Рефераты. Использование музыкально-игровых методов для развития художественно-творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития

p align="left">Подводя итог, можно сделать вывод, что только игра может придать обучению фольклору неформальный характер; только игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее; только игра укрепляет связь времен, делает народную культуру живой и насущно-потребностной для ребенка, а значит, только игра может служить гарантом воспроизведения этноса.

ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ В КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

2.1 ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Естественное включение игры в учебную деятельность младших школьников с ЗПР преемственно связывает игровые технологии с общепедагогическими. И те и другие, направленно используемые в обучении и развитии младших школьников, раскрываются в системе методически сформулированных процедур, подчиненных определенному дидактическому обоснованию. Игровые технологии, дополняющие учебные и имеющие с ними общие признаки, тем не менее, реализуют уже не ведущую, а ведомую деятельность младших школьников. В сочетании с ведущей они составляют единое направление педагогической работы, ставящей своей целью овладение учебной деятельностью, но, естественно, при подчинении игровых технологий структурно-содержательным особенностям именно этой деятельности и, следовательно, при повторении ими типологии учебных заданий.

Наряду с функцией преодоления «недостатков» игрового детства (особенно характерных для детей риска), игровые технологии наделены функциями профилактики и коррекции интеллектуальных умений, приоритетно значимых для формирования учебной деятельности младших школьников с ЗПР. Многозначность, многофункциональность игровых технологий, используемых в работе с младшими школьниками, состоит также в том, что их диагностические возможности позволяют наблюдать процесс овладения учебной деятельностью не только в условиях выполнения школьниками определенных учебных заданий, но и в играх. Игры с некоторыми изменениями, вызванными необходимостью их соотнесения с программой формирования общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность младших школьников, заимствованы у разных авторов (А. Бондаренко, А. Барташников и И.А. Барташникова, Е.А. Катаева и Е.А. Стребелева и др.).

Промежуточное положение между игрой и учебной деятельностью занимают действия детей с рабочей тетрадью -- дидактическим пособием, разработанным Е.А. Младковской.

Эта работа предусматривает укрепление осмысленности и самостоятельности действий детей при обращении к текстам тетради, сопровождаемым рисунками и схемами. Особое значение использования этого пособия состоит в возможности оказать ребенку существенную помощь при овладении словесно-логическим мышлением с одновременной опорой на наглядно-образное (художественное) мышление.

Задания рабочей тетради, дополняющей учебники по чтению, рассчитаны на содействие младшим школьникам в формировании и развитии общеучебных интеллектуальных умений в их соотнесении с типологией учебных заданий, отражающих структурно-содержательные особенности учебной деятельности. Следует подчеркнуть, что игра и учебная деятельность составляют пограничные и преемственные формы жизнедеятельности младших школьников с ЗПР.

Значение игры в жизнедеятельности младших школьников, естественность сочетания игры и учебной деятельности отражают реальную направленность современной школы на решение проблемы максимального развития каждого ученика и одновременно -- на совершенствование содержательных и процессуальных составляющих знаний учащихся (непосредственно знаний и учебных умений). Главным же, определяющим все принципиальные подходы, становится формирование у детей умений учиться, самостоятельно приобретать знания -- качества столь необходимые как в школе, так и за ее пределами на протяжении всей жизни человека.

Конкретную роль игровых технологий в профилактике, формировании учебной деятельности младших школьников с ЗПР и коррекции ее недостатков иллюстрируют примеры игр (см. приложение № 2).

2.2 ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ

Игра рассматривается педагогикой как одно из самых распространенных общепризнанных средств воспитания детей с ЗПР. Игра - один из путей подготовки ребенка к предстоящей разносторонней трудовой деятельности.

В соответствии с решением отдельных задач в процессе воспитательной работы с детьми с ЗПР постепенно определялись следующие разновидности детской игры: 1) творческие, в процессе которых хорошо развиваются творческие способности детей, позволяющие им отражать наблюдаемую действительность; 2) подвижные, способствующие физическому развитию детей и 3) дидактические, посредством которых развиваются ощущения.

Назначение игр как бы специализируется, что не исключает, а, наоборот, утверждает их общее значение как средства всестороннего развития ребенка. Так, подвижные игры, способствующие главным образом физическому развитию, помогают также укреплению воли, развитию инициативы, решительности, находчивости. Они воспитывают чувства товарищества, ответственности, справедливости, формирующие моральный облик ребенка. Точно так же и музыкальные игры содействуют как музыкальному, так и общему развитию ребенка.

