Рефераты. Генезис тестирования в истории отечественного образования

p align="left">Второй этап (1997-1998 гг.) - поисково-аналитический. Он состоял в выявлении малоизученных тестологических проблем, расширении практики применения тестов и для обучения, и для контроля (в т. ч. созданных и другими авторами).

Третий этап (1999-2003 гг.) - прогностико-аналитический. Он состоял в разработке концепции исследования и уточнении его основных направлений, в сборе, обработке, анализе, систематизации и обобщении материалов по избранной теме.

Четвертый этап (2004-2005 гг.) - завершающий. Подготовка и издание монографии, завершение работы над диссертацией.

Концепция исследования: генезис тестирования от появленияего предпосылок, зарождения, развития становления и трансформации до прогнозирования его дальнейших перспектив. Генезис тестирования может быть исследован в наиболее полном объеме при опоре на такие важнейшие категории, как «историческое» и «логическое». В нашем исследовании исторический метод является формой конкретного анализа генезиса тестирования в его хронологической последовательности, а логический - формой теоретического анализа объективных закономерностей такого развития. Соответственно в структуре теории можно выделить общую концепцию тестологических знаний, а в структуре истории - общую концепцию развития этого знания в цивилизационном процессе Сочетание исторического и логического подходов позволили сформулировать вывод - генезис тестирования обусловлен исторически. Диалектика мирового цивилизационного процесса восхождения от простого к сложному, перехода количественных изменений в качественные, логически подводит педагогическую мысль к обоснованию и выработке новых испытаний, адекватных уровню развития экономических, военных, политических, религиозных, образовательных, научных и других аспектов, составляющих жизнедеятельность каждого социума.

Методы исследования: теоретические методы научного познания: историко-логический, историко-генетический, сравнительно-исторический, ретроспективный анализ научной, эзотерической и художественной литературы, имеющей отношение к теме исследования, системный и проблемный анализ периодики и архивных источников, включающий их сравнение, классификацию, обобщение, синтез, экстраполяцию и отбор. Применение метода лингвистического анализа позволило изучить лексические значения основных понятий тестологии и изменение их значений в процессе развития самой науки. Метод актуализации позволил сконцентрировать внимание на фактах и явлениях прошлого, которые имеют важную научно-педагогическую ценность для современности. Применялись также и эмпирические методы: педагогического эксперимента, включенного наблюдения, диагностической экспертной оценки тестирования, в т. ч. и с применением авторских обучающих тестов.

Научная новизна исследования состоит в(во):

1. Формировании нового продуктивного направления историко-педагогических исследований - генезиса тестирования и обосновании концепции его изучения на основе цивилизационной парадигмы.

2. Выявлении пяти этапов генезиса тестирования от эпохи первобытности (примерно 40 тысяч лет назад) до настоящего времени.

3. Введении в научный оборот ряда архивных документов, материалов педологических изданий, находившихся в режиме закрытого хранения, которые содержат ценную для истории образования информацию и позволяют по иному определить причины запрета педологии и тестов.

4. Выдвижении генетически обоснованной идеи о необходимости создания обучающих тестов методом сплошного тестирования материала учебника в рамках курса «История России». Такой подход позволил преодолеть сложившуюся точку зрения о тестах как средстве, главным образом, педагогического контроля, где обучающая функция является сопутствующим элементом, а также выдвинуть положение о новом варианте распространения исторических знаний в тестовой форме.

5. Обосновании выводов о том, что применение обучающих тестов расширяет воспитательные и развивающие возможности тестирования в сфере образования и создает существенно значимый дополнительный учебный ресурс для самообразования.

Теоретическая значимость исследования состоит в ( во ):

- авторском определении «генезиса тестирования», под которым мы понимаем зарождение предпосылок, появление стандартизованных процедур измерения уровня интеллектуальных и иных способностей, образованности индивидуума, их развития, становления и последующую трансформацию;

- уточнении и расширении хронологических рамок начальных этапов генезиса тестирования в истории образования по сравнению с предшественниками, определявшими начальный этап от возникновения первых государств;

- выдвижении авторской концепции этапов генезиса тестирования от первых «гомо сапиенс» (40 тыс. лет назад)до современности;

- уточнении даты применения тестов в России. Тесты применяли в отечественном образовании не с 1926 г., как утверждается в ряде историко-педагогических работ, а с 1901 г;

- введении в понятийно-терминологический аппарат педагогики как самостоятельного понятия «обучающий тест» применительно к учебному курсу «История России». Мы считаем, что обучающий тест - это система заданий в виде стандартизованной процедуры, предусматривающей составление заданий методом сплошного тестирования и включение их в качестве отдельных единиц теста в соответствии с последовательностью изложения материала учебника. Главное отличие обучающего теста от экзаменационного заключается в его содержательной структуре. Экзаменационные тесты охватывают основные элементы содержания учебной дисциплины, а обучающие все содержание учебника вплоть до деталей;

- обосновании положения о «сплошном тестировании», подразумевающем переложение в тестовые варианты всего материала учебника, поддающегося формализации в тестовые формы. Такой подход позволяет позиционировать новый вариант распространения учебных знаний;

