Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Идентификация как механизм адаптации к школьной жизни у первоклассников
первое время школьник еще не знаком с содержани-ем конкретных учебных предметов, у него нет познава-тельных интересов к самому учебному материалу. Они формируются в процессе изучения грамматики, математи-ки и других предметов. Постепенно у детей складываются подлинные познавательные интересы как основа учебной деятельности. Если ребенок проходит этот этап безболез-ненно, это свидетельствует о хорошей готовности к школе и исключает нежелательные негативные последствия. Психологи выделяют основные типы трудностей, ха-рактерных для детей, начинающих учиться. Во-первых, это особенности нового школьного режима, который требую от ребенка немалых волевых усилии, формирования устойчивых привычек, помогающих более успешно преодолевать усталость, объективные затруднения. Необходимо чтобы родители и учитель четко и понятно выражали новые требования к жизни и деятельности ребенка, постоянно контролировали их выполнение, принимали меры по-ощрения и наказания с учетом возрастных психологиче-ских и индивидуальных особенностей детей. Во-вторых, первоклассники испытывают трудности во взаимоотноше-ниях с учителем, с товарищами по классу, в семье. В гла-зах ребенка учитель является не заместителем родителей, как это было в детском дошкольном учреждении. Учитель при всей возможной приветливости и доброте к детям вы-ступает как авторитетный и строгий наставник, предста-витель общества, вооруженный средствами контроля и оценки, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Педагог постоян-но оценивает работу детей; позиция его такова, что ребе-нок не может не испытывать некоторой робости перед ним. Первокласснику не всегда удается сразу привыкнуть к новому образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть на уроках, четкому исполнению всех указаний учи-теля по выполнению учебных действий. В результате одни дети становятся в школе чрезмерно скованными, а дру-гие - развинченными. Иногда первоклассник теряется в новом окружении, что мешает формированию у него поло-жительного отношения к школе.Разумеется, что педагогу следует предъявлять одина-ковые требования ко всем детям, но в то же время он дол-жен внимательно следить за индивидуальными особенно-стями выполнения этих требований разными детьми. Толь-ко на основе индивидуального подхода к детям можно вы-бирать конкретный способ воздействия на них с целью воспитания у всего коллектива первоклассников привычки спокойного, выдержанного поведения на уроках, соблюде-ния общего типа учебных занятий, деловитости при отве-тах на замечания учителя. Все это, в конечном счете, сво-дится к воспитанию доверия к учителю и его действиям, требованиям. Если учитель одинаково ровен и требовате-лен ко всем детям, в классе складываются нормальные взаимоотношения учащихся, что в свою очередь создает хороший психологический фон для коллективной работы класса. В первые месяцы пребывания в школе младший школьник должен понять, что класс, а затем и школа - это не чужая ему группа людей, а доброжелательный и чуткий коллектив.Когда ребенок становится школьником, его положение в семье меняется, что связано прежде всего с тем, как он выполняет свои новые непростые обязанности. Стремление родителей облегчить трудности ребенка, в какой-то мере взять их на себя понятно, но рискованно. При-учать ребенка к режиму «потихоньку» или выполнять за него часть заданий в надежде, что он «привыкает к шко-ле» и потом все будет делать сам, - не лучший способ помощи. Наоборот, с самого начала школьной жизни важ-но четко и однозначно показать ему, что входит в круг его обязанностей. Не следует бояться, что, требуя их выпол-нения, родители окажутся слишком строги. Первоклассник примет их с готовностью, если почувствует, что эти труд-ности нельзя обойти, что они присущи его новому положе-нию. Добиться их выполнения - значит организовать жизнь ребенка так, как необходимо для учебного труда, снижение же требований прибавляет первокласснику труд-ности.Младший школьник оценивается по его успехам в уче-бе. Многие первоклассники начинают испытывать третий тип трудностей в середине учебного года. Дело в том, что в первые дни и недели процесс обучения обычно строится так, что дети получают те или иные готовые знания и оп-ределения, которые необходимо только запомнить и при-менять в нужных ситуациях. В этих условиях поле интел-лектуального поиска ребенка невелико, познавательная са-мостоятельность ограничена, что в свою очередь слабо формирует интересы к самому содержанию учебного ма-териала. В результате у младших школьников нередко на-ступает апатия. Стремление учителей преодолеть ее, вно-ся в материал элементы внешней занимательности, жела-емых результатов не дает. Чтобы предупредить «насыще-ние» учением, нужно дать детям на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, «столкнуть» их с проблемными ситуациями, которые активизируют познава-тельную деятельность, формируют интерес к учению, при-общают к усвоению общих способов решения жизненных задач. Благодаря активной мыслительной деятельности де-ти могут сознательно усвоить нужные знания и умения. Следовательно, отношение к ребенку в семье и его место в коллективе сверстников начинают определяться тем, как он учится. Этим отношением в значительной мере поддерживаются интересы школьника к учению как серьезному, важному делу.Однако надо отметить, что воспитывающее значение обучения, его роль в становлении личности порой недооце-ниваются. В результате получается так - учение само по себе, а воспитание само по себе. Воспитание сводится к назиданиям по тому или иному поводу, к нравоучениям впрок, к осуждению тех или иных проступков.С самого начала обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявля-ют учебная работа, учителя, коллектив к личности ребен-ка, его вниманию, памяти, мышлению, и наличным уров-нем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, а наличный уровень пси-хического развития непрерывно подтягивается к уровню требований.