Рефераты. Гуманизация высшего образования

оследовательность преподавания дисциплин гуманитарного цикла может быть разной, но наиболее приемлема, на наш взгляд, следующая. На младших курсах лучше преподавать историю и культурологию, что дает студентам представление о развитии цивилизации. Далее, для развития навыков абстрактного мышления необходимо преподавание философских дисциплин (истории философии, общетеоретических проблем современной философии, логики и т.д.), которые читаются в виде базовых и специальных курсов. Завершить гуманитарный курс первой ступени высшего образования видимо следует такими дисциплинами, как экономическая теория, социология, политология и психология, дающие представление о логике экономических и социальных процессов.

На второй ступени высшего образования была бы полезна серия спецкурсов, необходимых для тех, кто по логике двухступенчатой системы должен в дальнейшем занять руководящие должности, вести научные исследования или преподавать. Такими спецкурсами могут быть социальная психология, теория коммуникаций, педагогика высшей школы и др.

После этого можно ожидать, что выпускник вуза перестанет прямолинейно воспринимать сложные проблемы взаимоотношений между людьми и будет решать их более гибко и безболезненно для окружающих и себя самого.

Основная цель гуманизации образования - формирование у студентов нового восприятия социальной реальности, в центре которой стоит человек с его потребностями и интересами. Эта новая парадигма подготовки специалистов технических профессий расширяет перед молодой технической интеллигенцией горизонты видения при решении любых производственных задач.

Понимает ли важность гуманитарных знаний будущий молодой специалист, выпускник технического вуза? На вопрос "Какими качествами должен обладать современный молодой специалист - выпускник вуза? " - ответы распределились следующим образом:

Широкие профессиональные знания 51.0

Самостоятельное и оригинальное мнение 64.3

Высокие нравственные качества 23.5

Умение отстаивать свои позиции 31.1

Занятие общественной деятельностью 5.6

Умением работать с людьми 59.7

Владение современными методами управления 37.2

Как следует из исследования социальные установки, необходимые для гуманизации сознания, а следовательно, и соответствующего поведения в профессиональной деятельности занимают, последнее место. Среди них: "умение отстаивать свои убеждения", "высокие нравственные качества". Хотя именно эти показатели является базовым в процессе гуманизации образования.

Исследование показывают, что процесс гуманизации сознания как нового видения мира, в центре которого находится человек, практически только начинается. Указанными выше социальными качествами в своей профессиональной деятельности будет руководствоваться не более 1/3 выпускников технических вузов. Студенты технических вузов весьма невысоко ценят умение владение современными методами управления (маркетингом, менеджментом и т.д.), что может быть объяснено причиной невостребованности знаний в условиях отставания научно-технического прогресса. Также скептически они оценивают участие в активной общественной деятельности.

Для того, чтобы оценить степень удовлетворенности студентов преподаванием гуманитарных дисциплин, проанализируем данные соответствующего социологического исследования.

Наибольшее количество отрицательных оценок получила новая дисциплина - религиоведение, история религии. Это может быть связано как с отсутствием специалистов по данным курсам, так и недостаточным уровнем знаний у преподавателей. Не удовлетворены студенты и чтением лекций по культурологии, правоведению, психологии, истории. От 50% до 60% студентов оценивают преподавание этих дисциплин от 1-го до 3-х баллов. философия и экономическая теория получили наиболее высокие оценки.

По всей видимости, студенты недооценивают необходимость гуманитарных знаний, не видят их практического значения, что также может отрицательно влиять на их негативное отношение к социально-гуманитарным дисциплинам. Эти выводы подтверждаются нижеследующими данными социологического исследования. Способствуют развитию интеллекта - 54.6 Полезны для будущей профессии - 51.6 Дают новую информацию - 33.7. Нацелены на практическое использование достижений науки и техники - 25.0. Логически стройные 16.0. Эти дисциплины помогают активизировать творческие способности студентов - 13.3 Содержат точные положения и выводы - 10.2.

Как видно, студенты выделили прежде всего такие качества социально-гуманитарных дисциплин, которые полезны для человека в его будущей профессиональной деятельности. Что касается остальных показателей (логической стройности, точности положений и выводов, новизны информации), то вполне понятно, что они развивают и творческие и интеллектуальные способности студентов, т.е. также являются полезными для личности специалиста с их точки зрения. Вероятно, общественные и гуманитарные дисциплины должны наполняться не только новыми парадигмами и теориями, отражающими мировой уровень развития науки, но и включать практический аспект, т.е. обоснование целесообразности этих знаний.

С другой стороны, необходимо объединять гуманитарные и естественные знания, для того, чтобы не отрываться от социальной реальности, где эти знания тесно взаимосвязаны. Сегодня ситуация такова, что эти курсы, как мы уже говорили, практически разобщены. Лишь 32,6% опрошенных студентов указали на то, что преподаватели естественных и технических наук включают в содержание своих лекций гуманитарный аспект.26,0% - ответили отрицательно, а 41,2% затруднились оценить эту ситуацию.

Во многом успех гуманизации системы технического образования зависит от педагогов, которые должны быть заинтересованы в ускорении этого процесса. Однако, если обратиться к оценкам студентами параметров преподавания естественнонаучных и технических дисциплин, то получится следующая картина.

Недостатки в преподавании естественных и технических дисциплин, отмеченные студентами, %

В лекциях преподаватели:

Согласны

Не согласны

Затруднились оценить

Сосредотачивают внимание на сугубо технических, технологических или естественнонаучных вопросах.

