Рефераты. Эффективность воспитательно процесса в учреждениях начального профессионального образования

p align="left">В основу разработки критериев воспитанности учащихся учреждений начального профессионального образования была положена струк-тура системы социальных отношений, которые должны быть сформи-рованы у учащихся в соответствии с триединой целью процесса профес-сионального воспитания: формирование личности будущего специалиста, подготовка его к творческой профессиональной деятель-ности и активной общественной жизни.

В соответствии с этим выделяется комплекс критериев воспитан-ности учащихся учреждений начального профессионального образова-ния, в совокупности отражающих систему их социально значимых от-ношений:

1) отношение к обществу и окружающим людям;

2) отноше-ние к труду и осваиваемой профессии;

3) отношение к себе.

Показателями, раскрывающими содержание первого критерия воспитанности учащихся (отношение к обществу и окружающим лю-дям) являются такие качества личности, как любовь к Отечеству, политическая и правовая культура, культура поведения. Показателями вто-рого критерия воспитанности учащихся (отношение к труду и осваива-емой профессии) выступают: самостоятельность в труде и освоении про-фессии, деловитость и организованность, профессиональная направлен-ность. Показателями третьего критерия воспитанности учащихся (от-ношение к себе) служат: целеустремленность в самосовершенствовании, адекватная самооценка, здоровый образ жизни.

Диагностически действенными разработанные критерии и по-казатели воспитанности учащихся становятся при обеспечении их ко-личественным инструментарием. Таким инструментарием выступают три уровня воспитанности учащихся: I - низкий, характеризующийся неустойчивостью системы социальных отношений личности и недостаточностью опыта положительного поведения, регулируемого, в основном, требованиями старших (педагогов, родителей); II - допустимый, характеризующийся устойчивостью системы социальных отношений личности, наличием опыта положительного поведения, хотя активная личностная позиция в их развитии отсутствует; III - же-лаемый, характеризующийся стабильностью социальных отношений личности и устойчивым положительным опытом поведения наряду с проявлением активной самостоятельности в деятельности.

Обобщая сказанное все ранее сказанное, сделаем некоторые выводы:

1. Сущность понятия «воспитание» применительно к учреждениям, начального профессионального образования должна быть уточнена с учетом профессиональной направленности образовательно-го процесса в данных учреждениях. Конкретизируется эта сущность в понятии «профессиональное воспитание», под которым понима-ется целенаправленный процесс формирования личности будущего специалиста и подготовки ее к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.

2. Воспитательный процесс в учреждениях начального профессионального образования - совокупность последователь-ных взаимодействий педагога и учащихся, направленных на формиро-вание личности будущего молодого специалиста и достиже-ние должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного рынка труда.

Цель воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования - формирование личности будущего молодого специалиста, способного к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.

Особенностей субъектов воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования объединены нами в три группы: 1)особенности учащихся как возрастной и образовательной группы молодежи; 2) особенности учащихся, обусловленные спецификой получаемого профессионального образования; 3) особенности воспитательного потенциала личности деятельности педагогов-экономистов.

Эффективность воспитательного процесса в учреждениях началь-ного профессионального образования заключается в достижении соот-ветствия между его целями и результатами. При этом в качестве цели воспитательного процесса выступает ожидаемый, а в качестве резуль-татов - достигнутый уровень воспитанности учащихся.

Анализ состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике позволяет сделать вывод о недостаточной теоретической разработанности комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, адаптированного к современным социально-экономическим обстоятельствам.

Глава 2. Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

2.1. Цели и задачи экспериментальной работы

В первой главе дипломной работы нами был проведен теоретический анализ состояния проблемы эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования. Данный анализ, а также изучение опыта работы учреждений начального профессионального образования позволили нам провести экспериментальную работу, основанную на теоретическом предположении о том, что эффективность воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования зависит от определенного комплекса педагогических условий. Таких как: осуществление психолого-педагогической диагностики личности учащихся; разработка и реализация программы профессионального воспитания учащихся; повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации воспитательного процесса.

