Рефераты. Идентификация как механизм адаптации к школьной жизни у первоклассников

Идентификация как механизм адаптации к школьной жизни у первоклассников

32

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

Идентификация как механизм адаптации к
школьной жизни у первоклассников
СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………..... 3

1. Психологическая готовность ребенка к школе ……………..……... 5

2. Личностные формирования в учебной деятельности

младших школьников …………………………………………………... 9

3. Идентификация как механизм адаптации к школьной жизни ... 18

Заключение ………………………………………………………………….. 31

Список использованной литературы …………………………………... 32

ВВЕДЕНИЕ

Детство - страна удивительная. В ней все возможно, все по-зволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемо-гущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и за-нимательным. В этой стране каждый может преодолеть все не-взгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

Об этом не раз писали известные педагоги, убежденные в том, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или наоборот угасать, зависит от того, как растить ребенка. Боязнь жизненных осложнений порой за-ставляет взрослого ограждать ребенка и лишать его самостоя-тельности.

В представленном реферате рассматривается проблема психологической готовности детей к школе и идентификация как механизм адаптации к школьной действительности у учащихся первых классов.

Поступление в первый класс школы коренным образом меняет поло-жение ребенка. Учение становится для него основным ве-дущим видом деятельности. Он начинает понимать, что учебный процесс важен не только для школьников и их родителей, но и для всего общества. Вся жизнь, поступки, отношения детей со сверстниками и с взрослыми рассма-триваются через призму школьных дел, успехов или не-удач. Необходимо понимать состояние внутренней тревоги ребенка: ему хочется стать учеником, но он ощущает оп-ределенный страх перед школой, так как предстоит зани-маться делом общественно значимым, обязательным. У ребенка возникает потребность учиться в школе, желание стать школьником, занять новую позицию в жизни. Стрем-ление дошкольника старшего возраста включиться в мир серьезных взрослых обязанностей выражается в желании стать учеником, идти в школу, заниматься тем, чем зани-маются старшие ребята. Возникновение у ребенка такого уровня самосознания означает, что наступил конец до-школьного периода. В русле и рамках учебной деятельно-сти у младшего школьника формируются психические про-цессы, складываются основные качества личности. Поэтому очень важно рассмотреть основные направления, концепции и взгляды ведущих психологов и детских педагогов, чтобы иметь представление об имеющихся данных и знать, в каких направлениях следует проводить новые исследования и практические наработки.

Под психологической готовностью понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для воспитания в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школе - это один из важнейших итогов психического развития в период детства.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема адаптации младших школьников приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в первом классе школы. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

1. Психологическая готовность

ребенка к школе

Подготовка к школе включает в себя формирование готовности к принятию новой «со-циальной позиции» - позиции школьника, имеюще-го круг определенных обязанностей и прав и занима-ющего особое положение среди людей. Эта личностная готовность выражается, прежде всего, в отношении ре-бенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

Большинство детей старшего дошкольного возраста стремятся поступить в школу, некоторых она привлека-ет внешними атрибутами, потому что, по существу, дети о школе знают немного: «Школа у нас во дворе, новая и большая», «У меня друг в школе учится». Многие дети объясняют свое желание пойти в школу тем, что в шко-ле они будут заниматься новой, важной учебной деятель-ностью: «Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «В школе задачки интересные решают». Особое значение для ус-пешности обучения в школе имеют его познавательный интерес, любознательность. Если в пять лет ребенок уве-рен, что он много знает, то в семь он утверждает, что знает мало и хочет знать больше. Далеко не у всех детей, поступающих в школу, развита познавательная мотива-ция, и далеко не всегда школа способствует ее формиро-ванию и сохранению.

Многие психологи справедливо утверждают, что если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии интеллектуальной готовности к шко-ле учиться ему будет трудно. Успехи таких детей, как правило, носят крайне неустойчивый характер.

Однако особое опасение вызывают те дошкольни-ки, которые не хотят идти в школу. Некоторые из них ориентируются на печальный «опыт» школьной жизни старших братьев или сестер: «Не хочу, там двойки ставят, а потом дома ругают». Другие запу-ганы школой. Если ребенку постоянно твердят: «Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!» - вряд ли можно рассчитывать на то, что у него возникнет желание учиться Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001. С. 29-32.

.

Следовательно, ребенка нужно психологически го-товить к школе. Исследования показывают, что ин-формация о школе, сообщаемая детям, должна быть им понятна и эмоционально насыщена. Для этого ис-пользуют экскурсии в школу, беседы, рассказы взрос-лых о своих любимых учителях, посещение старши-ми дошкольниками уроков в школе и общение их с учащимися, просмотр фильмов и диафильмов о шко-ле и т.д.

