Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет профессию как «основной род занятий, трудовой деятельности» (30).
Наиболее разработанными представляются два подхода к определению понятия «профессия»: генетический и структурно-функциональный.
Генетический подход предполагает, что профессия «выкристаллизовывалась» из различных видов деятельности, имевших целью получе-ние специфического общественно полезного продукта. Эволюция профессии идет через «естественный отбор» таких видов деятельности, которые при минимальных затратах энергии гарантируют получение не-обходимого продукта заданного уровня качества. Результатом являет-ся некий эталон, тиражирование которого выступает одним из аспек-тов профессионального обучения. В этом смысле можно сказать: «Про-фессия суть то, что объединяет людей» (22).
С точки зрения структурно-функционального подхода, профессия представляет собой сложившуюся в данном культурно-историческом контексте модель получения общественно необходимого результата.
С.Я. Батышев и Э.Ф. Зеер рассмат-ривают понятие «профессия» как обозначающее вид трудовой деятельности человека, вла-деющего комплексом специальных теоретических знаний, умений и практических навыков, приобретенных в результате специальной под-готовки и опыта работы (3, 17).
Профессиональное воспитание в этой связи есть «передача опыта осуществления профессиональной деятельности» (5), а также, в соответствии с мнением Н.Н. Дьяченко, «идейно-политическое и нрав-ственное воспитание учащихся, которое направлено на формирование сознательного отношения к труду» (15).
Профессионального воспитания характеризуется направленно-стью на развитие личностного потенциала как трудового потенциала будущего рабочего. С учетом данной специфики профессиональное воспитание должно быть направлено на формирование следующих качеств и свойств личности: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность; развитые общие, специальные и профессиональные знания; деловитость и предприимчивость; творческое отношение к труду; профессиональная ответственность; знание правовых норм и законов.
Эти качества и свойства в совокупности характеризуют желаемый образ гражданина, профессионала, который общество ожидает полу-чить на выходе будущего рабочего (специалиста) из системы начально-го профессионального образования. Ведущими чертами такого специалиста должны быть творческая профессиональная деятель-ность и активность в общественной жизни.
Исходя из этого, цель деятельности учреждений начального про-фессионального образования, направленной на воспитание учащихся, - это формирование личности будущего молодого специали-ста, способного к творческой профессиональной деятельности и актив-ной общественной жизни.
Воспитательный про-цесс в учреждениях начального профессионального образования мы рас-сматриваем как динамичную совокупность последовательных взаимо-действий педагога и учащихся, направленных на формирование личности будущего молодого специалиста и достижение должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного производства и рынка труда.
1.2. Особенности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Профессиональная направленность образовательной подготовки в учреждениях начального профессионального образования оказывает на воспитательный процесс самое непосредственное влияние, поэтому при изучении различных аспектов воспитательного процесса в этих учреждениях необходимо учитывать его особенности.
«Особенность» - это свойство, черта, штрих, принадлежность, атрибут, характерное, отличительное качество, признак чего-нибудь (9).
Исследователями проблематики начального профессионального образования (С.Я. Батышев, Н.Н. Дьяченко, Г.Е. Зборовский, Э.Ф. Зеер, Н.И. Макиенко, А.Я. Найн, А.П. Сейтешев, В.А. Скакун, Н.М. Таланчук и др.) достаточно подробно рассмотрены особенности воспитательно-го процесса в учреждениях начального профессионального образования, его отличия, прежде всего, от воспитательного процесса в общеоб-разовательных учреждениях (3, 15, 16, 26, 27, 38). При этом в основу исследуемых особенностей кладутся, как правило, осо-бенности субъектов воспитания.
Указанные ученые, вы-деляют три группы особенностей субъектов воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, находя-щиеся в отношениях тесной взаимосвязи и взаимозависимости:
Ш особенности учащихся учреждений начального профессиональ-ного образования как возрастной и образовательной группы молодежи. Социологическая наука (Г.Е. Зборовский, Т.П. Швецова) характе-ризует учащихся учреждений начального профессионального образо-вания как относительно самостоятельную молодежную социальную общность, овладевающую знаниями, умениями и навыками профессио-нального квалифицированного труда, благодаря которым на основе личностного развития и приобретения специальности оказывается воз-можным формирование и становление молодого работника и его обра-за жизни (16, 45).
Особенности учащихся учреждений начального профессионально-го образования как возрастной и образовательной группы молодежи находят отражение в следующих характеристиках.
Социальная общность учащихся учреждений начального профес-сионального образования отличается непродолжительностью пребыва-ния в ней молодого человека по сравнению с периодом молодости во-обще и даже со временем его пребывания в иных образовательных груп-пах молодежи - это период от 1 года до 3 лет, тогда как молодость рас-сматривается в границах 15-20-летней продолжительности.
