У всех групп испытуемых на первом месте по распространенности находится такой мотив занятий физической рекреацией, как самосовершенствование (в основном это касается здоровья и внешнего облика): 1 Гр. - 3,58 ± 0,92 балла; 2 Гр. - 3,67 ± 0,79 балла; 3 Гр. - 2,80 ± 1,16 балла. Последние места по степени значимости занимают мотивы достижения результата - ученики 9 классов - 1,69 ± 0,83 балла и ученики 11 классов - 1,49 ± 0,93 балла; и долженствования - ученики 10 классов - 2,35 ± 1,09 балла. Для учеников 9 классов в большей степени, нежели для 10-класников, значима направленность на результат деятельности и вознаграждение. Кроме этого, для 9-класников, в отличие от 11-класников, большее значение имеют мотивы совершенствования, общения, направленные на результат занятий физической рекреацией и на получение удовольствия от процесса занятий.
В качестве главных помех для занятий физической рекреацией у служащих выступают факторы нехватки времени (И = 140) и наличия домашних дел (И = 112,5). Для 9-класников, помимо указанных факторов (соответственно, И = 176; И = 105), характерна усталость во время учебы (И = 105), а для 11-класников кроме всего перечисленного (соответственно, И = 169; И = 123; И = 115), характерны психологические трудности (И = 108) и отсутствие привычки заниматься физической рекреацией (И = 105).
Наиболее тесные связи выявлены между показателями отношения к физической рекреации (активностью, потребностью в занятиях и удовлетворенностью степенью физической активности) и мотивами, направленными на самосовершенствование, получение удовольствия от процесса занятий и общение.
В меньшей степени показатели отношения к физической рекреационной деятельности связаны с мотивами, направленными на достижение результата деятельности, а также мотивами долженствования и вознаграждения.
Определены показатели самореализации испытуемых в сфере учебной деятельности. Все группы испытуемых оценивают успешность своей учебной деятельности как среднюю: у 9-класников - 5,37 ± 0,68 балла; у 10-класников - 5,39 ± 0,73 балла; у 11-класников - 5,24 ± 0,59 (оценивание производилось по 10-балльной шкале). Достоверных значимых различий между показателями успешности деятельности служащих, студентов и рабочих не выявлено.
Выявлено, что у 11-класников в наименьшей степени (по сравнению с другими группами испытуемых) реализованы жизненные ценности. Среди 10 и 11-класников в наибольшей степени реализованы ценности «общение», «любовь» и «увлечения». У 9-класников - привлекательности, общения и ярких впечатлений от жизни. Выявлено, что у 9-класников эти ценности реализованы в большей степени, нежели у 11-класников (относительно «привлекательности» t = 3,59; Р = 0,0005; «ярких впечатлений» - t = 2,28; Р = 0,0025). У 10-класников, в отличие от 11-класников, в большей степени реализованы ценности общения (t = 2,46; Р = 0,016), привлекательности (t = 2,72; Р = 0,008) и любви (t = 2,42; Р = 0,02).
Наибольшую удовлетворенность жизнью в целом испытывают 10-класники - 4,0 ± 0,82 балла; 11-класники - 3,87 ± 0,73 балла; 9-класники - 3,83 ± 0,79 балла. Тем не менее, достоверные значимые различия между средними значениями удовлетворенности жизнью различных групп отсутствуют.
Демографические, социальные и психологические факторы отношения к физической рекреации и самореализации. Пол и возраст для старших школьников являются факторами физической рекреационной активности и потребности в занятиях физической рекреацией. Так, мальчики проявляют большую физическую активность, нежели девочки.
Психологические характеристики испытуемых связаны с показателями отношения к физической рекреации.
Так, направленность на себя связана с занятиями зарядкой (r = 0,43; р ? 0,001), легкой атлетикой (r = 0,36; р ? 0,001) и шейпингом (r = 0,35; р ? 0,01). Респонденты с преобладающей направленностью на себя выше оценивают значимость такого мотива занятий физической рекреационной деятельностью как совершенствование (r = 0,44; р ? 0,001).
