Рефераты. Гуманизация высшего образования

Гуманизация высшего образования

27

Гуманизация высшего образования

Система образования, основанная на классической философии, идеи которой сформулированы в конце XVII и начале XIX столетия во многом исчерпала себя. В основе нового типа образования лежит новая философия, для которой характерно органическое единство естественнонаучного и логико-рационального компонентов. Возможный прообраз нового образования - так называемая эмоционально-образное художественное мышление.

Гуманизация - это не просто увеличение числа дисциплин социально-гуманитарного профиля, а изменение внутренних ориентиров образования. Методология современного научного познания должна полностью изжить естественно-механистическую парадигму при все большем включении в него гуманистических ценностей. Общество в целом не в состоянии успешно развиваться без учета ценностных ориентаций человека. Драматизм нашего положения, по нашему мнению, заключается в том, что рыночные отношения начинают энергично вымывать социально-гуманитарную культуру, в результате чего общество перестанет быть дееспособным. Развитая гуманитарная культура - условие выживания и совершенствования современной цивилизации.

Имеется и противоположная точка зрения в отношении влияния рынка на высшее образование. Например, некоторые полагают, что общество рыночного типа станет стимулом образованности и культуры в нашей стране, так как потребует квалифицированных работников в духовной и экономической сферах. Уже сейчас вырос конкурс на экономических и юридических факультетах, стали возникать коммерческие средние и высшие частные учебные заведения. В 1996 году в России насчитывалось около 600 частных гимназий, более 300 лицея, в которых обучалось полмиллиона школьников; работало 300 негосударственных школ. Увеличивается число негосударственных вузов. Образование все больше приближается к потребностям реальной жизни. Это положительный момент. Среди товаропроизводителей началась конкуренция, и вскоре она должна привести к росту спроса на квалифицированный интеллектуальный труд. Рост спроса на квалифицированный труд повлечет за собой повышение его оплаты. Человек будет заинтересован в постоянном повышении квалификации, получении современных знаний, за которые общество хорошо заплатит.

Большинство ученых согласно с тем, что новая концепция образования должна быть связана с его гуманизацией. Она должна исходить из того, что человек - саморазвивающаяся система и высшее образование должно помочь саморазвитию человека. Человек - открытая система и необходимо глубокое изучение его связей с социальным миром, воздействия на него достижений мировой и национальных культур. Человек - биопсихосоциальное существо и следует учитывать влияние на него генетического кода, природный характер психики и ее развития и, наконец, воздействие окружающей среды, прежде всего социальной.

Гуманизация высшей школы предполагает в первую очередь демократичные преобразование системы социальных отношений в институтах. Это означает становление высшей школы, сочетающей автономию, свободу организации учебного процесса и плюрализм моделей образования, когда в обстановке конкуренции проявляется лучший студент и лучший преподаватель. Далее, в обязательном порядке это персонификация учебного процесса, которая должна стимулировать преподавателя к подготовке авторских курсов и адаптации их к личности студента, его индивидуальному учебному плану. Гуманизация предполагает, что образование должно быть проблемным, основанным на партнерстве преподавателя и студента, превращающим учебный процесс в творчество.

Основания кризиса современного образования и воспитания проявляется в деинтеллектуализации общества, в снижении авторитета знаний. Дегуманизация высшей и средней школы состоит в несоответствии целей, содержания и методов образования и потребностям общества. Этот процесс детерминирован прежде всего состоянием социума, его переходом от индустриальной стадии развития к постиндустриальной.

В тоталитарных социумах, как правило, реализуется только государственное образование. Однако, монополия государства в этой области, как и везде, ведет к застою и вырождению образования. Альтернативное образование необходимо как дополнение и противовес государственным образовательным структурам. Оно обнаруживает большую гибкость и подвижность в выборе тем, учебных планов, методов преподавания и самих преподавателей. Взаимодействие государственного и альтернативного образования развертывается прежде всего в гуманитарной сфере, где прежние структуры наиболее дискредитированы.

Гуманитарное образование должно помочь людям преодолеть чувство собственной незначительности, беспомощности и растерянности, столь свойственные человеку в современном обществе. В настоящее время очень важно подтверждать индивидуальную ценность каждого из нас. Гуманизм направлен против растущей в современном обществе тенденции в оценке людей по "шкале", подразумевающей, например, что победители лучше побежденных, генералы лучше солдат, врачи лучше сестер милосердия, и так далее, до бесконечности. Современная социальная структура еще способствует тому, чтобы увековечить подобные мифы, как бы превращая в людей "второго сорта" тех, кто по занимаемому положению, должности и т.п. находится на низшей ступени иерархической лестницы.

Необходимость гуманизации высшего образования в нашей стране аргументируется различными причинами. В.М. Шепель в статье "Управленческая гуманитарология" видит актуальность этой проблемы в том, что:

а) гуманитарное образование способствует эмоциональной полифоничности людей, а потому делает их более открытыми для разнообразной информации, активизирует деятельность их интеллекта;

б) в гуманитарном образовании концентрируется духовность людей, характерные черты которой - возвышенность мыслей, желаний и благородная мотивация поступков;

в) гуманитарная образованность, по словам Ф.М. Достоевского, облегчает освоение любой профессии. Благодаря ей доступно познание логики "живого". Это важно для тех, кто профессионально связан с людьми, общается с ними.

