Рефераты. Использование музыкально-игровых методов для развития художественно-творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития

Использование музыкально-игровых методов для развития художественно-творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования и науки Пермской области

ГОУ СПО Пермское педагогическое училище №3

Выпускная квалификационная работа

Использование музыкально-игровых методов для развития художественно-творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития

Пермь 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I: Развитие художественно-творческих способностей детей с задержкой психического развития (ЗПР)

1.1 Концепция художественного образования Российской Федерации

1.2 Понятия «творчество» и «художественно-творческие способности» в науке

1.3 Характеристика младших школьников с ЗПР

1.4 Развитие творческих способностей детей средствами музыкального искусства

ГЛАВА II. Музыкально-игровые методы в коррекционно-реабилитационной работе с младшими школьниками с задержкой психического развития (ЗПР)..

2.1 Игровые технологии в современной педагогике

2.2 Виды музыкальных игр и их использование в классах коррекции

ГЛАВА III: Практическая часть

3.1 Первый этап. Музыкальное путешествие Петрушки

3.2 Второй этап. Весна. Масленица

3.4 Третий этап. Колыбельные

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В многообразнейшей человеческой деятельности (трудовой, обрядовой воспитательной, лечебной) была замечена исключительная сила, с которой музыка воздействует на душевный мир человека, на объединение и сплочение людей, воспитание их нравственных и духовных качеств. Это и сделало музыку неизменной спутницей человека на протяжении всей истории цивилизации.

Эстетическое воспитание детей, формирование их духовного облика является важнейшей задачей воспитание подросткового поколения.

Уметь воспринимать, понимать, чувствовать красоту окружающего мира, самому принимать посильное участие в создании прекрасного в общественной жизни, в труде, в быту, в отношениях людей - все эти качества не появляются сами собой их необходимо воспитывать, систематически развивать. Искусство, и в частности музыка как одно из наиболее доступных и распространенных его форм, оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Посредством музыки можно передавать целую гамму чувств и настроений. Музыка способна выразительно и ярко отобразить явления действительности. Воздействуя на учащихся художественными образами, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт.

Целью уроков пения и музыки является воспитание эстетических чувств учащихся, формирование у них элементов музыкальной культуры.

Занятия музыкой во вспомогательной школе имеют и специфическую задачу коррекции недостатков познавательной деятельности детей и их эмоционально-волевой сферы. На уроках пения и музыки у учащихся вырабатываются чувство ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах. Это очень важно, так как умственно отсталые дети часто бывают замкнутыми, необщительными, у многих из них мало развиты умения и навыки коллективной деятельности. Для успешного решения задач музыкального воспитания учащихся необходимо, чтобы учитель музыки вел свою работу в контакте с логопедом и школьным врачом - психоневрологом. У школьников младших классов вспомогательной школы наблюдаются следующие анатомо-физиологические особенности голоса: неустойчивость, вялость или, наоборот, крикливость. Задача учителя - выровнять общее звучание голосов у учащихся, не разрешать учащимся сформировать звук. Основой музыкального воспитания учащихся является хоровое пение как наиболее активный способ развития их музыкальных способностей. Учебный материал дается в ограниченном количестве и усложняется постепенно. Характерной особенностью учащихся вспомогательных школ является недостаточно развитый певческий диапазон, что обуславливается более поздним развитием речи детей. Особенностью аномальных детей младших классов является наличие дефектов в прослушивании, а также отсутствие достаточного словарного запаса, что мешает им понять и усвоить смысл текста. Неотъемлемой частью каждого урока должно быть слушание музыки, которое способствует расширению музыкального кругозора учащихся и воспитывает и них музыкальный вкус.

Дети с ЗПР слушают, понимают и воспринимают музыкальные произведения, более сложные по своему содержанию и эмоциональной окраске, чем те, которые они исполняют. Поэтому слушание музыки имеет большое значение в коррекционно-развивающей работе с этими детьми. В классе, где проводится урок пения или музыки, не следует развешивать лишних картинок и плакатов, отвлекающих внимание учащихся, тем не менее, огромное познавательное значение на уроках пения и музыки имеет применение наглядного материала, разнообразных учебных пособий, технических средств. Опыт лучших педагогов говорит о том, что необходимо к каждой песне, к каждому прослушанному произведению подбирать иллюстративный материал. Слушание радио, посвящение кино, просмотр телепередач - все это должно служить вместе с уроками пения и музыки единой цели: музыкальному воспитанию учащихся. В каждой школе нужно организовать хоровой кружок, периодически проводить с учащимися музыкальные беседы, которые не только способствуют общему музыкальному развитию детей, но и помогают решать коррекционные задачи вспомогательной школы. Проблема: с помощью, каких видов деятельности можно развивать художественно-творческие способности.

Объект: развитие художественно-творческих способностей младших школьников с ЗПР.

Предмет: музыкально-игровые методы.

Цель: выявить музыкально-игровые методы для развития художественно-творческих способностей младших школьников с ЗПР.

Задачи: - изучить передовой научный опыт и литературные рекомендации по данной проблеме;

- дать определение сущности художественно-творческих способностей;

- изучить практику по развитию художественно-творческих способностей, описать методику;

- отследить, отсмотреть возможности развития у младших школьников с ЗПР художественно-творческих способностей;

- определить уровень развития художественно-творческих способностей у младших школьников с ЗПР;

- продиагностировать развитие художественно-творческих способностей у младших школьников с ЗПР;

- сравнить уровень развития художественно-творческих способностей на начало проведения практической работы и на конец.

Гипотеза: если задействовать ребят во внеклассных музыкальных занятиях, то можно наблюдать развитие художественно-творческих способностей у детей данного вида. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

1.1 КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В России исторически сложилась система художественного образования. Она включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.

Целями художественного образования на современном этапе являются:

· повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;

· сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.

Исходя из них, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:

· создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

· приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

· использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;

· привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

· вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

· формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;

· формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

· формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Существует несколько этапов художественного образования, где некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же, как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на какой почве в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка.

Это только Концепция, которой необходима разработка программы развития художественного образования.

1.2 ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСТВО» И «ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ» В НАУКЕ

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. А художественно-творческие способности можно определить так: художественно-творческие способности - это специальные определенные успехи человека в художественно-творческой деятельности, где необходимы особого вида задатки и их развитие, обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. В музыкально-педагогической практике выделяют три основные музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. В термин «музыкальный слух» вкладывается обычно очень широкое и недостаточно определенное содержание. Теплов в своей работе расчленяет понятие музыкальный слух на понятия звуковысотный слух и тембровый слух. Так как в музыке основным носителем смысла является звуковысотное и ритмическое движение, а тембровый элемент имеет хотя и очень важное, но подчиненное значение, то в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, автор принимает те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. Таковыми являются музыкальный звуковысотный слух и чувство ритма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.