Выявлена связь между ценностными ориентациями и активностью в различных видах физической рекреации. Высокая значимость ценности «власть и влияние» связана с занятиями единоборствами - боксом, борьбой (r = 0,39; р ? 0,001); ценность «здоровье» - лыжными прогулками (r = 0,35; р ? 0,01) и спортивными играми (r = 0,34; р ? 0,01); ценность «материальный успех» - с занятиями единоборствами (r = 0,48; р ? 0,001), атлетической гимнастикой (r = 0,48; р ? 0,001) и нетрадиционными видами спорта - боулингом, бильярдом (r = 0,40; р ? 0,001). «Межличностные контакты и общение» - с лыжными прогулками (r = 0,38; р ? 0,001) и занятиями атлетической гимнастикой (r = 0,37; р ? 0,001). «Яркие впечатления от жизни» связаны с активностью средствами спортивных игр (r = 0,32; р ? 0,01), атлетической гимнастики (r = 0,32; р ? 0,01) и нетрадиционных видов спорта - бильярда, боулинга (r = 0,35; р ? 0,01).
Обнаружены связи между самооценкой и занятиями различными видами физической рекреации. Респонденты с высокими показателями самооценки внешней привлекательности предпочитают занятия спортивными играми (r = 0,39; р ? 0,001), шейпингом (r = 0,38; р ?0,001), единоборствами - боксом, борьбой (r = 0,46; р ? 0,001), катанием на коньках (r = 0,32; р ? 0,01). Высокая самооценка жизненной активности связана с физической рекреационной активностью в сфере спортивных игр (r = 0,59; р ? 0,001), единоборств - бокса, борьбы (r = 0,45; р ? 0,001) и шейпинга (r = 0,35; р ? 0,01). Высокие значения самооценки волевых качеств связаны с активностью в области шейпинга (r = 0,41; р ? 0,001) и атлетической гимнастики (r = 0,40; р ? 0,001).
Установлено, что лица с высокой самооценкой в большей степени удовлетворены своей физической активностью: это относится к оценке внешней привлекательности (r = 0,33; р ? 0,01), успешности в делах (r = 0,32; р ? 0,01), жизненной активности (r = 0,33; р ? 0,01), волевых качеств (r = 0,46; р ? 0,001).
Относительно особенностей темперамента выявлено, что экстраверсия связана с пешими прогулками (r = 0,32; р ? 0,01), эмоциональная возбудимость - с занятиями утренней зарядкой (r = 0,32; р ? 0,01), спортивными играми (r = 0,35; р ? 0,01), боксом, борьбой (r = 0,37; р ? 0,001), туризмом (r = 0,33; р ? 0,01), занятиями шейпингом (r = 0,43; р ? 0,001) и катанием на коньках (r = 0,36; р ? 0,001). Респонденты с высоким темпом реакции более активны в занятиях спортивными играми (r = 0,46; р ? 0,001), боксом, борьбой (r = 0,38; р ? 0,001), туризмом (r = 0,42; р ? 0,001) и бильярдом, боулингом (r =0,36 ; р ? 0,001).
Взаимосвязь отношения к физической рекреации и самореализации испытуемых.
Для выявления взаимосвязи отношения к физической рекреации и самореализации респондентов была использована репрезентативная выборка, в состав которой вошли 60 человек разных социальных групп и пола: 30 мальчиков и 30 девочек.
Физическая рекреационная активность связана с самореализацией в учебной сфере. В частности, показатели рекреационной активности средствами зарядки, спортивных игр и плавания коррелируют с показателями успешности учебной деятельности (таблица 1).
Положительное отношение к физической рекреации связано с удовлетворенностью аспектами учебной деятельности. Обнаружены связи показателей физической рекреационной активности и удовлетворенности учебной деятельностью - это касается занятий единоборствами, плаванием и пешеходными прогулками. Потребность в занятиях шейпингом связана с удовлетворенностью отношениями с одноклассниками; потребность в занятиях туризмом - с удовлетворенностью отношениями не только с коллегами, но и с подчиненными и руководством. Обнаружено, что респонденты с высокой удовлетворенностью физической активностью более удовлетворены учебной деятельностью.
Таблица 1 - Взаимосвязь отношения к физической рекреации и самореализации испытуемых в учебной и личной сферах (n = 60)
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
1
0,28
0,21
2
0,23
-0,27
3
0,31
0,32
0,25
0,29
4
0,33
0,24
0,36
5
0,37
0,48
6
0,22
0,34
0,30
7
0,20
8
0,26
9
-0,29
10
0,47
11
0,42
0,39
-0,23
12
0,44
13
14
15
16
0,27
17
0,38
18
19
-0,21
20
0,40
21
0,41
22
23
24
25
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8