Милосердие большинство ответив-ших связали с «добрым сердцем» и «желанием делать добрые дела», с «че-ловеком, который всех жалеет».
Статистика ответов второклассников представлена в табл. 2.
Таблица №2
Понятия
Объяснили
Не объяснили
девочки
мальчики
Кол.
%
1. Счастье
13
100
11
97,95
Нет
0
2,05
2. Свобода
6
88,9
4
89,8
7
11,1
10,2
3.Мудрость
95,2
93,9
4,8
6,1
4.мужество
9
93,7
91,8
2
6,3
,2
5.Умеренность
8
12,7
83,7
3
87,3
16,3
6. справедливость
10
76,2
12
73,5
1
23,8
26,5
7 Дружба
98,4
1,6
8. Добро
9. Зло
95,9
4,1
10. милосердие
60,3
53,1
39,7
46,9
11. Долг
85,7
81,6
14,3
18,4
12. Вина
5
8,2
Приступая к анализу категориаль-ной структуры этического сознания младших школьников, мы, конечно, же учитывали данные исследований педа-гогической психологии о закономер-ностях формирования понятий у де-тей. По итогам проведенной работы можно сделать ряд выводов.
Первый - в процессе жизнедеятель-ности ребенка обязательно формирует-ся категориальная структура духовно - нравственного сознания.
Второй - в целом, в процессе систе-матического школьного обучения и под его влиянием, существует тенденция к «выравниванию» этой структуры.
Третий - существует закономер-ность в развитии нравственного созна-ния, которая может быть обозначена как гетерохронность, т.е. разновре-менность формирования основных понятий.
Четвертый - наличествует противо-речие между провозглашением курса на строительство демократического государства и отсутствием реальных действий, способствующих воспита-нию и формированию граждан, уважа-ющих ценности такого государства (и имеющих верное представление о них)
Заключение
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Последнее предполагает:
1. Выработку понимания жизненной важности морали;
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5. Милосердие и любовь к людям.
Средствами нравственного воспитания являются:
1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.
2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.
Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Список использованной литературы
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. - 534с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.
5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
6. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
7. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
8. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
9. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
10. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе - 1999-№3 - С.23- 26.
11. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании - 2002 - №6 - С. 3-6
12. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. - Т.5. - М.: Просвещение, 1976. - 231c.
13. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.
14. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов - М.: Владос, 2000; - 436с.
15. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота - поддержка - консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. - С. 56 - 70.
16. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. - Калуга, 1969-126с.
17. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой - М.: Педагогика, 1979- 461с.
18. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М:Просвещение, 1995.- 478с.
19. Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1977-387с.
20. Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского - М.: Просвещение, 1983 - 384с.
21. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с.
22. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская - М.: Просвещение, 1986.- 371с.
Приложение№1
Фрагмент урока по математике
Учитель: “Тема нашего урока - “Проверка сложения””. Кто из вас определит, какая у нашего урока цель?
Ученики: - “Мы должны научиться проверять сложение”.
Учитель: “А с помощью чего вы определили цель?”
Ученики: “Нам помогло название темы урока”.
Учитель: “Молодцы. Совершенно верно. Чтобы определить цель урока, нужно обратить внимание на его тему. (Объясняет, какие задания нужно выполнить на уроке). Что еще нам необходимо сделать на уроке?”
Ученики: “Нужно определить порядок работы на уроке”.
Учитель: “Правильно”.
В конце урока при подведении итогов учитель задает обобщающие вопросы: “Ребята, чтобы выполнить задание, с чего мы должны начать работу?”
Ученик 1: “С анализа задания”.
Ученик 2: “Затем определить цель”
Учитель: “Молодцы, Совершенно верно”.
Использование приема при написании математического диктанта.
Учитель: “Сумму чисел 63 и 12 разделить на 3. Ребята, попробуем составить план наших действий. Для начала запишем выражение:
(63+12):3
Кто попробует назвать первое действие?
Ученик 1: “Найти сумму чисел”.
Ученик 2: “Разделить результат на 3”
Учитель: “Значит, из скольких действий состоит наше решение?”
Ученики: “Из двух, сложения и деления”.
Учитель: “Молодцы. Совершенно верно”.
Учитель предлагает решить задание:
26-16+3= 53-11-10=
“Прочитайте и ответьте - это задача или нет?”
Ученики: “Да, это задача, так как здесь есть известные и неизвестные данные”.
Учитель: “Правильно. Какой можно сделать вывод, опираясь на это задание?”
Ученики: “Примеры тоже задачи, в которых известные и неизвестные данные записаны цифрами”.
Учитель: “Молодцы”.
Устный счет на уроке
Учитель читает задачу: “Саша шел по лесу. Под одним из деревьев он увидел двух маленьких птенцов, которые лежали в траве. А на дереве, в гнезде пищали еще птенцы. Саша поднял птенцов, залез на дерево и положил птенцов в гнездо. Всего в гнезде стало 6 птенцов. Сколько птенцов было в гнезде до того, как Саша положил еще 2-х, и правильно ли Саша поступил?” “Отвечает Люба”.
