Для основательного усвоения таких важных признаков восточного вопроса, как освободительная борьба народов против турецкого ига и ближневосточная политика России, на уроке следует привлечь по внутрипредметным связям знания учащихся о русско-турецких войнах второй половины XVIII в.
Содержание внутрипредметных связей поможет ученикам проследить развитие восточного вопроса на протяжении целого столетия. Этот материал мысленно также фиксируется во 2-й графе таблицы.
Следующий шаг в структурно-функциональном анализе параграфа - определение предполагаемых образовательно-воспитательных результатов теоретического изучения восточного вопроса (см. 4-ю графу таблицы и вопросы к ней). Обстоятельное изучение сущности этого вопроса позволяет ученикам:
понять и усвоить особенности одного из важнейших направлений завоевательной внешней политики царизма, которая строилась с опорой на национально-освободительную борьбу порабощенных Турцией народов;
проследить развитие важнейших событий, связанных с восточным вопросом, со второй половины XVIII в. до второй половины XIX в.; осмыслить причины Крымской войны, а на следующем уроке - и частично причины поражения в ней царской России.
Вместе с тем уяснение сущности восточного вопроса вносит вклад в воспитание у школьников глубокого уважения и сочувствия борьбе угнетенных народов против турецкого ига. Более обстоятельно эта линия воспитательной работы получит развитие при изучении освободительной борьбы балканских народов во второй половине XIX в.
В зависимости от характера организации познавательной деятельности учащихся изучение восточного вопроса внесет вклад в развитие их исторического мышления. Соотнесение позиций европейских государств, Турции и России в борьбе за преобладание на Балканах с основными признаками восточного вопроса будет содействовать развитию у школьников умения анализировать учебный материал, конкретизировать основные признаки понятия фактами, характеризующими проявление этих признаков в конкретной политике государств.
Систематическое повторение ранее усвоенных знаний по внутрипредметным связям поможет ученикам полнее овладеть умением прослеживать развитие сложных исторических явлений во времени.
Продолжая структурно-функциональный анализ, в соответствии с 2-й графой таблицы учитель выделяет главные факты. Важным событием первого этапа Крымской войны было моряцкое сражение в Синопской бухте (ноябрь 1853 г.), которым руководил выдающийся русский флотоводец П. С. Нахимов. Это первый главный факт. При наличии на уроке свободного времени вторым главным фактом для подобного изучения может быть избран бой на реке Альме (сентябрь 1854 г.), в котором плохо вооруженные русские солдаты оказали упорное сопротивление хорошо вооруженным и численно превосходящим силам противника. Остальные факты, не имеющие существенного воспитательного значения, будут отнесены к неглавным.
На основании 3-й графы таблицы учитель решает, в какой форме в результате эмпирического изучения будут усвоены главные факты. С целью большего воспитательного воздействия рекомендуется избрать наглядно-образную эмоциональную форму, а неглавные факты изложить предельно кратко, чтобы учащиеся усвоили их в сжатой словесной формулировке.
Наглядно-образное эмоциональное изучение главных фактов будет развивать воссоздающее воображение и образную речь учащихся. Яркая, запоминающаяся форма изложения вызовет интерес к истории, поможет учителю в воспитании высоконравственных качеств личности.
Главные факты урока «Начало Крымской войны» теоретических сведений не содержат. Но при осмыслении их сущности, опираясь на памятку к 4-й графе таблицы, учитель поможет ученикам обратить внимание на причины победы русских моряков в Синопском сражении: отметит их высокую воинскую выучку, беззаветную храбрость и высокое чувство воинского долга. Особо учитель остановит внимание учащихся на выдающемся флотоводческом искусстве адмирала П.С.Нахимова.
С целью исторического образования нужно сформировать у учащихся понятие о восточном вопросе, как о противоречивом процессе, в котором переплелись, как освободительная борьба угнетенных Турцией народов, так и соперничество европейских держав за преобладающее влияние на Ближнем Востоке и Балканах. Помочь ученикам понять ближневосточную политику царской России как стремление разрешить свои агрессивные замыслы, опираясь на освободительную борьбу балканских народов, которые видели в русском народе своего друга и освободителя. Создать у школьников эмоциональные образы важнейших событий начального этапа войны - Синопского сражения и боев на реке Альме; показать высокое флотоводческое искусство П.С.Нахимова, руководившего Синопским сражением. С целью интернационального воспитания пробудить у учащихся уважение и сочувствие к балканским народам, боровшимся за свое освобождение против турецкого ига. С целью военно-патриотического и нравственного воспитания, используя образно-эмоциональное изложение, помочь учащимся понять, что победа русских моряков при Синопе и большие потери врага в боях на Альме в конечном итоге были результатом большого мужества и самопожертвования, хорошей выучки и проявления воинского долга русских моряков и солдат. Важную роль в исходе Синопского сражения сыграло флотоводческое искусство П.С.Нахимова. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. -С.101.
С целью развития исторического мышления и познавательных умений предложить ученикам конкретизировать основные признаки восточного вопроса краткой характеристикой политических замыслов заинтересованных стран в момент его обострения в середине XIX в.; проследить на фактах борьбу балканских народов со второй половины XVIII в. против Турции за свое освобождение.
Для развития воображения и речи предложить ученикам в ходе проверки знаний и умений с помощью карты, локального плана словесно воссоздать картины Синопского сражения и боев на реке Альме.
Методические дискуссии могут включать в себя дебаты, «круглый стол» заседание экспертной группы (панельная дискуссия).
распределение класса на команды, группы (количество групп зависит от количества точек зрения);
Представители групп предварительно определяют последовательность выступлений;
непосредственно дебаты;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6