Рефераты. Генезис тестирования в истории отечественного образования

p align="left">В последние 10 лет стало обретать реальные очертания важной государственной задачи педагогическое тестирование. С 1995 г. проводится опережающее аттестационное и абитуриентское тестирование через созданный для этой цели Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений, а с 2001 г. проводится единый государственный экзамен (ЕГЭ). У российских тестологов появилось три специализированных журнала, увеличился выпуск научной и методической литературы, ведется подготовка тестологов по программе дополнительного образования. Вместе с тем, существует противоречие между потребностью образовательных учреждений в преподавателях, владеющих основами педагогического тестирования, и отсутствием в учебных планах вузов соответствующих дисциплин, учебников и системы государственной переподготовки и подготовки кадров.

Внедрение ЕГЭ выявило и ряд других противоречий и проблем, напрямую связанных с генезисом тестирования. ЕГЭ по замыслу работников министерства образования призвано было решить, как минимум, три важных государственных задачи: 1) дать объективную информацию об уровне подготовки выпускников; 2) преодолеть коррупцию в высшей школе; 3) создать единую систему аттестации выпускников школ и абитуриентов и обеспечить равное право на доступность образования выпускникам городских и сельских школ. Сегодня можно с полным основанием говорить о необходимости существенной трансформации первоначального замысла авторов ЕГЭ.

Полемика вокруг ЕГЭ заставила властные структуры отказаться от предложенной схемы финансирования вузов через ГИФО. Требуются корректировки и в организации тестирования выпускников. В ряде регионов выявлены факты подтасовки результатов ЕГЭ. Не технологичен двухуровневый процесс оценивания результатов ЕГЭ в центре и на местах. Вызывает сомнение и возможность полной объективности диагностики знаний на основе лишь единственного тестирования.

Очевидно, что трансформация ЕГЭ должна идти как по линии достижения максимальной технологичности, так и по линии привлечения к организации выпускных экзаменов общественности и профессионалов. Опыт стран с развитой тестовой культурой свидетельствует, что там в организации Национального тестирования ведущую роль играют не госчиновники, а общественность, что исключает коррупцию в принципе. Именно в сотрудничестве обучающихся, их родителей, преподавательского корпуса, заинтересованных граждан, общества и государства в целом можно достичь максимального успеха по внедрению тестирования в общероссийском масштабе. Большие возможности для преодоления подтасовок результатов ЕГЭ дает применение компьютерного тестирования. Уже в течение нескольких лет Центр тестирования применяет компьютерную программу, позволяющую абитуриенту мгновенно получить результат выполнения теста по конкретному учебному предмету.

Внедрение тестовых технологий в образовательное пространство России является, с одной стороны, закономерностью генезиса тестирования, а с другой - насущной потребностью рациональной организации образовательного процесса. В современных условиях объем знаний по многим наукам удваивается в течение 5-10 лет. Соответственно все возрастающую роль играет самообразование. И здесь дополнительную существенную помощь в систематизации знаний учащимся могут оказать пособия с обучающими тестами. В этих пособиях учебные знания позиционируются в формализованном и упорядоченном варианте, полностью соответствующем учебнику. Обучающие тесты могут служить и для организации самоконтроля знаний.

Поставленные в жесткие рамки ЕГЭ учителя нашли отличный от зарубежного путь эффективной подготовки обучающихся к экзамену тестированием. Максимально возможное переложение учебного материала в тестовую форму создает условия для формирования «тестовой искушенности» обучающихся, и более полного освоения и усвоения знаний по предметам образовательного курса.

Именно отсутствие традиции помогло автору подойти к идее создания обучающих тестов методом сплошного тестирования, когда в тестовую форму перелагается весь учебный материал, который формализуется таким образом. В таком позиционировании пособия к учебнику могут претендовать на вариант новой формы распространения учебных знаний.

Заключение

1. Системный анализ литературы и источников позволил выявить зарождение и последующий процесс развития, определяющий причины появления и развития, функции, факторы и особенности осуществления тестирования в современном образовании. Движущей силой генезиса тестирования выступает противоречие между групповой деятельностью людей и индивидуальными способностями каждого. В стремлении преодолеть или гармонизировать это противоречие человечество создавало и создает систему обучения и испытаний, адекватных потребностям социума.