Во всех учебниках и учебных пособиях дается классификация игр по общепринятому принципу деления их на творческие (созданные детьми) и готовые (преподнесенные детям в готовом виде). Игры с готовыми правилами, в свою очередь, делятся на подвижные и дидактические, народные, подвижные, дидактические; на игры с правилами - народные и современные.

Следует рассматривать музыкальную игру как одно из средств музыкального воспитания. Поэтому музыка, сопровождающая движения, помимо ее «моторного» характера, должна отличаться художественными качествами. По этим качествам она не должна уступать произведениям, предназначенным для пения и слушания.

Чему можно научить детей, пользуясь музыкальной игрой?

Как известно, существует программа в которой, наряду с другими требованиями, указывается объем навыков, которые должны быть усвоены детьми в процессе разучивания музыкальных игр и плясок. Основное программное требование - научиться двигаться в соответствии с характером музыки. Чтобы передать характер музыки, нужно не только передать в движении общее настроение (чаще всего веселое и спокойное), но и отметить в нем некоторые яркие черты, соответствующие наиболее важным элементам музыкальной выразительности (развитию мелодии, темповым, динамическим и ритмическим изменениям), при этом детей учат двигаться, точно «укладываясь» в музыку, выразительно передавать тот или иной игровой образ, изящно выполнять движения.

Музыкальная игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям, одним из условий, способствующих развитию художественно-творческих и музыкальных способностей.

Музыкальная игра представляет собой активную творческую деятельность детей, направленную на выражение характера музыки посредством движений. Чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо обучать детей навыкам восприятия музыки и навыкам движений в соответствии с ее характером.

По принятой методике дошкольного музыкального воспитания классификации, существуют игры под инструментальную музыку и игры под пение.

Игры под инструментальную музыку включают в себя сюжетные игры и несюжетные. В первом случае перед детьми стоит задача передать образы тех или иных персонажей и их действия в соответствии с музыкой; во втором - двигаться в соответствии с характером и формой музыкального произведения.

Игры под пение делятся на хороводы и игры-инсценировки песен.

Можем отметить, что музыкальная игра по своим задачам принадлежит к числу дидактических, по характеру - к подвижным. Содержание игр находится в полном соответствии с содержанием музыки, ее характером. Выбор музыкальных произведений, предназначенных для сопровождения игр, в свою очередь, определяется общепедагогическими значениями.

Музыкальные игры достаточно разнообразны по своему содержанию, видам, формам. Естественно, что в процессе этой деятельности развиваются разнообразные способности. Деятельность детей в процессе музыкальных игр складывается из восприятия музыки, прочувствования и постепенного осознания ее особенностей и ответной двигательной реакции. Эта деятельность протекает по-разному в условиях игр. Содержание и построение игр, степень их сложности, наличие учебных заданий - все это определяет и характер художественно-творческих и музыкальных способностей.

Способности в основе своей зависят от задатков, имеющихся в организме. Навыки же своей материальной основой имеют систему временных связей. Необходимость выделения в схеме навыков и способностей, поэтому также очевидны. Вместе с тем было подчеркнуто, что выделение общих и специальных способностей условно, так как они находятся в тесной взаимосвязи. Эти принципиальные соображения были положены в основу составления схемы (см. приложение №1).

В процессе музыкальных игр у детей с ЗПР развиваются способности восприятия музыки и активного внимания, воображение, познавательные способности, обогащается словарный запас новыми словами, терминами, развивается эмоциональная сторона личности, находчивость, инициативность, чувство ритма, темпа. Игра - это одно из средств обучения детей элементарнейшим представлениям и навыкам, связанным с восприятием музыки и движением под музыку.

Классификация музыкальных способностей, развивающихся в процессе музыкальных игр

1. Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее.

Эта способность выражается в следующем:

А) в заинтересованном, особенно внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей;

Б) в различении изменений в музыке, чередовании ее выразительных средств;

В) в устанавливании развития художественных образов, развитии последовательного «музыкального рассказа» и связи его с движением.

2. Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку.

Эта способность выражается в следующем:

А) в увлеченности движением под музыку, в радостной готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением;

Б) в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых, естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры;

В) в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и в пространстве, в коллективе и проявлять при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);

Г) в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильных долей метра, музыкальной формы;

Д) в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры.

3. Способность оценивать красивое в музыке и движении, оценивать ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста.

Эта способность выражается в следующем:

А) в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения;

Б) в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности, в сочетании с аналогичными особенностями движения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.