Оптимизация - производное от латинского слова «оптимальный», означающего «наиболее благоприятный», «позволяющий достичь наи-лучших результатов» (10).
Особое значение в создании предпосылок для проведения исследо-ваний по оптимизации в педагогике имеют теоретические работы Ф.Ф.Королева. Еще в 60-е годы Ф.Ф.Королев писал: «Будущее приве-дет к тому, что идеи оптимального управления процессами развития ста-нут характерными для всех областей деятельности, будут руководящи-ми в медицине и в биологии, в экономике и в педагогике» (23).
Получив свое развитие и продемонстрировав эффективность в учебном процессе, методика оптимизации неизбежно привлекла внимание исследователей проблемы эффективности воспитательного процесса. Так, в 70-е годы Н.И. Болдырев, разрабатывая теоретические основы эффективности нравственного воспитания подрастающего поколения, отмечал: «На современном этапе развития нашего общества все большее значение приобретает тенденция к оптимизации процесса нравствен-ного воспитания. Важно применять такие методы, которые обеспечи-вают оптимальное решение воспитательных задач» (7).
Специфика воспитательной деятельности вносит свои коррективы в процедуру оптимизации, однако не исключает самой сути оптимизации - поиска наилучшего по результатам варианта при рациональных затратах сил, времени, средств. Вместе с тем обучение и воспитание, хотя и едины и неразрывны, но нетождественны, и каждый из этих процес-сов имеет определенную автономность. Так, у них разные доминирую-щие логики: у обучения - это логика познания, у воспитания - это логи-ка формирования отношений. Признание общей деятельностной основы в обучении и воспитании позволило найти единый подход и инструментарий к повышению их эффективности - оптимиза-ционный подход.
Э.Г. Костяшкин теоретическим фундаментом методики оптимиза-ции воспитательного процесса считает «систему принципов и условий, соблюдение которых обеспечивает наилучшие результаты при мини-мальных затратах педагогических сил, материальных ресурсов и време-ни учащихся» (24).
М.М. Поташник под оптимизацией воспитательного процесса применительно к общеобразовательным учреждениям понимает «выбор и осуществление системы мер, которая позволяет педагогу получать не лю-бые, не просто хорошие или лучшие, чем прежде, а наивысше возмож-ные для конкретных условий воспитательные результаты без перегруз-ки педагога и ученика за отведенный государством срок обучения и в со-ответствии с целями, поставленными обществом перед школой» (33).
Предложенное определение может обусловить восприятие резуль-тата процесса оптимизации как идеального. Однако идеальный результат предполагает достижение вообще наивысших результатов, то есть, применительно к процессу воспитания, наличие у всех учащихся уров-ня воспитанности всесторонне развитых и всесторонне подготовленных молодых людей. Оптимальный же результат - не вообще наилучший, а максимально возможный: а) для данных конкретных условий и возмож-ностей педагогов; б) на данном этапе, то есть с учетом реально имеющегося уровня воспитанности учащихся; в) исходя из особенностей лично-сти учащегося, его реальных возможностей; г) с учетом реальных уме-ний, навыков, особенностей конкретного педагога или педагогическо-го коллектива.
Необходимость анализа с научных позиций соотношения понятий «эффективность» и «оптимизация» обусловлена имеющим место отождествлением их не только друг с другом, но и с понятиями «рационализация», «модернизация», «совершенствование», «интенсификация».
Рационализация процесса воспитания подразумевает более целесообразную его организацию, улучшение его структуры. Модернизация означает обновление содержания, форм, методов воспитания, приведе-ние их в соответствие с современными требованиями. Совершенствова-ние может быть осуществлено за счет рационализации и модернизации и всегда означает частичное, избирательное улучшение процесса.
Эффективность воспитания, как правило, отождествляется с повышением его результативности, зачастую независимо оттого, каким пу-тем были достигнуты более высокие результаты. Оптимизация же предполагает достижение эффективности не любыми средствами, а «наибо-лее выгодным для конкретной ситуации комплексом мер» (33). Кроме того, эффективность не требует достижения максимально воз-можного качества, а для оптимизации это обязательное условие.
Осуществленное нами соотнесение сущности понятий «эффектив-ность воспитательного процесса» и «оптимизация воспитательного процесса» позволяет сделать вывод о том, что эффективность воспитатель-ного процесса есть одна из составляющих его оптимизации.
Переходя к трактовке ос-новного понятия нашего исследования - «эффективность воспитатель-ного процесса в учреждениях начального профессионального образо-вания», - необходимо обратить внимание на сложность и многоаспектность данного понятия, которые обусловлены, в частности, неразрыв-ной связью воспитания с обучением и развитием личности (в нашем слу-чае - личности будущего молодого специалиста).