Немало трудностей в нашей жизни обусловлено прежде всего низким уровнем гуманитарной подготовки управленцев. Это - своего рода "ахиллесова пята" их менталитета, считает В.М. Мендель. Отсюда и неэффективность многих их усилий, продолжает он. Хозяйственные руководители нередко реализуют свои способности на 30-70%, при этом, чем ниже их гуманитарная подготовка, тем ниже их деловой потенциал. Улучшение гуманитарной подготовки ведет к повышению производительности труда на промышленных предприятиях на 25-30%, а в отдельных случаях - на 40-60%.

Из приведенных высказываний можно сделать следующий вывод: становление нового менталитета менеджеров органично связано с их гуманитарным образованием. Именно здесь оказываются крайне полезными и необходимыми общенаучные понятия. Причем речь идет не только об освоении ими какого-либо объема гуманитарных знаний, а о систематическом упражнении их интеллекта в работе с этими знаниями. Технологизация гуманитарного знания - ключевая проблема создания "информационного продукта", обращение к которому благотворно сказывается на развитии менталитета менеджеров, завоевании ими доверия людей, вне которого они недееспособны как управленцы.

Гуманитарное знание не имеет себе равных по объему и разносторонности, из него проросли все другие знания, и отчуждение тех, кто занимается управлением, от гуманитарного знания, недопустимо. Это сужает их возможности в творчестве, нахождении различных способов решения социальных и экономических проблем.

Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества - не экономический и социальный кризисы, а духовная пустота, чувство бессмысленности, бесперспективности, охватившее подавляющую часть общества. Нужна новая идеология, которая должна быть рациональной, прагматической, неутопической, действительно научной, опираться на гуманизацию человека и общества в целом.

Процесс гуманизации высшего технического образования начался. В ряде вузов вводятся курсы, связанные с изучением определенных исторических этапов развития искусства. Данный подход можно назвать культурно-просветительным. Однако, гуманитарное знание остается здесь чем-то внешним по отношению к студенту, интересным и красивым излишеством. Необходимо пробудить интерес к гуманитарному знанию, студент должен убедиться в его полезности, научиться подходить к своим профессиональным проблемам, преодолевая технократические стереотипы, что связано с учетом общекультурного контекста. Осознанно разобраться в стиле современного научно-технического мышления - одна из задач гуманизации технического образования.

Для гуманизации мышления студенчества предлагались различные формы: включение философско-социальных вопросов в технические предметы, учет специфики вуза при преподавании общественных дисциплин, вплоть до создания программ "сквозной мировоззренческой подготовки". Как представляется, этот опыт в целом оказался малоэффективным. Это произошло по ряду причин. Первая из них та, что подавляющее число обществоведов крайне слабо разбирается в технике и современной науке. С другой стороны, преподаватели технических кафедр также, как правило, не готовы к квалифицированному философско-социальному анализу профессиональных проблем. Нужно сближать философские и технические курсы, ряд курсов следует сделать синтетическими: с одной стороны - историко-философскими, с другой - техническими.

В качестве варианта взаимодействия между гуманитарным циклом и техническим можно предложить привлекать к чтению специальных курсов, особенно связанных с историей и методологией науки и техники, преподавателей и сотрудников специальных кафедр. Как показывает практика, преподаватели, глубоко интересующиеся философскими и историческими проблемами, есть в любом институте. Положение с высококвалифицированными преподавателями гуманитарных дисциплин, способных читать интересные курсы, является достаточно трудным даже в московских вузах. Необходимо на основе продуманных программ формировать у студента единую картину мира, в которую в неразрывном единстве включены научное и социальное, техническое и гуманитарное, личностное и общественное.

Принцип выбора должен быть воплощен в жизнь в наибольшей степени. Список курсов по выбору должен быть максимально гибким, постоянно обновляющимся, учитывать интересы студентов. Кроме того, в вузе должна существовать система факультативов, кружков, лекториев и т.д. Это необходимо для приобщения будущих специалистов к гуманитарной культуре, формирования атмосферы творчества в стенах вузов.

Но трудность состоит в том, что не все преподаватели способны читать курс творчески и не все студенты способны воспринять такой курс. Преподавателям мешает сохранении в сознании некоторых догм прежней идеологии, студентам - отсутствие предварительной гуманитарной подготовки.

Этих трудностей можно избежать, если преподавать философию как историю философии. Историко-философский материал легко воспринимается, дает возможность на каждой лекции и семинаре обращаться к собственно философским проблемам и философским текстам. Выигрывает здесь и преподаватель, поскольку это позволяет ему глубоко задуматься над философской проблематикой, а студент начинает приобщаться к творческому мышлению.

Базовой основой политической культуры являются философско-мировоззренческие знания, без которых студенты не могут сформировать свои взгляды на окружающий мир и собственное место в нем. Специализация сузила мир каждого отдельного человека и подорвала взаимное понимание людей. Философия хочет связать то, что разорвано, дать людям целостное единство взглядов на мир, разрушить перегородки. Историческое созидание органически включает в себя осознание гражданского долга, любовь и уважение к России, знание истории своего народа, его прошлых свершений и подвигов, трагедий и поражений, его культуры и народных традиций.

Среди компонентов гуманизации учебного процесса важную роль играет культурологическое направление (курс лекций по теории и истории культуры). В вузах можно вводить авторские курсы по индивидуальным программам и свободный выбор студентами преподавателя. В результате в аудиторию приходят студенты уже сориентированные на стиль и систему взглядов определенного преподавателя. Возникает конкурентная среда, которая становится могучим стимулом работы преподавателя. История и теория культуры интересна студентам в контексте жизненных, созидательных, психологических проблем. Поэтому лучших результатов можно добиться, строя курс на стыке философии, искусствознания, истории, этнографии, психологии. В каждом вузе следует создавать для студентов и преподавателей комфортную гуманитарную среду.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.