(ставлю Петрушку на видное место)
-В путешествии вам надо будет отвечать на вопросы, а кто лучше всех будет отвечать, тем Петрушка будет давать фишки.
Итак, отправляемся.
(музыка)
Беремся с детьми за руки и водим хоровод цепочкой.
(музыка выключается)
-Вот мы и прибыли на первую станцию, которая называется «Угадай мелодию». (ассистент включает музыку, дети угадывают и получают за ответы фишки)
1. Во поле береза стояла.
2. В траве сидел кузнечик.
3. Колыбельная «Спокойной ночи, малыши».
4. Песенка мамонтенка.
-Молодцы. Движемся дальше.
-А вот и вторая станция. Как она называется?
-«Отгадывание загадок»!
-Верно. Вам надо будет отгадать загадки.
1. Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, ребят созывает.
Барабан.
2. В руки ты ее возмешь,
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь.
Как зовут ее?
Гармонь.
3. За окном шумит буран,
За стеной поет…
Баян.
4. В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет, заливается.
Как называется?
Балалайка.
После каждого правильного ответа звучит соответствующая музыка.
-Отправляемся с Петрушкой дальше.
(хоровод)
-Следующая станция «Отгадывание кроссворда».
(дети разгадывают кроссворд)
-Следуем дальше.
Станция «Угадай инструмент»
-Сейчас прозвучит русская народная музыка, вам надо будет назвать инструменты, которые вы услышали. За каждый правильный ответ Петрушка, как всегда даст фишку.
(дети отгадывают, какие инструменты звучат)
-Молодцы. Отправляемся дальше.
Станция «Нарисуй-ка».
-Теперь вы будете рисовать. Садитесь на свои места. Сейчас будет звучать музыка, а вы должны нарисовать то, на что она вдохновляет вас. Доставайте свои карандаши и фломастеры.
(выдаю листочки)
(звучит музыка «Во поле береза стояла»)
(дети рисуют)
-Нарисовали? Молодцы. Сейчас пусть каждый выйдет, покажет нам свой рисунок и расскажет, что нарисовал и почему.
(дети выходят по очереди)
-Сегодня мы путешествовали вместе с Петрушкой, ему очень понравилось с вами, и он приготовил вам подарки.
(достаю мешочек и даю каждому по конфетке)
-Что надо сказать Петрушке?
-Спасибо!
-А теперь давайте узнаем какое у вас настроение. У каждого из вас на партах 3 кружочка: красный обозначает радость, синий - немного грустно, а черный - плохое настроение. Поднимите те кружочки, которые определяют ваше настроение.
-Спасибо за занятие. Мне и Петрушке очень понравилось путешествовать с вами, но, к сожалению, надо расставаться. До встречи.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
КОНСПЕКТ ПРАЗДНИКА
ТЕМА: ВЕСНА
НАЗВАНИЕ: Дудочка
ЦЕЛЬ: определить уровень развития у детей художественно-творческих способностей.
ЗАДАЧИ:
Ш Образовательная: способствовать знакомству детей с народным творчеством.
Ш Воспитательная: - способствовать воспитанию любви к народным праздникам;
- способствовать воспитанию чувства коллективизма.
Ш Развивающая: - способствовать развитию художественно-творческих способностей;
- способствовать развитию музыкального слуха, импровизации, чувства ритма, умения инсценировать различные ситуации.
ОБОРУДОВАНИЕ: костюм пастушка и зайчика; макет березы; музыкальные инструменты: дудочка, треугольник, бубен.
Ход праздника.
Дети входят в зал.
Ведущий: Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладоши (хлопают):
Очень рады солнышку.
-Ребята, посмотрите, где у нас солнышко? Как стало тепло! Солнечные лучики согрели нашу березку, и она ожила. Что появилось на веточках?
Дети: Листочки!
Ведущий: Верно. Она стала красивая, молодая. Мы ее порадуем и расскажем стихи о нашей березоньке.
(стихи детей о березе)
Ведущий: А теперь давайте поводим хоровод для нашей березки.
(хоровод «Ай, да березка»)
(дети садятся, ведущий зовет ребенка, одетого в пастушка)
Ведущий: Кто там вышел на лужок,
На зеленый бережок?
