Рефераты. Духовно-нравственное воспитание младших школьников

p align="left">Изучение традиций русской народ-ной культуры в нашей школе реализу-ется в форме творческой фольклорной мастерской.

Мастерская - это новый способ орга-низации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого за-дания, игры школьники абсолютно свободны.

Цель творческой мастерской - ввес-ти детей в мир русской народной куль-туры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского на-рода (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).

Программа творческой мастерской рассчитана на 4 года. В течение этого времени дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и свое место в этом мире.

1-й класс. « Зачин дело красит» -пропедевтическая ступень.

Программа этого года вводит ребен-ка в круг вопросов, которые будут об-суждаться на протяжении последу-ющих трех лет: человек и природа; че-ловек и семья; человек и родная земля.

В центре внимания

- загадки, потешки, скороговорки,

- хороводы,

- народные куклы,

- праздники,

- подвижные игры.

2-й класс. «С русским задором по русским просторам». Знакомство с

- прибаутками и небылицами,

- плясовыми песнями и припев-ками,

- частушками,

- народными инструментами,

- календарно-обрядовыми праздни-ками.

3-й класс. «Праздник праздников, торжество торжеств». Предметы изучения:

- пословицы и поговорки,

- частушки,

- песни лирические и исторические,

- игра на шумовых инструментах (организация ансамбля),

- обрядовые праздники. 4-й класс. «Гой ты, Русь моя родная!»

В центре внимания

- семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рожде-ния до смерти;

- народный костюм;

- история России в произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества;

- история родного края;

- работа ансамбля шумовых инстру-ментов;

- связь со школьным центром «Иг-рай, гармонь!».

Системообразующим видом дея-тельности, способствующим освое-нию традиций и ценностей русской народной культуры, является позна-вательная коллективная деятель-ность. Схему ее организации см. в ни-зу страницы.

Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, напри-мер, на тему «Кузьминки - об осени поминки», «Раз в крещенский вече-рок», «Масленица-мокрохвостка» и др.

От года к году форма проведения ключевых дел усложняется. Для учас-тия в каждом празднике привлекается школьный центр «Играй, гармонь!», в состав которого входят ансамбль шу-мовых инструментов, ансамбль гармо-нистов и вокальная группа.

Таким образом, изучение народной культуры не только способствует раз-витию личности ребенка, его познава-тельного, коммуникативного, нрав-ственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.В систему воспитательной работы включены также классные часы, цель которых - развитие у младших школь-ников нравственных качеств. Один из таких классных часов.

Классный час «Дорогою добра»

Задачи:

- воспитывать у детей чувство друж-бы и товарищества;

- развивать коммуникативные на-выки, речь;

- учить отличать хорошее от плохого. Форма проведения занятия: беседа с элементами игры.

Ход занятия.

Дети рассаживаются полукругом. У каждого из ребят есть набор выре-занных из бумаги фигурок: семечко, капля воды, дерево, цветок.

- Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот на ка-кую именно - вы ответите сами, про-слушав песенку (звучит «Песенка кота Леопольда»).

- Итак, кто назовет тему нашего занятия? (Доброта.)

- Правильно. Но мы с вами не прос-то будем говорить о доброте, а совер-шим путешествие по дороге добра. (Учитель открывает рисунок на доске.)

- Что вы здесь видите? (Пустыню.)

- Попробуем эту безжизненную знойную пустыню превратить в пре-красный, цветущий и благоухающий сад. Итак, отправимся в путь!

- Хоть я и сказала «отправимся», но на самом деле мы уже давно идем по этой дороге. Кто ответит, когда мы нача-ли это путешествие? (Когда родились.)

- Верно. Вспомните, пожалуйста, как вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими. (Юленька, Мишенька)

- А что вы при этом чувствовали?

- Подумайте, а если бы вас точно так же называли и другие люди, приятно бы вам было? (Да.)

- Значит, прежде чем обратиться к человеку, мы должны подумать, как лучше это сделать. А лучше - это обра-титься по ... (Имени.)

- Закройте глаза и вспомните, как вы обращаетесь к людям. Откройте глаза. Если вы обращаетесь к другим по имени, то найдите у себя в наборе семечко и прикрепите его к рисунку, т.е. посадите его в землю.

- Семечко мы посадили, а будет ли оно прорастать? Почему? (Не будет, так как в пустыне нет воды.)

- Значит, нам необходимо отыс-кать родник, из которого мы бы могли брать воду и поливать наши семечки. А помогут нам ребята, кото-рые приготовили для вас инсцениров-ку рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово».

Дети показывают инсценировку.

- Давайте вместе порассуждаем. По-чему, когда Павлик просил что-либо в первый раз, ему все отказывали? (Он был грубый, дерзкий,)

- Почему же все изменилось после встречи со старичком? (Павлик понял, что надо быть приветливым, вежли-вым, .)

- Сделаем вывод: поступать с людь-ми надо так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Одним словом, как аукнется... (так и откликнется).

- Закройте глаза и подумайте, а так ли вы чаще поступаете в жизни? Если да, то возьмите из своего набора ка-пельку воды и «полейте» свое семечко.

- Когда есть солнечный свет, тепло и вода, что будет происходить с семеч-ком? (Оно будет прорастать.)

