На каждого воспитанника SOS-Молодёжного дома открыт личный счёт в банке целью накопления денежных средств на строительство, приобретение или ремонт жилья в будущем (по окончании учебного заведения) [].
Для воспитания и формирования личности каждого ребёнка решающее значение имеет влияние SOS-матери, тесная внутренняя связь с ней ребёнка. В детском возрасте мама является незаменимым для ребёнка человеком, в то время как отцовские функции без особого труда могут выполнять люди, находящиеся вне SOS-семьи. Отцовские обязанности распределены между сотрудниками мужского пола. В первую очередь, это директор - опекун детей, назначенный государством. Мужское начало в процессе воспитания обеспечивается также за счёт мужчин-педагогов, мастера Детской деревни, двух его помощников, биологических родственников детей.
Таким образом, так называемый отказ от отцовства не означает, что вся ответственность за состояние воспитательной работы возложена на SOS-мам, а мужской фактор из процесса воспитания исключён. Ведь общеизвестно, что влияние отца на воспитание ребёнка в раннем возрасте незначительное, однако позднее оно становится всё более необходимым как естественное и очевидное дополнение к материнским заботам. Воспитание детей осуществляется до тех пор, пока они не станут самостоятельными и независимыми, то есть получат образование, профессию, первое рабочее место и жильё [].
Структура воспитательного процесса включает следующие этапы: 1 - SOS - Детская деревня; 2 - SOS-Молодёжный дом; 3 - полусамостоятельное проживание молодёжи; 4 - внесемейная поддержка. Эта структура ориентирована на реальное развитие ребёнка с момента приёма его в SOS-Детскую деревню и до вступления в самостоятельную жизнь. Ребёнок (подросток) должен развиваться всесторонне. Его способности, таланты изучаются и поддерживаются на основе индивидуального перспективного планирования. Для этого в каждом конкретном случае определяются цели воспитательного процесса, исходя из текущего состояния развития ребёнка, а также план действий для достижения этих целей. Их реализация находится в компетенции SOS-мамы. Вопросы, связанные с развитием ребёнка, периодически обсуждаются директором деревни с SOS-мамой и педагогами. Важными целями воспитания являются постепенное принятие ребёнком (подростком) ответственности как за себя, так и за других, а также формирование положительной установки относительно значения профессии и работы в жизни человека, развитие самостоятельности. Реализация этнх целей происходит на двух уровнях: на уровне SOS-семьи и на уровне SOS-Детской деревни [].
Идеи Германа Гмайнера нашли полную поддержку и понимание в Беларуси. 15 лет назад была создана и сегодня активно развивается общественная организация «Белорусский фонд SOS-Детская деревня», ею реализуются 7 гуманитарных проектов:
- SOS-Детская деревня Боровляны (1995 год);
- SOS-Детская деревня Марьина Горка (2002 год);
- SOS-Молодёжный дом 1 (1999 год);
- SOS-Молодёжный дом 2 (2004 год);
- SOS-Социальный центр матери и ребёнка имени Германа Гмайнера (1996 год);
- SOS-Компьютерный класс (2002 год);
- SOS-проект «Раннее предотвращение социального сиротства» (2004 год).
Приняв за основу своей работы концепцию «SOS-Детских деревень», эта организация первой в Беларуси воплотила в жизнь долгосрочную опеку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. «SOS-Детские деревни» - это одна из альтернативных действенных форм защиты и охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Хельмут Кутин, который с 1985 года возглавляет Международную SOS-организацию и является преемником Германа Гмайнера, говорил в отношении проекта Детских деревень SOS: «В мире нет ничего законченного: всё развивается. Но я лучших решений, воплощённых в жизнь, не видел» [].
Что же представляют собой отдельные SOS-детские учреждения?
SOS-детские сады строятся там, где имеется недостаток в государственных или общественных детских садах вблизи SOS-деревни. Их посещают дети в возрасте от полутора до трёх лет. При приёме в детские сады предпочтение отдаётся детям из малообеспеченных семей. Педагоги и воспитатели в игровой форме развивают способности детей в интеллектуальной, социальной и двигательной сферах. Их обеспечивают дополнительным высококачественным питанием.
SOS-школы имени Гмайнера строятся тогда, когда на большом расстоянии от SOS-детских деревень отсутствуют школы и другие общеобразовательные учреждения. В SOS-школах учатся дети и учащаяся молодёжь, проживающие в окрестностях детской деревни. Эти школы дают начальное и базовое образование. Они имеют необходимую материальную и учебно-методическую базу, высококвалифицированных учителей. Учащиеся из малообеспеченных семей получают стипендии.
SOS-молодёжные учреждения
Юношей и девушек из SOS-детской деревни переселяют в эти учреждения для оказания помощи на более высокой ступени обучения и начальной профессиональной подготовки. В SOS-молодёжных учреждениях разных видов у юношей и девушек воспитываются чувство ответственности и социальные качества, которые необходимы им в дальнейшей профессиональной деятельности, выращиваются моральные и социальные качества, необходимые для интеграции в общество; развиваются те способности, которые будут востребованы в работе, в команде для общения с друзьями и родственниками.