Кто играет на дуде?
Где он? Где?
Пастушок: Это Ваня - пастушок
Выгнал коз на бережок.
Льется песня по утру:
Ту-ру-ру.
Ведущий: Ах, какой красивый пастушок! Покажи-ка нам свою дудочку. Какая она красивая! Ни один праздник без нее не обходится. Ты сыграй, а мы послушаем.
(звучит музыка дудочки, ребенок имитирует игру на инструменте)
Пастушок: Как без дудки,
Вот беда!
Ходят ноги не туда.
А как дудочку почуют,
Сразу ноженьки танцуют!
(танец «Полька - Янка» с пастушком.
Белорусский народный танец)
Ведущий: Хорошо танцевали, ребята. Только что-то наш пастушок загрустил. Что случилось?
(пастушок молчит, плачет)
Ведущий: Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду.
Потерял пастух дуду.
Как наш праздник продолжать?
Надо дудочку искать!
-Давайте все вместе искать дудочку пастушка.
(все ищут)
Ведущий: Как помочь пастушку? Кто знает?
(выбирает ребенка)
Ребенок: Лишь заря на дворе,
Утка в дудочку играет,
А утята подпевают.
(хоровод «Веселая дудочка», муз. Красева)
Ведущий: Веселая дудочка у утки. Это твоя, пастушок?
Пастушок: Нет.
Ведущий: Ну что ж, будем искать дальше. Смотрите, ребята, музыкант идет. Что у него за инструменты?
(музыкант показывает, дети называют: треугольник, бубен, дудочка)
Ведущий: Пастушок, а эта дудочка твоя?
Ведущий: Не нашли мы дудочку у музыканта, может нам сделать новую? Савка и Гришка умеют.
(«Савка и Гришка» - белорусская народная песня. Инсценировка)
Ведущий: Нет, все не то. Уже праздник кончается, а мы все дудочку никак не найдем. Смотрите, вон зайчик бежит, дудочку несет!
Зайчик: Я узнал про ваше горе,
Бегал в лес и бегал в поле,
И по лугу я скакал.
Всюду дудочку искал.
А нашел я под березой,
Там в нее играли козы.
Ведущий: Играй, пастушок, в свою дудочку и собирай всех ребят на веселую пляску!
(«На зеленом лугу» - змейка и свободная пляска)
Ведущий: Ребята, а еще под березой зайчик нашел вот этот узелок. Это не твой пастушок? Давайте посмотрим, что в нем!
(раздача подарков)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: МАСЛЕНИЦА
ЦЕЛЬ: продиагностировать развитие художественно-творческих способностей у детей.
Ш Образовательная: познакомить детей с праздником «Масленица», через произведение П.И. Чайковского Февраль «Масленица» из цикла «Времена года»;
Ш Воспитательная: способствовать воспитанию любви к народным праздникам и музыке;
Ш Развивающая: способствовать развитию художественно-творческих способностей, умения слушать и анализировать.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, мел, кассета, магнитофон, рисунки с изображением природы.
Ход мероприятия.
Этапы
Вре-мя
Частные задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг. момент
Основная часть
1ґ
35ґ
Настроить детей на урок.
Подвести к теме.
Развитие мышления.
Развитие внимания, умения анализировать
Кратко познакомить с композитором П. И. Чайковским и его творчеством.
Развитие умения слушать и анализировать
Познакомить детей с обычаями проведения праздника «Масленица».
Развитие воображения.
Выявить знания, полученные на занятии.
Рефлексия занятия детьми.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
-Скажите, какой самый веселый, шумный, общенародный праздник в конце февраля, начале марта?
-Кто сможет описать природу в это время: конец февраля, начало марта, т. е. переход зимы в весну?
как еще, кроме словесного описания, можно изобразить красоту природы? Через что?
-Посмотрите на эти иллюстрации на доске.
-По каким признакам мы можем определить, что это конец зимы, начало весны?
-Давайте попробуем увидеть красоту природы в музыкаль-ном произведении П. И. Чайковского.
Кто такой П. И. Чай-ковский?
-А что вы о нем знаете? Может что-нибудь связано с его именем?
П.И. Чайковский очень любил Родину и русскую природу.