2. Изучение особенностей формирования и деятельности научного сообщества тестологов дает основание для выводов о том, что отечественная тестология развивалась до 1917 г. в рамках педологии и в русле общемировых научных тенденций. Минимальной составляющей было участие государственных структур при максимальной общественной поддержке. В царской России были задействованы законодательные механизмы, позволявшие в дополнение к бюджетным средствам привлекать частные пожертвования, чего пока нет в современной России.

3. До запрета тестов в 1936 г. отечественная наука добилась существенных результатов в освоении, распространении и развитии тестовых методов. Системы тестов (или их составляющие), созданные Г.И. Россолимо, Ф.Е. Рыбаковым и Н.И. Озерецким, до сих пор применяются за рубежом.

4. Модернизационные процессы в российской истории неоднократно осуществлялись в варианте догоняющего (передовые страны) развития. Не является исключением и модернизация в современном образовании. Вопрос о возрождении метода тестов был поднят через двадцать лет после запрета. Но их широкое применение в образовании пришлось на конец ХХ в.

5. Как правило, модернизационные процессы в варианте догоняющего развития не отличаются системностью и глубокой научной проработанностью. Это хорошо видно и на примере такой составляющей модернизации современного образования, как ЕГЭ. Спустя пять лет после начала эксперимента цели не достигнуты, а перспективы ЕГЭ остаются под вопросом.

6. Положительный эффект от внедрения ЕГЭ четко виден лишь по двум направлениям: 1) тысячи преподавателей применяют тесты в учебном процессе; 2) административное продвижение тестов вызвало адекватную научную рефлексию и активную разработку проблем тестологии.

7. В отечественной тестологии четко обозначилось направление по созданию современной теории тестов (В.С. Аванесов, Н.Ф. Ефремова, Е.А. Михайлычев, А.Н. Майоров, М.Б. Челышкова), опубликованы несколько вариантов моделей статистической обработки результатов массового тестирования (В.С. Аванесов, Ю.М. Нейман, В.А. Хлебников, М.Б. Челышкова), разработаны и применяются в образовательной практике программы компьютерного тестирования (А.Г. Шмелев, В.И. Нардюжев, И.В. Нардюжев, И.Д. Рудинский), по ряду учебных дисциплин созданы обучающие тесты (А.И. Сеногноева, Н.Ф. Федорова, В.М. Кадневский), активно разрабатываются проблемы методики создания и применения тестов по различным дисциплинам образовательного стандарта.

8. Более чем столетний опыт создания и применения научного метода тестов в российском образовании свидетельствует, что тестирование неоднозначно оценивается научным сообществом и подвергается постоянной критике. Критические оценки, как правило, будируют научную мысль. В поисках адекватных ответов на критику, часто весьма справедливую, тестологи вырабатывают новые подходы к организации тестирования, в более полном объеме отвечающие современным запросам социума.

9. Созданные и применяемые в отечественном образовании программы компьютерного тестирования могут быть востребованы в дистанционном образовании по завершении всеобщей компьютеризации школ в рамках национального проекта «Доступное образование».

10. Обучающие тесты могут найти и находят применение в профильном обучении. Они систематизируют учебный материал и оказывают существенную помощь тем, кто занимается самообразованием. Эти тесты служат дополнительным материалом при самоконтроле знаний.

11. Более ста лет научный метод тестов подвергается критике. Действительно, многие специалисты находят в нем ряд объективных и труднопреодолимых недостатков (например, только невербальные способы контроля). Однако, наука пока не предложила такой альтернативы, которая заставила бы педагогов отказаться от тестов. Поэтому тесты по-прежнему остаются (в ряду других методов) важной составляющей образовательного процесса. Они соответствуют ныне существующим требованиям обучения и контроля в образовании.

12. Внедрение тестовых технологий в образовательную практику является закономерностью мирового цивилизационного процесса. Тестирование помогает в определенной мере преодолевать противоречия между нарастающим объемом знаний и дефицитом учебного времени на их трансляцию и контроль за их усвоением.

Основные публикации по теме исследования:

Монография, учебные и учебно-методические пособия

1. История тестов. Монография. М.: Народное образование, 2004. 464 с.

2. История России от первобытности до современности в тестах. Учебное пособие - Омск: Изд-во ОмГУ, 1995. 81 с.

3. История культуры России в тестах . Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГУ, 1996. 82 с.

4. История России в тестах до начала ХХ века. Часть I. Учебное пособие.