SOS-социальные центры представляют собой учреждения, в которых оказывается помощь людям, попавшим в сложные жизненные ситуации. В первую очередь, это поддержка детям, матерям и семьям. В дома переходного типа определяются маленькие дети, которые по разным причинам временно не могут жить в семьях. В дневные центры принимаются дети работающих матерей. Курсы кройки и шитья, кулинарии организуются для женщин, стремящихся улучшить благосостояние и благополучие своих мыслей. В специальных учреждениях налажены обучение, воспитание и терапия детей и молодёжи с отклонениями в физическом и умственном развитии.
SOS-медицинские центры создаются в тех местностях, где большое число населения не имеет возможности получить необходимую медицинскую помощь. Эта помощь предусматривает предотвращение инфекционных заболеваний посредством прививок; снижение уровня смертности детей младенческого возраста; оказание первой медицинской помощи и лечение в стационаре. В SOS-клиниках матери и ребёнка женщинам оказываются дородовая и природовая помощь, делаются прививки новорождённым.
Как считает В.В. Чечет, Гмайнер модель своего детского учреждения не ставил на первое место, когда речь шла о судьбе ребёнка. Предпочтение он отдавал прежде всего усыновлению детей-сирот, затем передаче их в патронатную (опекунскую) семью и только потом детей, которые не могут быть ни усыновлены, ни взяты в патронатную семью, можно брать в SOS-детскую деревню [].
Первая в Беларуси SOS-детская деревня «Боровляны» была открыта 1 июля 1995 года. Деревня состоит из 13 семейных домов, в которых проживают и воспитываются около 100 детей-сирот. На территории деревни находится SOS - социальный центр матери и ребёнка имени Германа Гмайнера, расположенный в четырёх двухэтажных домах (открыт в декабре 1995 года). В нём проводится социальная реабилитация детей - пациентов Республиканского онкогематологического центра и оздоровление детей из многодетных семей из районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. В центре сроком от двух до четырёх недель проживают и оздоравливаются 25-30 детей вместе с матерями.
Таким образом, познакомившись с содержанием жизни детей, воспитывающихся в условиях Детской деревни, мы можем теперь провести сравнительный анализ адаптации детей-сирот к взрослой жизни, которые находились в интернатном учреждении и Кобринской детской деревни.
4. Эффективность постинтернатной адаптации детей-сирот
Сравнительный анализ адаптации детей-сирот к взрослой жизни, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения и Кобринской детской деревни
Проанализировав результаты проведённых интервью с выпускниками интернатных учреждений нескольких последних лет и с выпускниками Кобринской детской деревни, можно провести сравнительный анализ эффективности постинтернатной адаптации этих детей. У детей, выросших в условиях интерната, существует больше проблем, чем у детей-сирот, живущих в Детской деревне. Дети, попадающие в интернат, намного медленнее адаптировались к данному учреждению, чем выпускники Кобринской детской деревни. Это объясняется тем, что в Детской деревне созданы все условия для успешной адаптации детей-сирот: осуществляется огромная поддержка как со стороны специалистов учреждения, так и со стороны родителя-воспитателя. В Детской деревне ведётся разработка мероприятий по успешной адаптации новых воспитанников к семье и жизни в подобном учреждении. Сотрудниками проводятся беседы с воспитанниками на волнующие их темы в новой семье. Основная задача специалистов Детской деревни - максимально приблизить жизнь ребёнка к семейным условиям и дать возможность почувствовать себя нужным и полезным обществу.
Если говорить об адаптации в интернатном учреждении учреждении, то основываясь на ответах респодентов, можно утверждать, что не существует поддержки и помощи со стороны сотрудников интерната, ребёнок сам осваивает жизнь в таком учреждении и самостоятельно приспосабливается к новым условиям своего существования. Он сам решает свои проблемы и старается найти поддержку своих сверстников, но не всегда дети могут помочь и понять. Бывают ситуации, когда окружающие дети могут причинить боль и тогда ребёнок, находящийся в интернате, остаётся наедине со своей болью. Он замыкается в себе и становится закрытым для всего общества. И только умелый и правильный подход к такому ребёнку специалиста поможет ему стать самим собой и вернуться к нормальной жизни в условиях интерната.
Подготовка к самостоятельной жизни выпускников осуществляется как и в интернатах, так и в Детской деревне, но более эффективно этот этап проводится огромная профориентационная работа с целью самоопределения, определения жизненных планов и прояснения временной перспективы выпускников. Также проводятся различные мероприятия по социально-психологической адаптации, которые включают в себя индивидуальные и групповые формы работы. Такие формы работы (деловые игры, тренинги, консультации) помогают формировать психологическую культуру, создавать доверительные межличностные отношения, что позволяет выпускникам лучше адаптироваться в обществе.
Благодаря такой большой работе, осуществляемой в условиях Кобринской детской деревни, выпускники не испытывают значительных проблем после выхода из учреждения. Они легко социализируются в обществе и находят свой жизненный путь. Данные факты подтверждаются результатами проведённого интервью с выпускниками Кобринской детской деревни.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5