Свою любовь он воплотил в одном из произведений, которое мы сейчас послушаем. Слушайте внимательно. (включаю музыку)
-Какой характер музыки?
-Что хотел передать через музыку П. И. Чайковский?
-Что вы представляли, слушая музыку? Какую картину?
-Как бы вы назвали это произведение?
-А вот П. И. назвал его «Февраль».
-Ребята, может кто-нибудь услышал в произведении отклики Масленицы?
-А что делают в Масленицу?
-А кто-нибудь из вас знает почему возникло такое название?
-Название «Масленица» возникло потому что на этой неделе по обычаю мясо исключали из пищи, а молочные продукты разрешалось употреблять - вот и пекут блины масленые.
-А почему пекут именно блины?
-Верно. Масленица длится целую неделю, каждый день недели имеет свое название:
Понедельник - Встреча;
Вторник - Заигрыш;
Среда - Лакомка;
Четверг - Разумей;
Пятница - Тещины вечера;
Суббота - Золовкины посиделки;
Воскресенье - Прощеный день.
-Что происходит в конце праздника?
-А зачем сжигают чучело?
-Зиму принято изображать в виде соломенного чучела, в женском платье. В начале недели чучело встречают, а в последний день с шумом, смехом сжигают на огромном костре. Прогоняют зиму.
А чтобы позвать весну, поют различные заклички.
А еще люди стряпают печенья в виде птичек.
-Ребята, я вам сейчас включу музыку, которая тоже называется «Февраль». А вы должны будете нарисовать то, что представляете.
(раздаю листочки)(включаю музыку)Теперь пусть каждый выйдет, покажет нам свой рисунок и расскажет, что нарисовал и почему
.-Что нового вы узнали на занятии?
-Чем вам понравилось занятие?
А чем не понравилось?
-Спасибо за занятие.
Садятся
-Масленица.
-Птички прилетают
-Капель.
-Солнышко начинает пригревать.
-Ручейки появляются.
-Снег начинает таять.
-Через рисунки.
-Картинки и фото-графии.
-Стихи.
-Музыку.
Высказываются.
-Музыкант.
-Композитор.
-г. Чайковский.
-Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского.
Слушают.
-Веселый.
Выказываются.
-Пекут блины.
-Ходят в гости.
-Жгут чучело.
-Нет.
-Потому что блин олицетворяет солнце.
-Катаются на лошади.
-Сжигают чучело.
Рисуют.
Демонстрируют рисунки.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
ТЕМА: КОЛЫБЕЛЬНЫЕ
ЦЕЛЬ: сравнить уровень развития художественно-творческих способностей на начало проведения эксперимента и на конец.
Ш Образовательная: познакомить детей с историей колыбельной песни;
Ш Воспитательная: способствовать воспитанию интереса и любви к музыке;
Ш Развивающая: способствовать развитию художественно-творческих способностей, развитию музыкальных знаний и творческого воображения.
ОБОРУДОВАНИЕ: кассета, магнитофон, листы бумаги, фломастеры, карандаши.
Время
Орг. момент.
Вводная часть
Изучение нового материала
Итог.
Рефлек-сия.
5ґ
15ґ
Организовать детей.
Настроить детей на дальнейшую работу.
Познакомить детей с историей возникновения колыбельных песен.
Воспитание любви к мамам и песням.
Развитие знаний о композиторах
Развитие мышления, внимания и умения слушать.
Развитие внимания, умения слушать.
Развитие умения сравнивать.
Подведение итогов.
Рефлексия детей.
Развитие воображения, фантазии, мелкой моторики.
Развитие речи.
(включаю муз. фон)
-Спи, младенец, мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою.
Ты ж дремли, закрывши глазки,
М. Лермонтов.
Появился на свет маленький человек, и сразу же зазвучали над его колыбелью тихие, сердечные напевы. Не понимает, конечно, малыш, что звучит над ним песня - хоть и с простыми, но очень ласковыми словами, хоть и с простой, но очень нежной мелодией. Не понимает, а все равно услышит, успокоится и заснет. Когда мама поет своему малышу колыбельную песню, ей и в голову не приходит, что она в этот момент «занимается музыкой». Нет. Она просто убаюкивает малыша. И входит музыка с колыбельной песней с первых же дней в жизнь ребенка как частица самой этой жизни.
