Рефераты. Дидактическая игра как метод развиваюшего обучения

Дидактическая игра как метод развиваюшего обучения

7

7

Содержание

Стр.

Введение …………………………………………………...….

3

Глава.1. Основы дидактических систем……………………..

5

1.1. Определение дидактики. Задачи и основы дидактики..

5

1.2. Педагогика игры …………………………………..…….

9

Глава 2. Понятие и задачи дидактической игры ……………

12

2.1. Формы и методы дидактической игры ………………..

12

2.2. Дидактические игры …………………………………….

15

Глава 3. Дидактическая игра на уроке труда ……………….

25

Заключение ……………………………………………………

30

Список литературы …………………………………………...

32

Введение.

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формиру-ются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Актуальность и социальная значимость темы. Особое внимание к проблеме развивающего обучения школьников вызвано тем огромным значением, которое обучение имеет для развития ребенка. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592--1670) в своем труде «Великая дидактика» назвал дидактику «всеобщим искусством всех учить всему». Он придал термину «дидактика» широкое значение. Я. А. Ко-менский полагал, что дидактика представляет собой искусство не только обучения, но и воспитания.

Теоретические основы организации процесса обучения, его закономер-ности, принципы, методы и т. д. изучает важнейшая отрасль педагогики -- дидактика. Термин «дидактика» происходит от греческих слов «didaktikos» -- поучающий и «didasko» -- изучающий. Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571--1635) для обо-значения искусства обучения (в курсе лекций «Краткий отчет из дидакти-ки, или искусство обучения Ратихия»).

В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад Я. А. Ко-менский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Д.Дьюи, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков и другие ученые.

Объектом настоящей работы является развивающее обучение школьников.

Предметом работы является, дидактическая игра ее развитие.

Целью работы является умение правильно преподнести урок в форме игры и привлечь внимание учащихся.

Для осуществления данной цели ставятся следующие задачи:

обучение детей с помощью игры;

способствовать умению кооперировать свои усилия в совместной деятельности;

- выявление дидак-тического конструкта процесса обучения, т.е. его

познавательной (гносеологической) сущности;

- конструирование модели обучения в соответствии с ее

структурными характеристиками;

познакомиться с различными способами преподнесения учебного материала.

Глава.1. Основы дидактических систем.

1.1. Определение дидактики. Задачи и основы дидактики.

В современном, полном контрастов и противоречий мире про-исходят значительные изменения и преобразования, которые от-ражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути разви-тия в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как при-родного, так и социального характера. Третье тысячелетие выде-ляет образование в качестве одной из самых обширных сфер чело-веческой деятельности, так как в нем задействовано более мил-лиарда учащихся и около пятидесяти миллионов учителей. Повы-шение социальной роли образования в XXI в. тесно взаимосвяза-но с определением новых парадигм будущего общества.

Педагогика сегодня сосредоточивается на социальной роли ре-конструкции и прогрессивного развития общества в соответствии с образовательными целями, отвечающими нуждам человечества. Философия образования современного этапа развития общества призвана соотносить социально-экономические и индивидуаль-но-культурные требования. Самыми необходимыми и выгодными инвестициями являются вложения в человека и его совершенство-вание, поэтому цивилизованное развитие социума возможно лишь при условии повышения статуса и престижа образованности. Имен-но благодаря образованию и целенаправленному обучению про-исходит формирование человеческой личности, ее духовно-цен-ностных ориентации. Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2002.-С.3

Дидактика как особый педагогический способ теоретического понимания мира является научной областью педагогики, иссле-дующей принципы, ценности, закономерности функционирова-ния и развития процесса образования и обучения. Таким образом, объект исследования дидактики как науки представляет собой взаимосвязь собственно процесса образования и обучения как яв-лений объективной педагогической реальности, где обучение вы-ступает в качестве образовательного средства. Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2002.-С.5