Важнейшее воспитательное значение обучения, требую-щего от каждого ученика определенного отношения к ра-боте коллектива, заключается в выполнении им определен-ных правил поведения в классе. Единые правила обяза-тельны для всех. Координация работы каждого отдельного ученика с работой всего класса и наоборот требует под-чинения всех и каждого определенным правилам. По своей природе эти правила являются общественно направленны-ми по своему содержанию, в них отражаются обществен-но выработанные способы поведения, обеспечивающие, прежде всего, продуктивность работы всего классного кол-лектива. Выполнение правил поведения говорит не только хорошем поведении ученика, но и выражает его отноше-ние к товарищам, ко всему коллективу. Справедли-ва заповедь В.А. Сухомлинского о том, что детям надо дать радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства. В.А. Сухомлинский отмечает: «От того, как ученик относится в годы детства и отрочества к самому себе, каким он видит себя в мире труда, в огромной мере зависит его моральный облик».11 Сухомлинский В.А. Сборник работ по педагогике. Избранное. - М.: Прогресс, 1988. С. 24, 172.В младшем школьном возрасте продолжается процесс формирования личности ребенка. Как было отмечено выше, вся школьная жизнь первоклассника, его положение в семье требуют от него умения согласовывать свои действия с требованиями учителя и родителей, с рас-порядком семенной и школьной жизни, с действиями н желаниями одноклассников и т. д. Постепенно отношения школьников выходят за рамки учебной деятельности. У них возникают интересы, связанные с внеклассной и вне-школьной работой, с общественными делами. Более раз-нообразной становится их совместная жизнь, которая предъявляет свои требования к отношениям детей друг к другу, к их поведению: необходимо считаться с мнением товарищей, согласовывать свои поступки с правилами и традициями школы, класса.На этом фоне у младших школьников начинает форми-роваться собственное нравственное «кредо», которое обре-тает силу в подростковом возрасте. И все же изменение нравственной сферы связано с появлением у младшего школьника собственных взглядов, отношений, собственных требований и оценок, т.е. того, что образует внутренний стержень личности. В новых видах деятельности, а также с появлением новых связей с окружающими у младшего школьника возникают и некоторые новые критерии, мерки оценки своих товарищей и самого себя. В младшем школь-ном возрасте оценка самого себя опирается на суждение педагога, родителей, товарищей. Не всегда самооценка уча-щихся правильна, чаще она является желаемой, а не дей-ствительной. В основном эта оценка ориентирована на школьные дела.Формирование у младшего школьника определенного круга ценностей происходит не только в школе. Школьни-ки вторых-третьих классов черпают много информации из книг, радио и телепередач, из бесед со своими близкими. Более интенсивно развивается у младшего школьника оценка выполнения учебных заданий, так как ему каждый день и применительно к разным занятиям приходится слышать оценки учителя. Уже после первого полугодия у первоклассника складываются отчетливые критерии оцен-ки результатов учебной работы по чтению, письму, счету. В.А. Сухомлинский считал:«Если ребенку в учении все достается легко, у него посте-пенно воспитывается лень мысли, которая развращает че-ловека, формирует у него легкомысленное отношение к жизни... Не допустить безделия учащихся - тоже своеоб-разная воспитательная задача».11 Сухомлинский В.А. Указ. соч. - С. 26, 96. Вот почему родителям следует занять правильную по-зицию в отношении успехов и неудач детей. Если ребенок не уверен в своих силах и возможностях и тяжело пере-живает свои неудачи в учебных делах, необходимо под-бодрить его, убедить в том, что при определенных стара-ниях он добьется успехов. И как только появятся хотя бы небольшие сдвиги, их надо отметить. Но если ребенок са-моуверен, хвастается своими достижениями, необходимо, положительно оценивая его действительные успехи, отме-тить и недостатки, которые у него есть и которые требуют исправления.Как показывают исследования и опыт, де-ти, у которых самооценка совпадает с их действительными возможностями и успехами, отличаются активностью, бодростью духа, уверенностью в себе. Такие дети выбирают для решения трудные задачи и уверены, что справятся с ними. Они более активны, стремятся выражать свое мне-ние; плохая отметка, полученная за выполнение какого-либо задания, или другие неудачи не выводят их из строя. Дети с пониженной самооценкой отличаются робостью, пассивностью, повышенной тревожностью, ранимостью Они избегают, чтобы их оценивали, чрезмерно чувствитель-ны к критике и неудачам, стараются быть в тени.Уровень самооценки и эмоционального состояния ребенка значительно зависит от домаш-ней обстановки в семье. Дети с пониженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях или там где родители живут в разладе. В таких семь-ях родители мало знают о своих детях, их интересах, нет никакой системы правил, норм, определяющих жизнь семьи в целом и ребенка в частности. Видимая «свобода» оказывается, в сущности, бесконтрольностью, результатом безразличного отношения к ребенку. Ребенок чувствует себя неуютно. Он избегает общения с родителями. В семьях со здоровый психологическим климатом, где наблюдается бережное, уважительное отношение родителей и личности ребенка, дети оказались с нормальной самооценкой. Младшие школьники выполняют ряд ответственных школьных обязанностей, которые оцениваются учителем, коллективом класса, родителями. Все это рождает у ре-бенка определенные чувства: радость, удовлетворение, огорчение, недовольство собой, переживание. Неудачи мо-гут порождать чувство раздражения по отношению к окру-жающим, недоброжелательность и т. д. Нужно помочь ре-бенку, чтобы неудачи не носили длительный характер. Временные неудачи приводят обычно к возникновению ос-трого желания занять в классе и дома достойное место, вызывают стремление учиться лучше, чтобы добиться ус-пеха.
Страницы:
1
, 2,
3
,
4
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.