- сущностном и содержательном расширении понимания воспитательной функции тестов. Выделяемая в научной литературе (Н.Ф. Ефремова) воспитательная функция тестового контроля проявляется в повышении учебной мотивации учащихся (студентов) по итогам промежуточного тестирования и желании получить более высокий результат, формировании состязательности и чувства ответственности за результаты своего труда. Эти положения дополнены обоснованием воспитательной функции обучающих тестов. Обучающие тесты по курсу «История России» опубликованы массовыми тиражами, что позволяет усилить такие воспитательные элементы, как установка на самоорганизацию, на самоподготовку, на сотрудничество с преподавателем. Кроме того, обучающие тесты воспитывают качество, именуемое в психологии термином «искушенность тестовая», а в более широком смысле и тестовую культуру;

- расширенном обосновании развивающей функции тестирования. В научной литературе проявление развивающей функции трактуется как воздействие результатов тестирования на испытуемого в направлении создания у него рефлексии и мотивации обучения при выявлении несовпадающих элементов заданий теста и правильных ответов, получении более устойчивых знаний к следующему тестированию (Н.Ф. Ефремова). Считаем, что тесты в целом и обучающие в частности оказывают более широкое и разностороннее влияние на развитие способностей и сущностных сил человека, ибо они требуют анализа вариантов ответов задания в поисках правильного. Системная работа с обучающими и другими тестами развивает, в первую очередь, «тестовую искушенность», т.е. умение работать с ними. Обучающие тесты развивают также память, дифференцированное восприятие учебного материала, аналитическое мышление, семантическое мышление и другие способности, которые относятся к врожденным задаткам личности.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования нашли отражение в статьях, опубликованы в специализированных журналах тестологов («Педагогическая диагностика», «Педагогические измерения») и других центральных журналах. Результаты исследования нашли также отражение в монографии, учебных пособиях, выступлениях на международных, всероссийских и региональных конференциях. В частности, на международной конференции «Обучение российских и иностранных студентов на подготовительных факультетах в условиях международной интеграции высшего образования» (М., РУДН, 1999 г.), в пяти ежегодных Всероссийских научно-практических конференциях «Развитие системы тестирования в России» (М., Центр тестирования, 1999-2004 гг.), а также республиканских и региональных конференциях в Омске, Челябинске, Костанае, Кокшетау, проводившихся в 1995-2005 гг.. Результаты исследования представлены в 88 публикациях общим объемом свыше 9 тысяч страниц.

Результаты исследования нашли также отражение в элективном спецкурсе для студентов «Основы тестирования», спецкурсе «Основы тестового контроля» для слушателей институтов повышения квалификации, выступлениях на семинарах преподавателей. 480 заданий по курсу «История России» были включены в базу Центра тестирования МО РФ, и в 1998 г. применялись в абитуриентском тестировании. Обучающие тесты по «Истории России ХХ века» были внедрены в учебную программу в школе №49 г. Омска (компьютерная версия) в1999-2001гг. Они могут найти (и находят) применение в системе профильного обучения.

Практическая значимость исследования заключается в трансляции полученных результатов в новые научные труды, в учебные издания по истории науки, в лекционные курсы, в массовые издания для популяризации тестологических знаний, в студенческие курсовые и дипломные работы. Содержащиеся в работе положения и выводы, не всегда совпадающие с устоявшимися взглядами на некоторые аспекты генезиса тестирования, могут служить основанием для новых научных дискуссий и поисков. Создание и применение обучающих тестов по «Истории России» обобщено автором диссертации, в том числе и на основе собственного опыта.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. В отличие от сложившихся в научной литературе точек зрения о зарождении тестов в конце XIX в. (создан научный метод тестов), или около 4-х тысяч лет назад (возникновение государств), следует считать, что генезис тестирования восходит к эпохе «гомо сапиенс». Генезис тестирования проходил в рамках попыток древнего человека преодолеть или гармонизировать противоречие между главным условием выживания - групповой деятельностью и различием индивидуальных способностей каждого из членов группы.

2. Вопреки распространенной точки зрения появление научного метода тестов связано не с открытиями одного-двух ученых в конце Х1Х в. (Гальтон, Кеттел), а с общим уровнем развития естественных наук (Вольф, Бернулли, Хаген), науки о человеке (Коменский, Локк, Руссо, Песталоцци.) и рефлексией ученых, откликавшихся на решение актуальных проблем, а также с объективными потребностями общества, в эпоху промышленной революции.

3. Полученные в ходе исследования данные позволяют преодолеть сложившуюся в научной литературе точку зрения о том, что тесты в отечественном образовании стали применять с 1926 г. Установлено, что тесты в российском образовании применяются с 1901 г., а тестовое движение развивалось в русле общемировых тенденций.

4. За первую треть ХХ в. отечественная тестология до фактического запрета тестов в 1936 г. добилась немалых успехов и внесла заметный вклад в развитие мировой науки, отдельные тесты (или их вариации) наших соотечественников до сих пор применяются за рубежом.

5. Сложившаяся практика тестирования для контроля знаний неправомерно сужает их возможности. Тесты могут служить (и уже служат) как важная составляющая в обучении и самообразовании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.