Для разработки собственно дидактической методологии наи-большую значимость приобретает общенаучный уровень, кото-рый связан с интеграцией дидактики в систему смежных дисцип-лин (философских, социальных, культурологических, естествен-но-научных, исторических) и использованием свойственных им методологических оснований и собственно методов эксперимен-тального исследования. В данном контексте исходным положени-ем для дидактики становится психологическая теория познания, определяющая закономерности учебно-познавательной деятель-ности и пути руководства ею. Это определяет связь дидактики с философией как одним из источников наполнения образователь-ного содержания в области проявления социальных законов. Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2002.-С12

В настоящее время дидактика концентрирует внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоя-тельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспита-ния не существуют. Отсюда следует, что дидактика -- это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Некоторые авторы вкладывают более широкий смысл в понятие «ди-дактика».

Дидактика -- это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. Казань, 1998.

.

Андреев В. И. считает, что и такое определение является недостаточно полным, так как, во-первых, существует не одна, а несколько достаточно обоснованных и эффективных теорий образования и обучения: теории развивающего, проблемного, модульного, дифференцированного, компью-терного и других видов и типов обучения. Во-вторых, особенно в послед-ние годы в дидактике все более последовательно и обстоятельно проводит-ся мысль, что дидактика не заканчивается теорией образования и обуче-ния, а выходит на уровень технологии обучения. Поэтому более полным, считает автор, будет следующее определение дидактики.

Дидактика -- это наука о теориях образования и технологиях обучения.

Дидактика как наука имеет свой предмет. Предмет дидактики -- зако-номерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пид-касистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.

Немецкий педагог и философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776--1841) разработал теоретические основы дидактики, придав ей статус целостной теории воспитывающего обучения. Он считал дидактику частью педагоги-ки, а ее предмет -- воспитывающее обучение -- трактовал как важнейший фактор воспитания.

Значительный вклад в решение важнейших проблем научной дидактики внес выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824--1870). Глубоко изучив процессы психического развития и воспита-ния детей, он многое сделал для раскрытия сущности обучения.

Тесную связь обнаруживает дидактика с педагогической, возраст-ной, социальной психологией, психологией личности, рассматриваю-щими основные подходы к развитию личности в процессе обуче-ния, а также особенности созревания психических функций и за-кономерности освоения образовательного содержания.

Определенные взаимосвязи существуют между дидактикой и искусством, эстетикой, так как процесс формирования личности совершается и по «законам красоты», на основе специфически эстетического освоения мира.

При рассмотрении комплекса взаимосвязанных дисциплин осо-бое место занимают данные кибернетики как науки об управле-нии сложными динамическими системами по восприятию, хра-нению и переработке информации с целью моделирования и ис-следования психолого-педагогических процессов. Оптимизация процесса управления обучением связана также с возникновением теории программированного обучения и его компьютеризацией.

Кроме этого, дидактика является основой для формирования предметных методик (частных дидактик), так как содержит конк-ретные технологии их практической реализации. Предметные ме-тодики, в свою очередь, занимают промежуточное положение между самой дидактикой и преподаваемой дисциплиной, так как изучают особенности и закономерности преподавания конкрет-ных учебных предметов (родной язык, математика, естественные науки и т.д.), а также их специфику на различных образователь-ных ступенях (методика начального обучения, дидактика высшей школы и т.д.).

Концептуальные основания дидактики, по мнению Б. С. Гершунского и Н.С.Розова, составляют следующие принципи-альные положения:

вариативность, т.е. теоретическое признание объективного мно-гообразия технологий обучения и их практической реализации;

фундаментальность, предполагающая направленность на обоб-щенные и универсальные знания, формирование общей культу-ры и развитие научного мышления;

индивидуализация, обусловленная потребностью в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с осо-бенностями каждого отдельного индивида;

теоретизация, которая относится к общему содержанию обра-зования и к статусу компонентов преподаваемых знаний;

плюрализация, связанная с необходимостью принимать реше-ния в условиях множественности образования мира;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.