Рефераты. Формы семейного устройства детей-сирот в Детских деревнях

Формы семейного устройства детей-сирот в Детских деревнях

Введение

Коренные изменения в жизни страны, реформирование белорусского общества в значительной степени обострили социальные проблемы населения. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, ухудшение здоровья детского населения, недостаточное финансирование социальной сферы - всё это привело к снижению уровня защищённости детей и подростков. В сложной ситуации оказались осиротевшие дети.

Сиротство как социальное явление присуще любому обществу, даже самому гуманному, богатому и цивилизованному. Однако, наряду с категорией детей-сирот, потерявших своих родителей, в Беларуси достаточно много социальных сирот. В сложившейся социальной ситуации назрела необходимость предупреждения и профилактики социального сиротства, совершенствования системы социально-педагогической поддержки детей, лишённых семьи. В связи с этим внедрены программы общенационального масштаба «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь», «Национальный план действий по государственной защите детей и охране их прав на 2004-2010 годы», приняты законы «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2003), «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (2005).

Значительным шагом в нормативном обеспечении работы по защите прав детей, защите повышении ответственности родителей за воспитание детей является принятие Декрета №18 от 24.11.2006 года «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». На обеспечении социальной защиты детей в Республике Беларусь направлена Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы, включающая в себя шесть подпрограмм: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети и закон. Воспитание и личность», «Социальная защита семьи и детей», «Детское питание». Одна из целей названной программы - принятие мер по выявлению социальных причин сиротства и предупреждению его возникновения. Среди основных путей предупреждения социального сиротства, как указано в ряде программных документов, первостепенное место занимают следующие:

- стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе;

- экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

- воссоздание и дальнейшее развитие инфраструктуры семьи через расширение сети семейных социальных служб;

- разработка законов Республики Беларусь, направленных на упрочение положения семьи в обществе;

- педагогическая профилактика, включающая изучение состояния социального сиротства как явления, его причин и истоков, прогнозирование последствий, качественное выявление неблагополучных семей [].

На современном этапе развития общества возросла потребность в принятии более жёстких правовых санкций к лицам, лишающих собственных детей семьи, родительской опеки, перекладывающих заботу о них на государственные институты и учреждения. Общественное сознание переживает радикальные изменения по отношению к осиротевшим детям и их проблемам. Предпринимаются меры по восстановлению нарушенных связей между личностью ребёнка, закрытого на долгие годы в стенах интерната, и обществом; предлагаются те или иные пути, способы модернизации деятельности учреждений, в которых воспитываются эти дети.

Каждый ребёнок должен расти в семье, в которой любящие родители окружат его заботой. Однако в жизни часто бывает по-другому: он остаётся сиротой или, что ещё хуже, становится сиротой при живых родителях, и перед ним открывается дорога, ведущая в детский дом. Конечно, это лучше, чем жить с вечно пьяными или неадекватными родителями. Но каким бы хорошим ни был детский дом, казённая атмосфера не может обеспечить эмоционального благополучия ребёнка и подготовить его к самостоятельной жизни.

«Дать покинутому ребёнку мать, братьев, сестёр, дом и деревню - лучшей помощи я не знаю» - говорил великий австрийский гуманист, выдающийся общественный деятель, педагог Герман Гмайнер, создатель SOS-Детской деревни - модели детского дома, где ребёнок может приобрести семью, почувствовать любовь и безопасность [].

Цель деятельности SOS-Детская деревня - создание условий, приближённых к семейной жизни, для обездоленных детей. Главная задача, которую ставит движение SOS-Детские деревни, состоит в том, чтобы защитить интересы и права детей, реализовать их право на воспитание в семье, воспитать в них чувство уверенности в завтрашнем дне, самостоятельности, самоутверждения, оправдать детские надежды и ожидания и создать возможности для их реализации. В этом суть принятых программ и проектов движения «SOS-Детские деревни» нашей Республики.

Цель нашей дипломной работы - рассмотреть систему воспитания детей-сирот в Детской деревне. Для реализации этой цели мы поставили следующие задачи:

- изучить историю создания Детских деревень;

- охарактеризовать специфику работы Детских деревень;

- раскрыть содержание жизни детей в Детской деревни;

- провести сравнительный анализ адаптации детей-сирот к взрослой жизни, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений и Детской деревни;

- выделить особенности адаптации к жизни в условиях воспитания в Детской деревне;

Объект исследования - Детская деревня как форма семейного устройства детей-сирот.

Предметом работы является особенности воспитания детей-сирот в Детской деревне.