Как и Ю.К. Бабанский мы считаем, что с помощью педагогического эксперимента можно правильнее, чем с помощью других методов, оценить педагогические условия эффективности воспитательного процесса и определить оптимальное их сочетание, так как педагогический эксперимент позволяет обнаружить повторяющиеся, устойчивые необходимые связи между явлениями, то есть изучить закономерности, характерные для педагогического процесса (31).

Поэтому, основным методом экспериментальной работы стал педагогический эксперимент, который позволяет обеспечить доказательную и научно-объективную проверку правильности выдвинутой гипотезы.

Педагогический эксперимент - это «научно поставленный опыт воспитания и развития людей в определенных социальных условиях, дающих возможность наблюдения исследуемых педагогических явлений в контролируемых и учитываемых условиях» (12).

Педагогический эксперимент завоевывает все более прочные позиции в исследовании явлений воспитания и вносит принципиально важные изменения в организацию и результаты воспитательного процесса. При реализации возможностей педагогического эксперимента нами использовался комплекс методов для организации исследования.

Цель эксперимента: проверка на практике гипотетического комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, обоснование их необходимости и достаточности, а также изучение уровня воспитанности учащихся.

Когда речь идет о влиянии определенных педагогических условий на воспитательный процесс требуется некоторое время, чтобы получить какие-либо сдвиги. Поэтому эксперимент длился один год, что на наш взгляд достаточный срок для подведения итогов.

Наш эксперимент состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий и обобщающий.

На констатирующем этапе эксперимента мы определили реальный уровень воспитанности учащихся колледжа МИЭМП г. Москва.

Формирующий этап был направлен на реализацию выявленного и теоретически обоснованного комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса учреждений начального профессионального образования. Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса осуществлялась на базе колледжа МИЭМП.

На обобщающем этапе мы обработали, обобщили и оформили результаты педагогического эксперимента.

Заметим, что констатирующий эксперимент имеет в исследовании особое значение, так как достоверность получаемых в эксперименте результатов в наибольшей мере зависит от исходных данных. Поэтому в данном параграфе мы сосредоточимся на характеристике констатирующего этапа эксперимента.

Цель данного этапа заключалась в определении исходного уровня воспитанности учащихся. Она была реализована с помощью изучения всех учащихся колледжа, а также посредством изучения выборки учащихся (130,136,137 и 132 группы). Выборка состоит из трех экспериментальных и одной контрольной группы - в совокупности 108 учащихся. При комплектации этих групп особое внимание уделялось тому, чтобы экспериментальные группы были типичными и имели одинаковые начальные параметры. Такой вариант в педагогических исследованиях признан наиболее оптимальным (25).

В первой экспериментальной группе (ЭГ-1) проверялось первое педагогическое условие - осуществление психолого-педагогической диагностики личности учащихся.

Во второй (ЭГ-2) - планировалось апробировать второе педагогическое условие - разработка и реализация программы профессионального воспитания учащихся.

В третьей экспериментальной группе (ЭГ-3) должен был осуществляться весь комплекс педагогических условий, включающий, кроме перечисленных выше, повышение профессиональной компетентности экономических работников в вопросах научно обоснованной организации воспитательного процесса.

В контрольной группе (КГ) воспитательный процесс должен был осуществляться и контролироваться традиционными методами.

Работа по выявлению исходного уровня воспитанности учащихся велась по следующим направлениям: отношение к обществу и окружающим людям; отношение к труду и осваиваемой профессии; отношение к себе.

Показателями воспитанности учащихся по отношению к обществу и окружающим людям явились такие качества личности, как любовь к Отечеству, политическая и правовая культура, культура поведения. Для изучения сформированности этих качеств у учащихся мы использовали методику незаконченного предложения (1) и методику изучения коммуникативных навыков (В. Ряховский (46)).

Проанализировав полученные данные мы увидели, что уровень сформированности у учащихся устойчивых социально значимых качеств, характеризующих отношение к обществу и окружающим людям очень низок. Слабо выражено чувство любви к Отечеству; мало освоены и не применяются нормы политико-правовой культуры; преобладает низкая активность и продуктивность в конструировании отношений с окружающими людьми. Показатели воспитанности учащихся по отношению к труду и осваиваемой профессии: проявление самостоятельности в труде и освоении профессии, проявление деликатности и организованности, профессиональная направленность личности.