Очень важный аспект личностной готовности ребен-ка к обучению в школе связан с его взаимоотношения-ми со взрослыми. Общаясь и вза-имодействуя со взрослым, к концу дошкольного возра-ста он начинает ориентироваться не только на непосредственные, ситуативные отношения с ними, но и на определенные нормы и правила. Теперь дети испы-тывают потребность во внимании и сопереживании взрослого, они способны различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (на ули-це, дома, в учреждении).

Долгое время считалось, что основным критерием интеллектуальной готовности ребенка к школе являет-ся объем знаний, которым он владеет. Безусловно, оп-ределенный кругозор, представления ребенка о живой и неживой природе, людях, их труде, общественной жизни необходимы как фундамент, на котором строит-ся усвоение нового. Но это далеко не все. Программа начальной школы потребует от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, делать самосто-ятельные выводы, т. е. достаточно развитых способов по-знания.

Мы знаем, что дети старшего дошкольного возра-ста владеют рациональными способами обследования внешних свойств предметов, что позволяет им дифференцированно воспринимать сложные объекты. Дош-кольникам доступно понимание общих связей, прин-ципов и закономерностей, лежащих в основе научно-го знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем мире. Однако доста-точно высокого уровня познавательной деятельности

дети достигают в том случае, если процесс обучения специально ориентирован на развитие мыслительных процессов. Преобладающим же в дошкольном возра-сте, как мы знаем, является образное мышление. Оно в первую очередь обеспечивает усвоение ребенком связей и отношений действительности. Именно на этот уровень мышления опирается в своей работе учитель начальных классов.

Важнейшим показателем интеллектуальной готовно-сти ребенка к школе является овладение им связной, грамматически и фонетически правильной речью: уме-ние не только понимать речь другого, но и самостоя-тельно строить предложения для своих мыслей, умение подбирать и произносить слова, умение различать на слух сходные звукосочетания.

К шести-семи годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поста-вить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в слу-чае преодоления препятствия, оценить результат сво-его действия. И хотя все эти компоненты, как мы уже говорили, еще недостаточно развиты, поведение старшего дошкольника отличается произвольностью. Он способен управлять своими движениями, внима-нием, преднамеренно заучивать стихотворение, пре-одолеть боль, подчинить свое желание необходимости что-либо сделать. Однако в педагогической работе со вчерашними дошкольниками учителю необходимо учи-тывать, что, во-первых, существуют индивидуальные различия в волевой готовности детей к школе и, во-вторых, требования к произвольности познавательной деятельности маленьких школьников увеличивать нужно постепенно, по мере того, как в самом про-цессе учения происходит ее совершенствование.

Завершая разговор о развитии ребенка в дошколь-ном возрасте, выделим основные психические новооб-разования дошкольника:

1) осознание ребенком себя, своего места среди лю-дей, своих действий, поступков, мыслей и чувств;

2) соподчинение мотивов, лежащих в основе волево-го поведения ребенка, которое начинает развиваться в дошкольном возрасте;

3) относительная произвольность психических про-цессов, составляющая основу его активной познаватель-ной деятельности;

4) формирование внутреннего плана действий, способ-ствующего переходу на качественно новый уровень всех познавательных процессов (восприятия, памяти, образно-го мышления, воображения), а также развитию его лич-ности (мира устойчивых чувств, рефлексии и т.д.);

5) развитие связной речи.

2. Личностные формирования в учебной

деятельности младших школьников

С поступлением в школу резко изменяется уклад жиз-ни ребенка, изменяются его отношения со взрослыми и сверстниками, в нем укрепляется сознание нового положе-ния школьника, новых обязанностей в семье, в коллекти-ве сверстников. Как было отмечено выше, ведущей дея-тельностью младшего школьника становится учение, кото-рое существенно изменяет мотивы его поведения, откры-вает новые источники развития познавательных и нрав-ственных сил. Психолог В. В. Давыдов указывает на не-сколько этапов такой перестройки. Прежде всего - этап первоначального вхождения ребенка в новые условия школьной жизни. Основная масса детей психологически подготовлена к этому, дети с радостью идут в школу, ожи-дая встретить здесь что-то необычное. Такая внутренняя позиция ребенка имеет очень большое значение. Желанность новизны школьной жизни помогают ребенку быстро принять требования школы, учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, рас-порядка дня, приготовления уроков дома, организации школьных уроков и др. Эти требования ребенок воспри-нимает как общественно значимые и неизбежные. Внутрен-няя позиция ребенка связана и с его общим положитель-ным отношением к учебному процессу. Дошкольник свы-кается с мыслью о необходимости учения: чтобы стать летчиком, шофером, поваром и т. д., т. е. тем, кем он хо-тел быть в играх, нужны знания. Кроме того, интерес к тому, что такое школа, что в ней делают ребята, как про-ходят уроки, у детей появляется рано в результате их на-блюдений за старшими братьями и сестрами, из расска-зов взрослых и т. д. Все это формирует определенное от-ношение к будущему учению, и ребенок тянется к знаниям вообще, к знаниям как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. Таким образом, у детей складыва-ется определенный взгляд на учение.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.