каким категориям программного обеспечения относятся программные пакеты: Norton Commander; MS-DOS; Windows 3.x; Windows-NT, Windows 95; Microsoft Word; Adobe PageMaker; Turbo Bascal, Turbo Basic; Microsoft Excel, Lotus; FoxPro, Access for Windows; Microsoft Office, Microsoft Works?

Задания для закрепления:

1. Составить план-схему темы «Программное обеспечение». (задание направлено на формирование умения структурировать полученные знания, видеть основу, суть полученных знаний)

2. Определить и обосновать использование определенного вида ПО на каждом этапе работы человека и ПК. (задание направлено на формирование умения применять на практике полученные знания)

3. Что по вашему мнению является наиболее важным в компьютере . аппаратная или программная части? Ответ обосновать. (задание направлено на формирование умения аргументировать свой ответ, доказывать правоту своих суждений)

Зеленая карточка

Теория: Тема вашей поисковой деятельности «Программное обеспечение».

Основные понятия:

§ Программное обеспечение (ссылка «Теория» > глава 6 > 6.1);

§ Прикладное (6.2, 6.3),

§ системное ПО (6.2, 6.4),

§ инструментальные программные средства (6.2, 6.12);

§ операционная система (6.2, 6.4, 6.5, 6.7, 6.9),

§ программа-оболочка (6.2, 6.8),

§ утилиты (6.4, 6.7, 6.11)

§ система программирования (6.2, 6.11),

§ интегрированные пакеты (6.2, 6.20),

§ табличный процессор (6.2, 6.),

§ электронная таблица (6.2, 6.16),

§ система управления базами данных (СУБД) (6.2, 6.17),

§ файл, файловая система (6.5, 6.6),

§ транслятор (6.10),

§ компилятор (6.10, 6.11),

§ интерпретатор (6.10, 6.11),

§ текстовый редактор (6.13),

§ графический редактор (6.14, 6.15),

§ пакеты прикладных программ (6.19),

§ сетевое программное обеспечение (6.22).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что включает в себя понятие «программное обеспечение»?

2. В чем отличие прикладных программ от системных и инструментальных?

3. В чем состоит назначение операционной системы?

Задания для закрепления:

1. Составить «шпаргалку» по теме программное обеспечение». (задание направлено на формирование умения выделять главное, видеть суть понятия и явления)

2. Определить и обосновать использование определенного вида ПО на каждом этапе работы человека на ПК. (задание направлено на формирование умения применять на практике полученные знания)

3. Выбрать один из классов ПО и доказать, что без него работа на компьютере невозможна. (задание направлено на формирование умения аргументировать свой ответ, доказывать правоту своих суждений).

Урок №2

Урок по теме: «Архитектура ПК»

Цели:

Образовательные:

1. Проверить качество и прочность знаний по теме, а именно: знание магистрально-модульного принципа построения компьютера, основных и дополнительных устройств ПК, их важнейших характеристик.

Развивающие:

2. Развивать компьютерную грамотность, устойчивый интерес к ВТ, познавательную активность учеников, умение проводить самоанализ и самоконтроль.

Воспитательные:

3. Воспитание внимания, аккуратности и усидчивости, формирование этических норм общения.

Время: 45 мин

Материальное обеспечение: Класс IBM PC, контролирующая программа, листы контроля, программа-презентация по истории ВТ, набор карточек с вопросами по теме, лотерея.

Тип урока: Урок проверки и оценки знаний.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная работа, работа в группах, самоконтроль при помощи электронного учебника, взаимоконтроль, работа в парах, тестирование на ПК, самоподготовка при помощи электронного учебника.

Методическая цель: Показать применение различных форм контроля знаний на уроках информатики.

Ход занятия

1. Организационная часть: Приветствие, готовность оборудования, цели занятия, мотивация учебной деятельности, правила заполнения листа контроля.

2. Основная часть:

а) Этап актуализации знаний.

Цель: психологически подготовить учеников к сдаче зачета.

Самооценка своих знаний: Самоконтроль.

Ученики заполняют лист контроля, выбирая оценку, которую, по их мнению, заслуживают.

Уровни усвоения:

«3» - Знать основные этапы развития ВТ. Знать назначение основных устройств компьютера и его структурную схему, виды памяти ПК. Знать назначение и основные типы дополнительных устройств ПК.

«4» - Уметь проследить смену поколений ЭВМ в связи со сменой физических принципов работы. Знать магистрально-модульный принцип работы ПК, назначение ОЗУ, ПЗУ, КЭШ-памяти, внешней памяти ПК. Знать принцип действия дополнительных устройств ПК.

«5» - Приводить примеры применения ЭВМ в различных областях человеческой деятельности. Знать основные принципы работы компьютера, специфику основных видов памяти. Знать преимущества и недостатки основных типов дополнительных устройств.

б) Контроль знаний: дидактическая игра; информационный диктант; тестовый контроль.

Цель: проверить, систематизировать и закрепить знания учащихся.

в) Задание на самоподготовку: найти ответы на вопросы, используя электронный учебник:

1. Что такое Абак, для чего он использовался?

2. Где появилась БЭСМ, её основные характеристики?

3. PDP - 8 -что это?

4. DVD-ROM и DVD-RAM, их отличие, технические характеристики

5. Новые субблокноты, их технические характеристики.

6. Интерактивная доска SMART .

3. Заключительная часть: Рефлексия.

