Рефераты. Духовно-нравственное воспитание младших школьников

p align="left">Счастье все реже связывается с по-дарками и праздниками и чаще - толь-ко с радостным, веселым настроением: «это значит веселый от чего-то», «ког-да у человека все хорошо», «жизнен-ная радость», «когда все удается».

Милосердие большинство ответив-ших связали с «добрым сердцем» и «желанием делать добрые дела», с «че-ловеком, который всех жалеет».

Статистика ответов второклассников представлена в табл. 2.

Таблица №2

Понятия

Объяснили

Не объяснили

девочки

мальчики

девочки

мальчики

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

1. Счастье

13

100

11

97,95

Нет

0

0

2,05

2. Свобода

6

88,9

4

89,8

7

11,1

7

10,2

3.Мудрость

6

95,2

6

93,9

6

4,8

6

6,1

4.мужество

9

93,7

9

91,8

2

6,3

2

,2

5.Умеренность

8

12,7

11

83,7

3

87,3

2

16,3

6. справедливость

10

76,2

12

73,5

1

23,8

1

26,5

7 Дружба

13

98,4

11

93,9

0

1,6

0

6,1

8. Добро

13

98,4

11

89,8

0

1,6

0

10,2

9. Зло

13

93,7

11

95,9

0

6,3

0

4,1

10. милосердие

8

60,3

9

53,1

3

39,7

2

46,9

11. Долг

7

85,7

6

81,6

4

14,3

7

18,4

12. Вина

7

85,7

5

91,8

6

14,3

6

8,2

Приступая к анализу категориаль-ной структуры этического сознания младших школьников, мы, конечно, же учитывали данные исследований педа-гогической психологии о закономер-ностях формирования понятий у де-тей. По итогам проведенной работы можно сделать ряд выводов.

Первый - в процессе жизнедеятель-ности ребенка обязательно формирует-ся категориальная структура духовно - нравственного сознания.

Второй - в целом, в процессе систе-матического школьного обучения и под его влиянием, существует тенденция к «выравниванию» этой структуры.

Третий - существует закономер-ность в развитии нравственного созна-ния, которая может быть обозначена как гетерохронность, т.е. разновре-менность формирования основных понятий.

Четвертый - наличествует противо-речие между провозглашением курса на строительство демократического государства и отсутствием реальных действий, способствующих воспита-нию и формированию граждан, уважа-ющих ценности такого государства (и имеющих верное представление о них)

Заключение

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Список использованной литературы

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71

2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80

3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. - 534с.

4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.

5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68

6. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

7. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.

8. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.

9. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12

10. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе - 1999-№3 - С.23- 26.

11. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании - 2002 - №6 - С. 3-6

12. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. - Т.5. - М.: Просвещение, 1976. - 231c.

13. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.

14. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов - М.: Владос, 2000; - 436с.

15. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота - поддержка - консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. - С. 56 - 70.

16. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. - Калуга, 1969-126с.

17. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой - М.: Педагогика, 1979- 461с.

18. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М:Просвещение, 1995.- 478с.

19. Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1977-387с.

20. Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского - М.: Просвещение, 1983 - 384с.

21. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с.

22. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская - М.: Просвещение, 1986.- 371с.

Приложение№1

Фрагмент урока по математике

Учитель: “Тема нашего урока - “Проверка сложения””. Кто из вас определит, какая у нашего урока цель?

Ученики: - “Мы должны научиться проверять сложение”.

Учитель: “А с помощью чего вы определили цель?”

Ученики: “Нам помогло название темы урока”.

Учитель: “Молодцы. Совершенно верно. Чтобы определить цель урока, нужно обратить внимание на его тему. (Объясняет, какие задания нужно выполнить на уроке). Что еще нам необходимо сделать на уроке?”

Ученики: “Нужно определить порядок работы на уроке”.

Учитель: “Правильно”.

В конце урока при подведении итогов учитель задает обобщающие вопросы: “Ребята, чтобы выполнить задание, с чего мы должны начать работу?”

Ученик 1: “С анализа задания”.

Ученик 2: “Затем определить цель”

Учитель: “Молодцы, Совершенно верно”.

Фрагмент урока по математике

Использование приема при написании математического диктанта.

Учитель: “Сумму чисел 63 и 12 разделить на 3. Ребята, попробуем составить план наших действий. Для начала запишем выражение:

(63+12):3

Кто попробует назвать первое действие?

Ученик 1: “Найти сумму чисел”.

Ученик 2: “Разделить результат на 3”

Учитель: “Значит, из скольких действий состоит наше решение?”

Ученики: “Из двух, сложения и деления”.

Учитель: “Молодцы. Совершенно верно”.

Фрагмент урока по математике

Учитель предлагает решить задание:

26-16+3= 53-11-10=

“Прочитайте и ответьте - это задача или нет?”

Ученики: “Да, это задача, так как здесь есть известные и неизвестные данные”.

Учитель: “Правильно. Какой можно сделать вывод, опираясь на это задание?”

Ученики: “Примеры тоже задачи, в которых известные и неизвестные данные записаны цифрами”.

Учитель: “Молодцы”.

