Рефераты. Генезис тестирования в истории отечественного образования

истории тестов в сфере образования в ряде своих работ обращаются В.С. Аванесов и А.Н. Майоров. В некоторых работах этих авторов в объеме параграфа дана «краткая история тестов». Более разработанными на сегодня являются теоретические проблемы тестологии. Они рассматриваются в трудах В.С. Аванесова, А. Анастази, А.Н. Майорова, Е.А. Михайлычева, М.Б. Челышковой, Н.Ф. Ефремовой, И.Д. Рудинского.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что генезис тестирования относится к числу не исследованных проблем. В отечественной педагогической науке пока нет и единой сложившейся теории тестов, и единых методологических подходов к решению как теоретических, так и практических проблем тестирования. В учебниках по педагогике, истории педагогики о генезисе тестирования написано крайне мало, либо вообще ничего. Несколько шире представлена информация о генезисе тестирования в учебниках по психологии и социологии.

Анализ литературы, актуальности, несоответствий, противоположностей и противоречий позволил сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске, определении и обосновании предпосылок появления, возникновения, развития, становления и трансформации тестирования в отечественной истории образования и педагогической мысли. На основе анализа проблемы сформулирована тема исследования: «Генезис тестирования в истории отечественного образования».

Актуальность, несоответствия, противоположности, противоречия, проблема и тема позволили сформулировать цель исследования: выявить, определить, обосновать предпосылки генезиса, обусловившие причины появления, возникновения, развития, становления тестирования в отечественной истории образования и педагогической мысли и перспективы дальнейшего развития и трансформации.

Объектом исследования являются многообразные проявления тестирования в период от первобытности до современности.

Предметом исследования является генезис тестирования в истории отечественного образования и педагогической мысли.

Цель исследования: выявить, определить и обосновать методологические, теоретические закономерности появления предпосылок, возникновения, развития, становления и трансформации тестирования в истории отечественного образования.

Гипотеза исследования состоит в предположениях о том, что:

1. Предпосылками появления тестирования стали зарождавшиеся в глубокой древности разного рода испытания, которые нашли свое наиболее завершенное сущностное выражение в обрядах инициации, призванных разрешить противоречия между главным условием выживания человечества - согласованной групповой деятельностью и индивидуальными, и половозрастными особенностями каждого участника такой деятельности.

2. Совершенствование известных систем испытаний и создание новых в более поздние эпохи может быть связано с вызреванием новых потребностей отдельных социумов в сфере экономических, военных, религиозных, управленческих образовательных и иных интересов.

3 Появление научного метода тестов в сфере образования можно рассматривать как закономерность, связанную не только с возраставшими образовательными потребностями социума, но и с поисками психолого-педагогической мысли средств оперативного и объективного контроля в образовании, основанного на методах математики и статистики.

4. Создание в короткий срок теории тестов и расширение практики тестирования в психологии, образовании, профессиональном отборе обусловлено, как минимум, тремя факторами: индивидуальными, социальными и государственными потребностями в сфере образования и профессионального отбора, а также потребностями развития самой науки и рефлексией значительного слоя ученых и практиков в области тестологических исследований.

5. Появление, развитие и распространение тестов интеллекта, затем школьной успешности и профориентации как важнейшего инструмента измерений в сфере образования, по-видимому, связано с рядом бесспорных преимуществ тестирования по сравнению с традиционными способами отслеживания хода и результатов образовательного процесса. Это, в первую очередь, приемлемая для современной педагогики объективность результатов, экономия учебного времени, преодоление субъективизма в оценивании знаний, выявления способностей, в т.ч. и латентных.

6. Изучение генезиса тестирования дает возможность более полно и более объективно оценивать закономерности появления научного метода тестов в рамках цивилизационной парадигмы. Его изучение дает возможность осмыслить накопленные тестологические знания в отечественной и мировой практике, а также определить обозримые перспективы развития метода тестов.

7. Становление массового тестирования в отечественном образования произошло в 1990 гг., возможно, потому, что оно устраняет, как тогда казалось, неразрешимое противоречие: с одной стороны, оно способствует реализации стандартов в образовании, а с другой - его индивидуализации, что должно повысить качество образования.

8. В условиях низкой тестовой культуры в сфере образования и недостаточной «искушенности тестовой» создание обучающих тестов (в т.ч. методом сплошного тестирования) будет способствовать более глубокому и более полному усвоению знаний и формированию тестовой культуры.

9.Трансформация тестирования в образовании может развиваться в направлениях как создания более тонких методов педагогических измерений с помощью компьютерных технологий, так и применения тестов не только для контроля, но и для передачи и усвоения учебных знаний.

Задачи исследования:

1. Осуществить системный анализ генезиса тестирования, что позволит выявить предпосылки, зарождение и последующий процесс развития, определяющий сущность, содержание, структуру, причины появления и развития, функции, факторы и особенности тестирования как в истории образования, так и в современных условиях, а также обозначить возможные перспективы, связанные в первую очередь с компьютерными технологиями.

2. Провести анализ особенностей появления, развития и становления научного метода тестов, выявить закономерности его появления и этапы становления, развития, совершенствования и превращения в важный инструмент психолого-педагогических измерений и педагогического мониторинга, определить их потенциал в обучении и контроле, а также и границы их возможного применения в образовании.