Понятия «обучение», «воспитание» и «развитие» в совокупности со-ставляют понятийное поле интегративной категории «образование». Следовательно, на семантическом уровне эффективность воспитатель-ного процесса в учреждениях начального профессионального образо-вания, рассматриваемого как процесс формирования личности будущего молодого специалиста, может быть наилучшим образом выявлена путем соотнесения исследуемого понятия с базовым поняти-ем «эффективность образования».
Проанализировав различные точки зрения, мы выбрали в качестве опорного для трактовки понятия эффективности образования опреде-ление, даваемое П.И. Пидкасистым. Эффективность образования рас-сматривается ученым как «оценочная категория, характеризующая ре-зультаты образовательной деятельности по критерию их соответствия поставленным целям» (34).
Это позволило нам определить эффективность воспитательного процесса в учреждении начального профессионального образования как достижение соответствия между его целями и результатами. При этом в качестве цели воспитательного процесса выступает ожидаемый, а в каче-стве результатов - достигнутый уровень воспитанности учащихся.
Однако число исследований, ориентированных на решение проблемы выявления педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, сегодня явно ограничено.
Ретроспективный анализ рассматриваемой проблемы свидетель-ствует о том, что на всех этапах ее развития особое внимание в педаго-гической науке уделялось изучению личности учащегося как необходи-мому условию исследуемой эффективности (Э.Ф. Зеер, Л.М. Зюбин, Г.А. Карпова, А.И. Кочетов и др.) (17, 18, 19, 32).
В ряде научных изысканий последних лет особый интерес вызывает точка зрения С.А. Батышева, выдвигающего в качестве приоритетно-го условия данной эффективности осуществление комплексного подхо-да к организации воспитательного процесса посредством реализации «обоснованной программы воспитательной деятельности, разработан-ной на основе прогностической социально-психологической модели со-временного рабочего» (4).
1.4. Комплекс педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Состояние воспитания в образовательных учреждениях данного типа на сегодняшний момент не отвечает требованиям, предъявляемым обществом к личности молодого специалиста, не способствует формированию у него способности к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.
Проблема эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования нуждается в переосмыслении, нахождении новых путей достижения поставленных задач. Одним из таких путей являются выявление и реализация педагогических условий эффективности воспитательного процесса, адекватных совре-менным социально-экономическим обстоятельствам.
Воспитательный процесс в учреждениях начального профессио-нального образования мы рассматриваем как динамичную совокупность последовательных взаимодействий педагога и учащихся, направленных на формирование личности будущего молодого специалиста и достижение должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного производства и рынка труда.
Эффективность воспитательного процесса в учреждениях началь-ного профессионального образования заключается в достижении соответствия между его целью и результатами. При этом в качестве цели воспитательного процесса выступает ожидаемый, а в качестве результатов - достигнутый уровень воспитанности учащихся.
Мы рассматриваем воспитательный процесс в учреждениях начального профессионального образования как целостную динамическую систему, которая, как и всякая другая система, может эффективно функционировать и развиваться при определенных условиях.
Под педагогическими условиями эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования понимается взаимосвязанная совокупность мер в учебно-воспитатель-ном процессе, обеспечивающая достижение учащимися более высокого уровня воспитанности.
Принимая во внимание, что случайные условия не могут успешно решить поставленную задачу, мы выявляем комплекс педагогических условий.
При определении путей выявления комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования мы учитывали обновленный социальный заказ общества, особенности субъектов воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, возможности системного и комплексного подходов.
Системный подход - способ научного иссле-дования и практического освоения сложноорганизованных объектов, при котором на первое место становится не анализ составных частей объекта как таковых, а его характеристика как определенного целого и раскрытие механизмов, обеспечивающих данную целостность. У системно организованного объекта появляется новое качественное состояние. В нашем случае это эффективность воспитательного процесса.
Комплексный подход, связывая цели с результатами, объединяет все основные элементы воспитательного процесса, обеспечившая тем самым его эффективность. Комплексность не допускает однобокости в содержании, формах и методах работы, открывая возможность их перманентного согласования с целями и задачами воспитательного процесса.
Комплекс педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования включает: а) осуществление психолого-педагогической диагностики личности учащихся; б) разработку и реализацию программы профессионального воспитания учащихся; в) повышение посредством целенаправленной методической работы профессиональной компетентно-сти педагогов-экономистов в вопросах научно обоснованной организации воспитательного процесса.
Эффективность воспитательного процесса характеризуется уровнем воспитанности учащихся, под которой мы понимаем свойство личности, интегрирующее совокупность достаточно сформированных лич-ностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему ее соци-альных отношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4