Фрагмент урока по математике

Устный счет на уроке

Учитель читает задачу: “Саша шел по лесу. Под одним из деревьев он увидел двух маленьких птенцов, которые лежали в траве. А на дереве, в гнезде пищали еще птенцы. Саша поднял птенцов, залез на дерево и положил птенцов в гнездо. Всего в гнезде стало 6 птенцов. Сколько птенцов было в гнезде до того, как Саша положил еще 2-х, и правильно ли Саша поступил?” “Отвечает Люба”.

Девочка Люба не отвечает.

Учитель: “Кто поможет Любе? Асель”.

Асель: “В гнезде было 4 птенца”.

Учитель: “А как ты то узнала?”

Асель: “Я из 6-ти отняла 2, и получилось 4”.

Учитель: “ А кто скажет, правильно ли поступил Саша? И почему?”

Серик: “Мальчик поступил правильно. Он спас двух птенцов, так как на земле им грозила опасность. Этот мальчик добрый”.

Учитель: “Молодец. Спасибо”.

Фрагмент урока по математике

Задача: З “А” класс для украшения школы в праздник Наурыз должен был сдать 75 рисунков. В классе 25 учеников. Учитель попросила всех нарисовать по 3 рисунка. На следующий день, когда собирали рисунки, оказалось, что Витя и Люба не нарисовали. Сколько рисунков собрал учитель.

Учитель - давайте составим план наших действий.

Алмат - сначала найдем сумму рисунков, которые мы не нарисовали.

Сергей - затем из общей суммы вычтем сумму недостающих рисунков.

Учитель - Совершенно верно. Айгуль идет решать на доске.

И какой же ответ?

Айгуль (на доске) - 1)3+3=6; 2)75-6=69 (рис.); Собрала 69 рисунков.

Учитель - Правильно. Витя, ты почему не пишешь?

Витя - нет ручки.

Учитель - Ребята, а скажите, можно ли так поступать, как поступили Витя и Люба?

Ученики - нет. Они подвели учителя.

Ребята, кто поможет Вите и даст ему ручку?

Дал Алексей.

Витя - спасибо.

Учитель - а за что спасибо? За ручку? Значит как к тебе поступил Алеша, по-товарищески или нет?

Учитель - как вы думаете, ответственные дети Люба и Витя или нет?

Ученики - нет, не ответственные.

Учитель - а как вы думаете, правильно ли это?

Ученики - это неправильно. Надо быть ответственными.

Фрагмент урока по русскому языку.

Учитель предлагает выполнить упражнение, в котором содержатся следующие задания: “Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите слово по составу”.

Учитель - обратите внимание на записанную памятку выполнения упражнения. (На стене висит памятка выполнения упражнения.) Памятка 1:

1.Прочитайте задачу. Выдели известное и неизвестное

2.Подумай, чему будешь учиться, выполняя это задание.

3.Вспомни правила, которые помогут тебе решить задание.

4.Составь план решения.

5.Реши задачу.

6.ПРоверь решение.

7.Определи, чему учатся, выполняя это задание.

Учитель - как вы думаете, подойдет ли такая памятка для выполнения нашего упражнения.

Ученики - подойдет.

Учитель - значит, что вы должны сделать в первую очередь?

Ученики - выделить известное и неизвестное. Известное - текст, неизвестное - вставить пропущенные буквы, разобрать слова по составу.

Учитель - Молодцы. Я вижу, вы понимаете, что нужно делать. Сейчас каждый делает в тетради, затем все вместе разберем.

Фрагмент урока по русскому языку.

На доске слева:

Перелетный, летчик, перелетел.

Учитель - спишите слова и разберите по составу.

Учитель - Корень, приставка, суффикс и окончание тоже являются признаками слов. Найдите общие и различные признаки. Это значит, что я перед вами поставил ...

Ученики - Цель.

Учитель - Совершенно верно. Выполняйте, потом проверим.

Перелетный пере - ; лет - ; н - ; ый - .

Летчик лет чик

Перелетел пере лет ел

Учитель - Что общего у этих слов? Чем они похожи?

Учащиеся - общие у этих слов корни и у перелетный и перелетел общие приставки.

Учитель - а что у них разного?

Учащиеся - Различные суффиксы и окончания.

Учитель - а теперь поставим себе оценку только объективную.

Фрагмент урока по русскому языку.

Учитель - как мы сравниваем части речи?

Ученики - нужно найти признаки частей речи; найти общие признаки; найти различные признаки.

Учитель - Хорошо. На доске записано предложение: “Светило ласковое солнце”. Задание - найти части речи в этом предложении и сравнить их. Как будем сравнивать? Антон!

Антон - сначала найду грамматические признаки существительного, прилагательного, глагола, и их различные признаки.

Каждому ученику раздается карточка.

Часть речи

Что обозн.

Вопрос

Род

Число

Солнце сущ.

ласковое прил.

Светит - глаг.

предмет

призн. пред.

действие

что?

какое?

Что делает?

ср.

ср.

ср.

ед.

--//--

--//--

Учитель - а теперь, скажите, чем похожи и чем отличаются данные слова?

Ученики - Похожи тем, что у них один род. Отличаются тем, что различные части речи и отвечают на разные вопросы, а также обозначают разное.

Учитель - подведите итог: Чтобы сравнить данные части речи, нужно…

Ученики - определить часть речи, ее признаки, общие признаки и различные.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.