Подвести итоги занятия, выставить оценки в соответствии с критериями, сравнить уровень самооценки и реально полученный результат на занятии, отметить наиболее отличившихся учеников.

Урок №3

Марафон знаний по информатике

Цели:

1. Образовательные: проверка знаний, умений и навыков по основным разделам программы; проверка общего уровня эрудиции. Закрепление умения работать с электронным учебником.

2. Развивающие: активизация мыслительной деятельности учащихся; формирование устойчивого интереса к предмету информатики.

3. Воспитательные: воспитание чувства сплоченности и коллективизма;

Оборудование: компьютеры, карточки с заданиями, эмблемы, плакаты.

Структура игры:

Марафон знаний по информатике можно проводить с учащимися одного класса или с командами из разных классов. Количество команд лучше брать по количеству этапов. У каждой группы свой маршрутный лист, где указаны названия этапов, номера кабинетов и время работы. Для выполнения заданий отводится 15-20 мин. Разрешается пользоваться только электронным учебником.

Ход занятия

1 часть - Введение - 10 мин: Капитаны оглашают название своей команды. Получают маршрутные листы.

2 часть - Основная - 2 часа.

а) 1 этап «Исторический».

Задание на 1 балл:

1. Что является элементной базой ЭВМ первого поколения?

Ответ: Главной элементной базой ЭВМ первого поколения является электронная лампа.

2. Кого считают первой программисткой?

Ответ: Августа Ада Лавлейс. Английский математик и первый программист, дочь поэта Джорджа Гордона Байрона.

Задание на 2 балла:

В прошлом веке один английский миссионер, желая облегчить контакт с туземцами, выделил из английского языка самую простую и распространенную его часть, содержащую около 300 слов и не имеющую грамматики. В 1964 году сотрудники Дармутского колледжа воспользовались этой идеей. Что у них из этого вышло?

Ответ: язык программирования Basic.

Задание на 3 балла:

В 1871г. в английском журнале «Панч» было напечатано стихотворение:

Служа науке, он терпел лишенья,

Был рок его тревожен и суров,

Он злой судьбою избран был мишенью

Скорей ударов, нежели даров.

С тех пор, когда влекомый блеском таинств,

Присущих математике, решил

Ступить на многотрудный путь, пытаясь

Достичь математических вершин.

Какому изобретателю и ученому посвящено это стихотворение?

Ответ: Английскому ученому Ч. Бебиджу, главным делом жизни которого были вычислительные машины.

б) 2 этап «Программистский».

Задание на 1 балл: Найти и подсчитать ошибки в записях стандартных функций на языке Бейсик:

Ошибки:

1. ABC(-45)

2. CIRKLE (20; 50), 10,7

3. MID$(A; 3; 7)1. ABS(-45)

2. CIRCLE (20, 50), 10,7

3. MID$(A$,3,7)

Задание на 2 балла: Напишите на любом языке программирования программу для решения следующей задачи: «Вывести четные числа от 20 до 97».

Ответ:

CLS

PRINT “Четные числа от 20 до 97”

FOR I=20 TO 97 STEP 2

PRINT I;

NEXT I

END

Задание на 3 балла: Напишите на любом языке программирования программу для решения следующей задачи: «Изобразить на экране монитора концентрические окружности разного цвета».

Ответ:

CLS

SCREEN 12

FOR R = 0 TO 100

C= INT(RND*15+1)

CIRCLE (300, 100), R, C

NEXT R

END

в) 3 этап «Пользовательский».

Задание на 1 балл: Выполнить форматирование дискеты.

Задание на 2 балла: Загрузить графический редактор. Нарисовать рисунок. Сохранить на диск А под именем «Рисунок».

Задание на 3 балла: Загрузить текстовый редактор. Записать свои инициалы (шрифт 14, цвет синий). Вставить рисунок. Сохранить на диск А под именем «Ф.И.О.»

г) 4 этап «Терминологический».

На этом этапе ребята должны отгадать слово. На карточках написаны вопросы, ответив на них, берут указанные буквы и из полученных букв составляют слово. За каждое отгаданное слово - 1 балл, за составленное слово - 2 балла.

1 карточка: Как называется устройство для считывания и записи информации на диск?

Ответ: дисковод ( 1-я буква).

2 карточка: Как называется устройство для вывода информации на бумагу?

Ответ: принтер ( 3-я и 5-я буква).

3 карточка: Как называется специальная программа для путешествия по Web-страницам в Интернете?

Ответ: браузер (6-я буква).

4 карточка: Как называется центральное устройство ЭВМ, обрабатывающее информацию?

Ответ: процессор (6-я буква).

5 карточка: Как называется устройство для считывания разного рода информации в компьютер?

Ответ: сканер ( 2-я и 3-я буквы).

Ответ: Дискета

д) 5 этап «Алгоритмический».

Задание на 1 балл: Дайте определение следующим понятиям: алгоритм, линейный алгоритм, разветвляющий алгоритм, циклический алгоритм.

Задание на 2 балла: Используя действия, составьте алгоритм приготовления пельменей.

Даны действия:

взять х

поджарить х

смолоть х в мясорубке

закатать х в у

сварить х

нарезать х

положить х на у

Вместо х и у подставлены слова «мясо», «тесто», «сыр», «то, что получится».

Задание на 3 балла: Составить алгоритм на языке блок-схем для следующей задачи: «Найти квадратный корень из числа».

3 часть - Заключительная - 10 мин.

Подсчет баллов, подведение итогов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.