Учащиеся учреждений начального профессионального образо-вания находятся в возрастном периоде ранней юности. «Ранняя юность, - пишет И.С. Кон, - в буквальном смысле слова "тре-тий мир", существующий между детством и взрослостью» (44). Происходящие в этот возрастной период перестройка и изменение психи-ческого развития наиболее противоречивы.
Давая обобщенную характеристику периода ранней юности, В.В. Да-выдов и А.В. Петровский рассматривают его как социально-психологи-ческое явление и характеризуют как «стадию развития, начинающуюся с полового созревания и заканчивающуюся наступлением взрослости» (11).
3. Поступив в учреждение начального профессионального образования, бывшие школьники тем самым решили для себя трудную, но жизненно важную задачу - сделали профессиональный выбор, опреде-лили сферу своей будущей деятельности. Учащийся профессионального училища - это профессионально направленная личность, что влияет на характер его поведения и воспита-ния, резко определяет ценностные ориентации, намерения, образ жизни.
4. Для большинства учащихся учреждений начального профессионального образования воспитательный процесс в профессиональном училище или лицее является последней инстанцией целенаправленного воспитательного воздействия на формирование личности.
Особенности учащихся учреждений начального профессионального образования, обусловленные спецификой получаемого профессионального образования; проявляются в следующем:
Воспитательный процесс в учреждениях начального профессио-нального образования характеризуется кратковременностью воспита-тельного воздействия на учащихся, обусловленной одно- или трехгодичным сроком обучения;
Учебная деятельность у учащегося учреждения начального профессионального образования значительно шире, чем у учащегося общеобразовательного учреждения, так как первый, наряду с общеобразовательными пред-метами, изучает общетехнические и специальные дисциплины, одновре-менно сочетая теоретическое обучение с производственным.
Учащиеся учреждений начального профессионального образо-вания заняты производительным трудом (во время производственных занятий в мастерских, в период производственной практики на пред-приятиях).
У учащихся учреждений начального профессионального образования более широкая, чем у учащихся общеобразовательных учреж-дений, сфера общения: они являются членами двух коллективов - уче-нического и производственного. Учащийся учреждения начального профессионального образова-ния - это социально еще не зрелая, развивающаяся, но уже сформиро-вавшаяся личность. В образовательных учреждениях данного типа за сравнительно короткий срок происходит социально-психологический скачок в общественном статусе и сознании будущих молодых специа-листов.
Ш особенности воспитательного потенциала личности и деятельно-сти педагогов-экономистов. Ключевая фигура системы начального профессионального образо-вания - педагог-экономист.
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий эффективности и оптимизации воспитательного процесса
Термин «эффективность» вошел в педагогический обиход из других областей знаний. Основу данного термина составляет слово «эффект». Расширение понятия «эффект» до понятия «эффективность» обусловливает изменение смысловой нагрузки последнего, означающего обязательно продук-тивное, полезное, действенное.
Психология рассматривает эффективность с позиций характера взаимоотношений между личностью и социумом и определяет ее как «способность справиться с окружающей средой, быть компетентным» (8).
Что же касается педагогической науки, то в ней проблема эффективности разработана гораздо слабее, несмотря на то, что она была поставлена еще в 30-е годы, а понятие эффективности, будучи включенным в систему всей педагогической теории, еще не приобрело достаточ-ной определенности.
Наиболее интенсивно эффективность изучается в дидактике общеобразовательной и профессиональной школы. С дидактической точки зрения, эффективность - это показатель того, как в процессе учебной и образовательной деятельности конкретные результаты преображаются в результаты, имеющие социальную значимость.
Установить эффективность - значит соотнести оцененные результаты с теми, которые приняты за предельно возможные.
В теории и практике воспитания термин «эффективность» первона-чально служил оценкой любого улучшения педагогического процесса. Поэтому в течение весьма длительного времени, когда речь шла об эффективности воспитательного процесса, рассматривались многочислен-ные компоненты воспитания, совершенствование которых повышало общий уровень образования.
По мере накопления эмпирических и теоретических данных стано-вилось все более очевидным, что эффективность воспитания не означа-ет простого улучшения отдельных компонентов воспитания, а является самостоятельным понятием, при помощи которого выполняется харак-теристика особого качества. В общем виде эффективность воспитательного процесса- рассматривается в качестве показателя того, как в процессе воспитательной деятельности конкретные результаты преобразуются в результаты, имеющие социальную значимость.
Страницы: 1, 2, 3, 4