Анализ полученных данных также обнаружил низкий уровень сформированности у учащихся устойчивых социально-значимых качеств, характеризующих отношение к труду и осваиваемой профессии: большинство учащихся не проявляет активности и самостоятельности в поиске способов решения учебно-познавательных задач; отсутствует ответственное отношение к освоению избранной профессии, деловитость, интерес к профессиональной деятельности.

Отношение к себе мы исследовали с помощью следующих показателей: целеустремленность в самоопределении и самосовершенствовании, адекватная самооценка, здоровый образ жизни.

Анализ полученных данных показал, что у значительной части учащихся недостаточно сформировано осознанное отношение к себе, т.е. нет цели самоопределению, стремления к самосовершенствованию, уважения себя как личности.

2.2. Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Формирующий этап экспериментальной работы нашего исследования состоял в реализации комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, в проверке его необходимости и достаточности. Он носил естественный характер, так как протекал в реальном воспитательном процессе колледжа МИЭМП.

Эффективность воспитательного процесса в учреждениях началь-ного профессионального образования заключается в достижении соот-ветствия между его целями и результатами и характеризуется уровнем воспитанности учащихся.

Экспериментальная работа по формированию такого свой-ства личности, как воспитанность, должна начинаться с анализа ис-ходных параметров, влияющих на формирование личности. С этой це-лью нами разработано и реализовано первое педагогическое условие эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования - осуществление психолого-педагогической диагностики личности учащихся.

К исходным параметрам, влияющим на формирование личности учащегося, мы относим социально-демографические характеристики семьи учащегося: состав семьи, трудовая занятость родителей, образо-вательный уровень родителей, а также занятость учащегося в свобод-ное время.

Анализ исходных параметров позволил сформулировать основные социально-демогра-фические характеристики учащихся колледжа:

а) 59% учащихся проживают в неполных семьях; 6% семей учащихся имеют в своем составе трех и более детей;

б) в 47% семей учащихся работает только один родитель, в 5% семей оба родителя не имеют постоянного места работы.

Занятия учащихся в свободное время характеризуются следующи-ми показателями:

- большинство учащихся значительное количество свобод-ного времени, проводят, преимущественного, бесцельно;

- основные занятия учащихся в свободное время - игры в компьютере, общение в Интернет, просмотр теле-визионных передач, проведение времени с друзьями; «отдых», не под-крепленный конкретизацией рода занятий и содержания деятельности;

- 23% учащихся отметили неудовлетворенность характером прове-дения свободного времени;

- 4% учащихся отметили, что нуждаются в помощи по организа-ции свободного времени.

Изучение профессиональной направленности личности учащихся осуществлялось по методике, предложенной Э.Ф. Зеером и Г.А. Карпо-вой (74) и адаптированной к проблеме нашего исследования. Уровень профессиональной направленности определялся суммой баллов, набран-ных учащимся в результате ответов на вопросы предложенной анкеты.

Выделяют три уровня профессиональной направленности лично-сти: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень профессиональной направленности характеризуется большим интересом, проявляемым к осваиваемой профессии, зна-нием содержания будущей профессиональной деятельности, осознани-ем значимости профессиональной деятельности для общества и для себя лично, стремлением к творчеству и профессиональному росту, самостоятельностью в овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками.

Средний уровень профессиональной направленности характеризуется отрывочными знаниями о содержании осваиваемой профессиональ-ной деятельности и незначительным удовлетворением от учебных и прак-тических занятий, недостаточно объективной оценкой собственных спо-собностей в части выполнения работ по специальности, отсутствием самостоятельности в профессиональной деятельности и стремления к самосовершенствованию.

Для низкого уровня профессиональной направленности характер-но отсутствие интереса к осваиваемой профессии в целом и к учебным занятиям, в частности; незнание сути профессиональной деятельности и своих способностей в части выполнения работ по специальности, от-рицание творческого характера профессиональной деятельности и не-обходимости профессионального самосовершенствования, неспособ-ность без постоянного контроля и руководства успешно выполнять учеб-ные задания.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.