3. Проанализировать особенности генезиса тестирования и этапы тестового движения в России и СССР как наименее исследованные.

4. Обосновать достижения отечественной тестологии на этапе трансформации классической теории тестов, включая и авторский опыт по созданию обучающих тестов по историческим дисциплинам.

5. Определить направления трансформации и развития тестирования в отечественном образовании на современном этапе и на обозримую перспективу.

Методологическую основу исследования составляет цивилизационная парадигма (А.С. Ахиезер, В.Н. Дружинин, Г.Б. Корнетов, Т. Кун, Г.П. Прокофьева). Под парадигмой подразумевается общепризнанный образец в системе научных знаний. Понятие «парадигма» вбирает в себя и метод, и инструментарий для проведения исследования, и оборудование, если оно необходимо.

Важное методологическое значение для темы исследования имеют принципы генезиса применительно к педагогическим исследованиям, сформулированные С.А. Днепровым, а также общенаучные подходы к методологии психолого-педагогических исследований (А.С. Белкин, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, Б.С. Гершунский).

Методологическую основу составляют также диалектическая теория познания, принципы детерминизма, деятельностного подхода, единства теории и практики, интеграции и дифференциации научных знаний и научных теорий (В.И. Вернадский, Л.С. Выготский, Р. Декарт, В.Н. Дружинин, Т. Кун). В представленной работе методология историко-педагогического исследования находится в тесном единстве с историко-психологическими, историко-философскими и общеисторическими исследованиями и опирается на известные философские положения о переходе количественных изменений в качественные и о единстве трех измерений времени - прошлого, настоящего и будущего (Э.Д. Днепров, П.Ф. Каптерев, М.В. Соколов, М.В. Кларин, А.А. Петровский, Ф.А. Фрадкин), а также на категории «историческое» и «логическое» (В.В. Королев, М.М. Розенталь) применительно к познанию генезиса тестирования.

Теоретическую основу исследования составляют научные идеи о: цивилизационном подходе к изучению историко-педагогического процесса (Г.Б. Корнетов, М.В. Богуславский, Б.М. Бим-Бад, П.Ф. Каптерев), специфики цивилизационного процесса в России (А.С. Ахиезер), принципах исторической генетики (К.М. Кантор), педагогическом мониторинге (А.С. Белкин В.Г. Горб, В.Д. Жаворонков), генезисе педагогических феноменов (Л.В. Быкова, С.А. Днепров, Л.В. Смирнова, Л.А. Степашко), принципах классической модели образования (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский), тестовом контроле знаний и способностей (В.С. Аванесов, А. Анастази, Н.Ф. Ефремова, А.Н. Майоров, Е.А. Михайлычев, М.Б. Челышкова, Ф. Гальтон, Дж. Кеттел, А.М. Мандрыка, П.П. Блонский, Э Торндайк, К. Ингекамп), принципах психолого-педагогических исследований (А.С. Белкин, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, Б.С. Гершунский), выборе целесообразных методов построения учебного процесса (Н.Ф. Талызина, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский), системном подходе, основанном на общей теории систем (В.Г. Афанасьев, Б.М. Бим-Бад,, В.П. Беспалько, А.Н. Джуринский, Ф.А. Фрадкин), личностно- ориентированных технологиях обучения (М.В. Кларин, В.П. Беспалько, И.С. Якиманская), развивающем обучении (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), гуманистических принципах построения образовательного процесса (Я.А. Коменский, Дж. Локк, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев), педагогике как двигателе гуманитарной эволюции (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский).

Общей теоретико-методологической базой для темы исследования явились также труды П.К. Анохина, Аристотеля, Ф. Баумгартен, Ф. Бекона, А. Бине, В. Бетц, А.П. Болтунова, П.П. Блонского, С.М. Василейского, Е.В. Гурьянова, С.Г. Геллерштейна, В.А. Лая, Э. Меймана, , Г. Мюнстерберга, А.П. Нечаева, Платона, Н.Е. Румянцева, Э. Сегена, И.А. Сикорского, Г.В. Суходольского, Е.А. Торчилова, О.М. Фрейденберг, Г.И. Челпанова, А.М. Шуберт, И.Н. Шпильрейна, , В. Штерна, А.Г. Шмелева.

Источниковая база исследования представлена комплексом взаимодополняющих источников, которые можно разделить на следующие группы.

1. Архивные материалы, содержащиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) - фонд Наркомпроса СССР и фонд Наркомпроса РСФСР, а также фонд Н.К.Крупской в Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории ( РЦХИДНИ.).

2. Опубликованные документы государственных учреждений и документы правящей партии в СССР - КПСС.

3. Справочники и руководства с описанием тестов.

4. Газеты и журналы, в которых освещались проблемы тестологии.

5. Религиозная (Библия, Коран) и светская литература, в которой встречаются описания или упоминания о методиках тестового характера.

В сопоставлении все обозначенные источники позволяют систематизировать материалы, относящиеся к проблемам тестологии и составить объемную картину генезиса тестирования в истории отечественного образования в сопоставлении с мировым опытом.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1995-1996 гг.) - поисково-диагностический, заключавшийся в изучении литературы по тестологии, выдвижении идеи сплошного тестирования материалов учебника, создании и публикации обучающих тестов к школьным учебникам по истории России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.