- Вот так и в жизни: если мы совер-шили что-то хорошее, то это не прой-дет бесследно. Давайте вспомним, что каждый из вас сделал хорошего для од-ноклассников (игра «Комплименты» с передачей мягкой игрушки; игрушку можно передавать любому человеку, но дважды одному и тому же -нельзя).

- Итак, мы сейчас еще раз убеди-лись в том, что хорошее не забывается и всегда возвращается добром. Я счи-таю, что после этой игры каждый из вас достоин выйти к доске и «поса-дить» свое дерево.

- Еще минуту назад мы здесь видели один песок, а сейчас перед нами пред-стали красавцы-деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одина-ковые. Но если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не по-хожие друг на друга. Точно так же и люди: у каждого свои привычки, свой характер.

- У вас еще остались цветочки. На-пишите в центре цветка свое имя, а на каждом лепесточке - черту своего характера.

- А сейчас переверните цветочки и с обратной стороны на каждом лепест-ке напишите такую черту характера, какую вы хотели бы в себе видеть.

- Кто не постесняется назвать эти качества?

- А что нужно делать для того, что-бы стать таким человеком?

- Прикрепите эти цветочки на деревья.

- У нас получился красивый цвету-щий сад. Такой сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. Вот так сегодня мы с вами еще раз убе-дились в том, что человек своими доб-рыми поступками, добрым отношени-ем к людям способен даже знойную и безжизненную пустыню превратить в чудесный сад.

- А закончить наш классный час мне хочется старой доброй детской песенкой, которая также будет и мо-им пожеланием всем вам, - «Дорогою добра».

2.4.Анализ и обсуждение результатов

После целенаправленной проведенной работы по духовно - нравственному воспитанию провели такой же опрос второклассников.

Объяснили все понятия 24 человек. Учащихся, кото-рые совсем отказались выполнять за-дание, не было.

Второклассники, в отличие от пер-воклассников, без труда объясняют не только понятия «дружба», «зло», «добро», «свобода», но и «счастье», «мудрость». По-прежнему трудными для истолкования оказались «умерен-ность» и «милосердие».

Счастье связывается школьниками второго года обучения с праздником, с радостью, везением: «это когда чело-век радуется и ему очень хорошо», «это когда день рождения и много по-дарков», «когда кому-то все время ве-зет» . Нередко по содержанию эта кате-гория приближается к такой, как «умеренность»: «это когда человек ду-мает, что ему всего хватает», «что у не-го есть, то ему больше и не надо». Некоторые дети связали понятие «счастье» с пережитым: «это когда в деревне с друзьями играешь», «когда уроков не задали», «когда из школы отпустили». Появляются ответы до-статочно высокой для данного возрас-та степени абстрагированности: «на душе хорошо, ничего плохого, и так каждый день ».

Мудрость для второклассников олицетворяется в человеке, который «все знаете умный», «сильный», «умеющий принять правильное ре-шение» и при этом он часто «очень старый». Некоторые отвечающие охарактеризовали «мудрость» как «хвастунство».

Существуют ли различия в объясне-ниях первоклассников и второклас-сников понятий «дружба», «зло», «добро», «свобода»? В отношении дружбы в ответах начинают дифферен-цироваться конкретные признаки: «это когда доверяешь другому», «ког-да общаешься часто с кем-то и веришь ему», «это союз единомышленников», «это такая связь с человеком, когда хоть иногда ссоришься, но все равно дружишь».

Зло толкуется с точки зрения при-чинения вреда: «делают плохое», «обижают маленьких», «отобрали мяч», т.е. сохраняется связь с конк-ретным действием. Сохраняется связь и с плохим (злым) человеком, и исчезают ответы, связанные только с эмоциональной оценкой данной кате-гории.

В понимании добра существовавшая между девочками и мальчиками раз-ница нивелируется. Второклассники связывают данную категорию прежде всего с помощью другому человеку.

Появляются ответы типа: «это когда человек умеет воспринимать чу-жую боль» и «это богатство». Любо-пытно, что Л.С. Выготский в работе «Педология подростка», решая задачу объяснения недиалектичности в мыш-лении подростка, просит испытуемых 13-14 лет определить абстрактные по-нятия, одно из которых - «добро». Анализ высказываний позволил уче-ному сделать вывод о том, что они «ча-ще определяют житейское, практиче-ское значение данного термина: "Доб-ро - это есть нажитое, например хоро-шие серьги, часы, брюки и т.д."... или наконец, "Ценные вещи"» [1, с. 70]. В нашем случае возраст испытуемых составил 8-9 лет. Но тем не менее тол-кование добра как богатства встрети-лось в ответах второклассников только в единственном случае.

Как и первоклассники, учащиеся 2-х классов затруднились в объясне-нии категорий «умеренность» и «ми-лосердие».

Динамика содержания этих пред-ставлений заключается в том, что в на-чале младшего школьного возраста наблюдается постепенное оформление интереса к другу, возникает представ-ление об исключительности дружеских отношений, а в конце данного возраст-ного периода дружба выступает как взаимоприятное и бесконфликтное вза-имодействие в совместной деятельно-сти. От 1-го к 2-му классу прослеживается переход от внешних описаний проявления друж-бы («это когда два человека ходят вме-сте») к внутреннему содержанию отно-шений («когда делятся впечатления-ми», «это когда люди доверяют друг другу», «когда есть общие интересы»).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.