Работа выполнена на основе изучения содержания опыта деятельности Государственного социально-педагогического учреждения образования «Кобринская детская деревня»

1. История создания Детских деревень

Детство играет решающую роль в жизни человека, но до сих пор детьми нередко пренебрегают и манипулируют, над ними совершается насилие, их бросают на произвол судьбы. Отцу всех SOS-Детских деревень Герману Гмайнеру принадлежат слова, ставшие его девизом: «В день, когда мы с полной уверенностью сможем сказать, что все дети планеты - это наши дети, наступит мир на земле []. Родился Герман Гмайнер в 1919 (местечко Альбершвенде, Австрия), в крестьянской семье. Он рано лишился матери и на своей судьбе осознал, что никто и ничто на свете не заменит материнскую любовь и заботу. В Инсбруке он получил медицинское образование, но до конца дней своих врачевал детские души. По твёрдому убеждению Германа Гмайнера, без семейного воспитания ребёнок никогда не вырастет полноценным человеком, как физически, так и нравственно.

В любой стране, в любом государстве есть незамужние женщины, которые любят детей, способны о них заботиться и готовы посвятить этому свою жизнь. И в любом, даже самом благополучным государстве, есть дети-сироты, мечтающие обрести мать. Значит, надо помочь им - соединить этих женщин и детей. Создать из них семьи. Такая семья, разумеется, не сможет заменить детям их биологических родителей, но она способна взять на себя родительские функции. И вот на домах и бараках появились листовки с призывами к тирольцам, а позднее ко всем австрийцам оказать содействие в создании SOS-детской деревни. Гмайнер просил у людей всего по шиллингу в месяц. Первыми на призыв откликнулись бедняки, которые сами не могли свести концы с концами. Потом - пенсионеры, рабочие и малоимущие горожане. Жертвовали и богатые [].

Первый дом первой в мире SOS - детской деревни был построен на каменистом склоне гор в Австрии. Назовут её по имени тирольского местечка Имст, расположенного в долине. А 1 декабря 1950 года будет торжественно открыта первая SOS-детская деревня. И станет она живым примером создания таких деревень по всему миру. Герман Гмайнер создал такую модель детского дома, которую восприняли все народы, культуры и религии мира. Её основа - четыре краеугольных камня: мама, братья и сёстры, дом, деревня. Когда-то Герман Гмайнер говорил, что он был бы счастливым человеком. Если бы сумел построить в Австрии хотя бы 3 деревни. Теперь в более чем 130 странах мира существует свыше 440 SOS-детских деревень [].

Друзья «SOS-Детской деревни» - это люди с разных уголков планеты, добровольно взявшие на себя обязанность помогать детям, оставшимся без родителей. Раз в квартал перечисляют небольшую сумму на счёт организации, а сами получают благодарность и информацию о жизни деревни, об успехах и трудностях детей. Кроме того, ребята бывают в гостях у спонсоров «SOS-Детские деревни» разных стран дружат и сотрудничают на благо своих воспитанников, расширяя их возможности в общении и развитии: происходят обмен опытом, знакомство с радостями и проблемами других детей, лишённых родительской опеки, укрепляются межнациональные связи, зарождается интерес к иностранным языкам, традициям, культуре. Это весьма полезная практика межнационального сотрудничества «SOS-Детских деревень», которые имеют особенности и отличия, однако их объединяют основные принципы работы и цель - помочь детям получить то, чего они были лишены, и стать счастливыми [].

Анализ истории создания Детских деревень, как альтернативной формы устройства детей-сирот, причин их основания подчёркивает необходимость рассмотреть специфику работы «SOS-Детских деревень» и выделить основные принципы, на которых строится работа подобных учреждений.

2. Специфика Детских деревень

SOS-Детская деревня - это учреждение, в котором дети-сироты и дети, оставшиеся без родительской опеки, снова обретают утраченную семью и шансы на дальнейшую нормальную жизнь. Ребёнок нуждается в здоровом и всестороннем развитии, а это возможно лишь в семье. Семейный социум оказывает огромное влияние на личность ребёнка, её социализацию, формирование ценностей, потребностей и интересов. Развитие ребёнка зависит от того, насколько эффективно семья выполняет свои функции и удовлетворяет его потребности. И хотя на современном этапе семья претерпевает значительные структурные изменения, незаменимые для ребёнка функции нуждаются в сохранении [].

По мнению В.В. Мартыновой, детская деревня (городок) - социально-педагогическое учреждение образования, созданное на основе двух и более воспитательных групп, в рамках которых супруги или отдельные граждане (родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на основании устава детской деревни (городка), договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора [].

В.В. Мартынова выделяет основные задачи детской деревни (городка):

- воспитание и развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - воспитанники);

- создание благоприятных условий, приближённых к семейным, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников;

- обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

- формирование у воспитанников готовности к самостоятельности жизни и профессиональной деятельности;

- обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья воспитанников;

- защита прав и законных интересов воспитанников;

- создание условий для профессионального самоопределения и творческого труда воспитанников;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.