Сегодня на уроке музыки мы познакомимся с жанрами колыбельных песен.
Вспомните, вам мама пела колыбельные песни?
-А какие, например? Кто помнит?
-Колыбельные песни - это первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Они появились давным-давно, в глубокой древности.
Ребята, а вы знаете почему эти песни называются колыбельными?
-Раньше, да и сейчас делают детские кроватки так, чтобы их можно было покачивать и назывались они «колыбелью» от слова «колебать» или «качать». Поэтому песни, которые пели у колыбели стали называть «колыбельными».
Ребята, а как вы думаете, раньше колыбели в деревнях и колыбели в богатых домах были одинаковыми?
-А почему?
-Да, ребята. В деревнях колыбель висела на веревках и кто мимо пройдет, тот ее и подкачнет, а назывались эти колыбельки «зыбочки». А вот в богатых домах колыбели стояли на ножках, похожих на лыжи и рядом с колыбелью сидела няня и качала ее ровно и аккуратно. Откуда же взялись колыбельные песни? А это мама придумывала ласковые слова на ходу и перепевала их несколько раз и получалась песня. Другая мама пела по-своему самые красивые и нежные песни. И они передавались из поколения в поколение. А кто их сочинил уже никто не помнит. Вот и получилось, что песни придуманы народом. Их и назвали «народные колыбельные».
Ребята, а кто еще кроме народа продумывает стихи, сочиняет музыку, мелодии?
-Да. Композиторы и музыканты сочиняют и воплощают в жизнь свои задумки. Каких композиторов вы знаете?
-А колыбельные всегда со словами или бы-вают без слов?
-Давайте послушаем колыбельную П. И. Чайковского в инстру-ментальном исполне-нии.
(включаю)
-Какое у вас сейчас состояние, настрое-ние?
-Да, ребята. Мы рас-слабляемся и отды-хаем, когда слушаем тихую и нежную ме-лодию.
-Но ведь еще бывают колыбельные со слова-ми
Скажите, какое со-держание таких ко-лыбельных?
-А теперь давайте послушаем колыбель-ную со словами. Ее сочинил Шуберт.
-Какой характер музы-ки?
-Какое у вас настрое-ние?
-А кого из этой песни вы запомнили?
-Какие это животные?
-Да. Животные в колыбельных песнях все ласковые и добрые. Они помогают ребятам заснуть и ощутить теплоту и заботу.
Кто-нибудь из вас слышал уже эту колыбельную?
-Кто помнит, как она называется?
-Верно. Скажите, а какую колыбельную слушать сложнее со словами или без слов?
-Почему?
-Верно. Итак, ребята, с чем мы сегодня познакомились?
-Что нового вы узнали?
-Что вам понравилось на занятии?
-А что не понравилось?
-Сейчас я вам раздам листочки, а вы достаньте карандаши или фломастеры. Вам надо будет нарисовать ко-лыбельки, так как вы их себе представляете.
(раздаю листочки и включаю колыбельную П.И. Чайковского в инструментальном исполнении)
(демонстрация, обсуждение рисунков)
Садятся.
-Да.
Вспоминают.
-Потому что в деревнях не было денег на красивые колыбели.
-Композиторы.
-Моцарт.
-Бах. Бетховен.
-Шопен.
-Чайковский
-Шостакович.
-Рахманинов.
-Шаинский.
-Бывают и без слов.
-Расслабленное.
-Хочется спать.
-Спокойное.
-В колыбельных песнях поется про животных, маленьких детей, о том, что им нужно спать.
-Музыка спокой-ная, нежная.
-Спокойное и за-думчивое.
-Рыбку, месяц.
-Мышку.
-Птенчика.
-Добрые.
-Ласковые.
-Маленькие.
-«Спи, моя радость, усни».
-Со словами.
-Потому что, когда звучала колыбель-ная без слов, мож-но было просто слушать музыку и расслабиться. А когда звучала ко-лыбельная со сло-вами, мы начали прислушиваться к ним и думать.
-Когда звучит му-зыка со словами, пытаешься сосре-доточиться и по-нять смысл песни.
-С колыбельными.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7