М.: Школа-Пресс. 1997. 127 с., часть II. 144 с.

5. История России в тестах. (ХХ век). Учебное пособие. М.: Школа-Пресс. 1998. 240 с.

6. Тесты по истории Отечества: Итоговая проверка знаний. М.: Школа-Пресс. 1998. 112 с.

7. Тесты по истории России с древнейших времен до конца XVШ в. Учебное пособие. М.: "Айрис-Пресс" 2001. 304. с.

8. Тесты по истории России XIX века. Учебное пособие. М.: "Айрис-Пресс" 2001. 272 с.

9. Тесты по истории России XX века. Учебное пособие. М.: "Айрис-Пресс" 2001. 384 с.

10. История России с древнейших времен до конца XVIII в. (6-7 и 10 классы). 4-е изд. стереотипное Учебное пособие. М.: "Дрофа" 2002. 256 с.

11 История России XIX век (8-10 классы). 4-е изд. стереотипное. Учебное пособие М. "Дрофа" 2002 192 с.

12. Этнология в тестах. Пособие для преподавателей и студентов. Омск: Изд-во ОмГУ. 2003. 152 с.

13. Педагогика в терминах и понятиях: пособие-справочник для самообразования. Омск, Изд. ОмГУ. 2006. 191 с. В соавторстве. Авторских 20 %.

14. Тесты по истории России для поступающих в вузы. Изд. 5-е исправленное и переработанное. Учебное пособие М.: Айрис-Пресс. 2005. 252 с.

15. История России. Интенсивный курс подготовки к Единому государственному

экзамену. Изд. 2-е. Учебное пособие. М.: Айрис-Пресс. 2005. 224 с.

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК

16. История отечественной культуры с древнейших времен до конца XIX столетия в тестах. - М.: Журнал "Преподавание истории в школе". 1996. N3. С.32-51

17. Обучающие тесты и тестовые системы по истории России. Журнал «Школьные технологии». М.: 2004, №3. С.170-178

18. Становление и развитие тестового движения в России (1901-1917 гг.). Журнал «История науки и техники», М.: , 2004, №10. С. 13-19

19. Обучающие тесты в системе исторических знаний. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», - М.: №1, 2005, -29-35 с. 20. А.П. Нечаев и становление экспериментальной педагогики в России. Журнал «Педагогика», М.: 2005, №1. С.71-78

21. Первые тесты интеллекта в России. Журнал «История науки и техники», М.: 2005, №7. С. 9-14

22. История: «тестовая искушенность повышает потенциал знаний». Журнал «Народное образование», М.: 2005, №5. С.137-142

23. Врач И. Россолимо - автор первой серии тестов интеллекта в России. Журнал «Неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова». М.: 2005, №10. С.50-51

24. Кто научит учителя готовить школьника а ЕГЭ. Журнал «Народное образование», М.:2005, №9. С.110-114

Статьи

25. Основы тестирования и методика подготовки к экзаменам по отечественной истории. Исторический ежегодник. Омск: Изд-во ОмГУ. 1996. С.58-64

26. Тесты единого государственного экзамена по истории и общество знанию. Подходы новые, а недостатки старые Журнал «Вопросы тестирования в образовании». М.: 2002, №2. С.194-203

27. Тесты: история становления. Журнал «Педагогическая диагностика». М.: 2002, №1. С. 9-15

28. Зарождение и развитие научного метода тестов (конец XIX-начало ХХ века) Журнал «Педагогическая диагностика». М.: 2002, №2. С. 3-19.

29. История Киевской Руси в тестах-фасетах. М.: 2002, №2. С. 139-148

30. Становление и развитие научного метода тестов. Журнал «Педагогическая диагностика». М.: 2003, №1. С. 3-19

31. Тестовая культура как феномен человеческой цивилизации. Журнал

«Культурологические исследования в Сибири». М.: 2003, №1 (9). С.54-67.