Слабо раскрывают историю научно-технических открытий.

Редко подчеркивают пользу или вред научно-технических достижений.

70.4

60.2

60.7

27.6

36.2

36.7

2.0

3.6

2.6

Не акцентируют внимание на вопросах безопасности экологической чистоты использования техники и технологий в хозяйственной деятельности.

Не рассматривают вопросы эстетического оформления технических изделий

Обходят вопросы прогнозирования потребительского спроса на открытия и изобретения

65.3

67.9

71.9

32.7

29.6

24.5

2.0

2.5

3.6

От 60% до 70% опрошенных студентов указали, что в лекциях, читаемых преподавателями, раскрываются в основном сугубо профессионально-технические знания. Наибольший процент студентов технических вузов отмечает "отрыв" гуманитарных знаний от естественнонаучных (соответственно, в лекциях по философии - 67,3%, по истории - 70,4%, по экономической теории, социологии, культурологии, истории религии от 16,8% до 24,5% опрошенных студентов).

Наибольшей абстрактностью и общими рассуждениями отличается философия, как считают 62,8% опрошенных. Также оценивают чтение лекций по истории - 39,8%; по экономической теории - 32,1%; по политологии - 19,4%; по социологии - 21,9%; по культурологии - 10,7%; по религиоведению (истории религии) - 15,3% опрошенных.

Разрыв социальных и гуманитарных знаний с практической деятельностью человека ощущают в лекциях по философии 76,0% студентов; по истории - 65,3%; по экономической теории - 29,1%; по социологии - 27,6%; по культурологии - 17,3%; по истории религии - 23,5% опрошенных.

Лишь 19,4% студентов, слушателей лекций по философии, понимают для чего им нужны полученные знания; среди них по истории таких - 25,0%; по экономической теории - 42,8%; по политологии - 8,2%; по социологии - 17,9%; по культурологии - 3,6%; по религиоведению - 3,6% опрошенных. Эти данные подтверждают сделанные ранее выводы о недостаточной связи двух уровней анализа проблем: теоретического и прикладного (эмпирического) в курсах лекций по философии, истории, социологии и т.д.

Несмотря на то, что лишь незначительный процент студентов (от 6,1% по политологии до 25,5% по истории) отмечают, что преподаватели практически не сообщают новых знаний, основная масса учащихся технических вузов отрицает это. Так 78,6% слушающих философию считают, что получают новые знания. Среди слушающих историю таких - 65,8%; экономическую теорию - 57,7%; политологию - 27,6%; социологию - 38,3%; культурологию - 14,3%; историю религии - 19,9% опрошенных.

Мнения студентов практически разделились относительно того, навязывают ли преподаватели в лекциях только свою точку зрения. Среди считающих, что педагоги не навязывают свои взгляды - 70,9% слушающих лекции по философии; 58,2% - по истории; по экономической теории - 45,4%; по политологии - 23,5%; по социологии - 33,7%; по культурологии - 15,3% и по религиоведению - 17,9% опрошенных.

Среди тех, кто считает, что педагоги навязывают только свою точку зрения, 24,0% слушающих лекции по философии; 33,7% - по истории; 25,5% - по экономическим наукам; 9,2% - по политологии; 10,7% - по социологии; 4,6% - по культурологии и 8,7% - по религиоведению. В целом можно утверждать, что основная масса студентов технических вузов весьма посредственно оценивает качество преподавания социальных и гуманитарных дисциплин в своих учебных заведениях.

Каков современный культурный человек в глазах студентов технических вузов?

Если мы построим пирамиду, представляющую культурного человека, то ее основанием, согласно мнения студентов, считается здоровый образ жизни (76,5%), далее - культура общения - 72,4%, знание современной культуры - 61,2%, знание культурного наследия других народов - 59,7%, знание иностранных языков - 58,7%, обладание нравственной культурой - 57,7%, профессиональной творческой самостоятельностью - 37,2%, экологической грамотностью - 29,1%, политической культурой - 24,5%, культурой менеджмента - 14,5%, культурой маркетинга - 12,8%.

Таким образом, основание пирамиды опирается на социальные и гуманитарные знания, знания о человеке, а все остальное, в том числе и профессионализм, занимают менее значительные для культурного человека позиции. Возникает парадокс: почему молодой человек не стремиться к отображенному им идеалу культурного человека, а реализует в жизни в основном другие установки, в которых доминирующую роль играют профессиональные знания?

Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен. Однако в основании его лежит все та же система воспитания и довузовского образования, которые не формируют определенного познавательного интереса и установок на полезность социальных знаний, знаний о человеке.

Не случайно при ответе на вопрос о степени заинтересованности в проблемах человека, личности студентами были высказаны следующие мнения: 9,2% - "это меня вообще не интересует"', 7,1% - "в основном не интересует"', 29,6% - "практически безразлично"', 24,5% - "интересует в незначительной степени" и только 33,7% опрошенных "интенсивно интересуются этими проблемами". Исследование показывает, что студенты в значительной мере интересуются социально-экономическими проблемами лишь 41,3% опрошенных, 33,7% студентов к этим проблемам безразличны, а 22,4% опрошенных в основном не интересуются или вообще не интересуются ими. Среди студентов, интересующихся духовной культурой лишь 33,7% опрошенных; 26,0% студентов технических вузов безразличны к вопросам духовной культуры, а еще 40,3% - "в основном не интересуются" или ею "вообще не интересуются".

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.