Девочка Люба не отвечает.
Учитель: “Кто поможет Любе? Асель”.
Асель: “В гнезде было 4 птенца”.
Учитель: “А как ты то узнала?”
Асель: “Я из 6-ти отняла 2, и получилось 4”.
Учитель: “ А кто скажет, правильно ли поступил Саша? И почему?”
Серик: “Мальчик поступил правильно. Он спас двух птенцов, так как на земле им грозила опасность. Этот мальчик добрый”.
Учитель: “Молодец. Спасибо”.
Задача: З “А” класс для украшения школы в праздник Наурыз должен был сдать 75 рисунков. В классе 25 учеников. Учитель попросила всех нарисовать по 3 рисунка. На следующий день, когда собирали рисунки, оказалось, что Витя и Люба не нарисовали. Сколько рисунков собрал учитель.
Учитель - давайте составим план наших действий.
Алмат - сначала найдем сумму рисунков, которые мы не нарисовали.
Сергей - затем из общей суммы вычтем сумму недостающих рисунков.
Учитель - Совершенно верно. Айгуль идет решать на доске.
И какой же ответ?
Айгуль (на доске) - 1)3+3=6; 2)75-6=69 (рис.); Собрала 69 рисунков.
Учитель - Правильно. Витя, ты почему не пишешь?
Витя - нет ручки.
Учитель - Ребята, а скажите, можно ли так поступать, как поступили Витя и Люба?
Ученики - нет. Они подвели учителя.
Ребята, кто поможет Вите и даст ему ручку?
Дал Алексей.
Витя - спасибо.
Учитель - а за что спасибо? За ручку? Значит как к тебе поступил Алеша, по-товарищески или нет?
Учитель - как вы думаете, ответственные дети Люба и Витя или нет?
Ученики - нет, не ответственные.
Учитель - а как вы думаете, правильно ли это?
Ученики - это неправильно. Надо быть ответственными.
Фрагмент урока по русскому языку.
Учитель предлагает выполнить упражнение, в котором содержатся следующие задания: “Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите слово по составу”.
Учитель - обратите внимание на записанную памятку выполнения упражнения. (На стене висит памятка выполнения упражнения.) Памятка 1:
1.Прочитайте задачу. Выдели известное и неизвестное
2.Подумай, чему будешь учиться, выполняя это задание.
3.Вспомни правила, которые помогут тебе решить задание.
4.Составь план решения.
5.Реши задачу.
6.ПРоверь решение.
7.Определи, чему учатся, выполняя это задание.
Учитель - как вы думаете, подойдет ли такая памятка для выполнения нашего упражнения.
Ученики - подойдет.
Учитель - значит, что вы должны сделать в первую очередь?
Ученики - выделить известное и неизвестное. Известное - текст, неизвестное - вставить пропущенные буквы, разобрать слова по составу.
Учитель - Молодцы. Я вижу, вы понимаете, что нужно делать. Сейчас каждый делает в тетради, затем все вместе разберем.
На доске слева:
Перелетный, летчик, перелетел.
Учитель - спишите слова и разберите по составу.
Учитель - Корень, приставка, суффикс и окончание тоже являются признаками слов. Найдите общие и различные признаки. Это значит, что я перед вами поставил ...
Ученики - Цель.
Учитель - Совершенно верно. Выполняйте, потом проверим.
Перелетный пере - ; лет - ; н - ; ый - .
Летчик лет чик
Перелетел пере лет ел
Учитель - Что общего у этих слов? Чем они похожи?
Учащиеся - общие у этих слов корни и у перелетный и перелетел общие приставки.
Учитель - а что у них разного?
Учащиеся - Различные суффиксы и окончания.
Учитель - а теперь поставим себе оценку только объективную.
Учитель - как мы сравниваем части речи?
Ученики - нужно найти признаки частей речи; найти общие признаки; найти различные признаки.
Учитель - Хорошо. На доске записано предложение: “Светило ласковое солнце”. Задание - найти части речи в этом предложении и сравнить их. Как будем сравнивать? Антон!
Антон - сначала найду грамматические признаки существительного, прилагательного, глагола, и их различные признаки.
Каждому ученику раздается карточка.
Часть речи
Что обозн.
Вопрос
Род
Число
Солнце сущ.
ласковое прил.
Светит - глаг.
предмет
призн. пред.
действие
что?
какое?
Что делает?
ср.
ед.
--//--
Учитель - а теперь, скажите, чем похожи и чем отличаются данные слова?
Ученики - Похожи тем, что у них один род. Отличаются тем, что различные части речи и отвечают на разные вопросы, а также обозначают разное.
Учитель - подведите итог: Чтобы сравнить данные части речи, нужно…
Ученики - определить часть речи, ее признаки, общие признаки и различные.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7