32. Из истории создания и применения тестов для системы образования. Журнал «Педагогическая диагностика». М.: 2003, №3. С.7-51

33. Проблемы экспериментальной психологии и педагогики в российских педагогических журналах (1901-1917 гг.). Отечественной журналистике 300 лет. Сб. ст. Омск: Изд-во ОмГУ. 2004. С..23-32

34. Из истории формирования общества экспериментальной педагогики в России (начало

ХХ в.) Журнал «Культурологические исследования в Сибири», Омск: 2004, №2, С.64-66

35. К вопросу о создании обучающих тестовых систем по учебным дисциплинам образовательного стандарта. Журнал «Вопросы тестирования в образовании». М.: 2004, №4. С.27-36

36. Из истории создания и применения тестов в системе профессионального

консультирования и профессионального отбора кадров. Журнал «Педагогические измерения». М.: 2004, №1. С.7-14

37. Создание, распространение и применение тестовых методов в России. Журнал «Педагогическая диагностика». М.: 2004, №3. С. 5-18

38. Создание, распространение, использование тестовых методов в России. Журнал «Педагогическая диагностика». М.: 2004, №4. С.5-17

39. О подготовке к ЕГЭ на основе обучающих тестовых систем. Журнал «Педагогическая диагностика. М.: 2004, №4. С.55-61

40. Из истории создания и применения тестов в системе профессионального

консультирования и профессионального отбора кадров. Журнал «Педагогические измерения». М.: 2005, №1. С.7-14

Тезисы

41. Методика составления обучающих тестов и подготовка на их основе к экзамену по

истории (из опыта работы подготовительного отделения ОмГУ). Проблемы

тестирования учащейся молодежи. I-я Всероссийская конференция. Тезисы докладов Омск: Изд-во ОмГУ, 1995. С. 18-19.

42. К проблеме создания тестовых заданий как одной из форм распространения исторических знаний. Современное общество. Научная конференция, посвященная 25-летию Омского государственного университета. Вып.1. Омск: Изд-во ОмГУ, 1999. С. 204-206

43. Подготовка слушателей к экзамену по отечественной истории тестированием (авторская методика). Обучение российских и иностранных студентов на подготовительных факультетах в условиях международной интеграции высшего образования. Тезисы докладов и сообщений международной научно-практической конференции 25-26 ноября 1999.г. М.: Изд-во РУДН 1999 г. С.144-146

44. Тестовые технологии как одна из форм распространения и применения исторических знаний. "Валихановские чтения-5". Материалы Республиканской научно-практической конференции. Том II. Кокшетау: 2000. С. 27-29

45. О некоторых проблемах проведения эксперимента по переходу на единый

государственный экзамен тестированием. Вторая Всероссийская научно-практическая конференция "Развитие системы тестирования в России". Тезисы докладов. М.: 2000, часть 2. С.55-56

46. О некоторых недостатках тестовых заданий по истории России в центре тестирования в 1999 - 2000 гг. Вторая Всероссийская научно-практическая конференция "Развитие системы тестирования в России. Тезисы докладов. М.: 2000.часть 3. С. 53 - 54

47. К истории внедрения тестовых технологий на рубеже тысячелетий Мир на рубеже тысячелетий: история, философия, политология, право: Материалы региональной научно-практической конференции. Кустанай: Изд-во Кустанайского ун-та. 2001, С.167-172

48. Проблема формирования содержания экзаменационных тестов по истории России. Развитие системы тестирования в России. Тезисы докладов III Всероссийской научно-практической конференции. Центр тестирования Министерства образования РФ. М.: 2001. С.142- 143

49. Системный подход при организации подготовки к экзамену тестированием. Там же.С.74-175

50. К проблеме формирования основных понятий тестологии. Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции 14-16 мая 2001 г.ч.I. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. С.193-195

51. О тестах централизованного тестирования по истории. Развитие тестовых технологийв России. Тезисы докладов 1V-й Всероссийской научно-практической конференции.М.: 2002. С. 131-132

52. К вопросу о создании обучающих тестовых систем по учебным дисциплинам образовательного стандарта. Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов V Всероссийской научно-методической конференции .М.: 2003.С.163-164

53. Формирование общества экспериментальной педагогики в России в начале ХХ в. Проблемы культуры городов России: Материалы Пятого всероссийского научно-практического семинара. Омск: Издат. дом «Наука», 2004 С.5-8

54. Создание и применение тестовых систем для подготовительного отделения ОмГУ Университеты как регионообразующие научно-образовательные комплексы. Тезисы докладов региональной научной конференции, посвященной 30-летию Омского госуниверситета им. Ф.М.Достоевского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. С. 109-112

55. О тестах централизованного тестирования по обществознанию. Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов VI Всероссийской научно-методической конференции 13-17 ноября 2004. -М.: ЦТ МО, 2004 С..29-35

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.