Рефераты. История педагогических систем

p align="left">5. Была ли в средние века теория воспитания?

Строй средневекового образования и воспитания определялся церковно-религиозным строем тогдашней жизни. Церковь указывала и состав, и язык образования, предопределяла, до некоторой степени, всю воспитательно-образовательную систему, с аскетически-строгой -дисциплиной. При таком авторитетном инструкторе школьной системы едва ли могли появляться теоретики воспитания, т. е. люди, обследующее вопросы воспитания. Свободными в обсуждении этих вопросов они пока быть не могли, а подчиненными церковно-образовательной практике были не нужны. Вот почему, собственно, „о педагогической теории в это время едва ли может быть и речь” Правда, в историях педагогики упоминаются, как теоретики воспитания: Hrabanus Maurus, -- получивший в истории почетный титул „Первого наставника Германии” („Primus praeceptor Germaniae”) и бывший учеником знаменитого ученого Алкуина, друга и советника Карла Великого, -- и доминиканец Винсент Бове (ум. 1264 г., написал сочинение „De eruditione filiorum regalium sou nobilium”, -- „0б обучении детей царских и знатных фамилий”). Но педагогический кругозор их почти не возвышается над господствовавшей тогда системой. Достойны внимания разве советы В. Бове -- „начинать нравственно-религиозное воспитание детей нежной рукой, без всякого принуждения”, и,--„телесными наказаниями пользоваться только в исключительных видах, и с отеческим сердцем”. Dr. Wilh. Zenz, ibid., s. 106..

ГЛАВА ШЕСТАЯ. Эпоха гуманизма и реформации

Начиная с 15-го и даже 14-го века, в общественной и духовной жизни Европы происходят крупные перемены. Сущность их сводится к тому, что, вместо идеала римско-церковного полновластия или теократии, с порабощением ее интересам и отдельной человеческой личности, и целых обществ,--государств Выяснению средневековых идеалов посвящено солиднейшее исследование Генриха Эйкена: „История и система средневекового миросозерцания, пер. с нем., СПб. 1907 г. О полновластии церкви или „миродержавстве“, см. там же, стр. 331-343., формируется другой идеал, идеал свободной, самостоятельной жизни и для индивидуума, и для государства. С точки зрения того, средневекового идеала, и личность, и светское государство являлись лишь средствами к осуществлению теократии В этом взгляде на человеческую личность идеал римской церкви совпадает, по существу, с идеалом языческого Рима.; с точки зрения нового идеала они становятся самоцелью. Там они служат к благосостоянию и развитию властной церкви, здесь же, напротив, все направляется к собственному их благу и развитию. Отсюда, далее, там идеалом для личности, самой по себе, ставится полный отказ от всего, от всех благ и радостей личной жизни, или аскетизм; здесь идеалом для личности становится полное развитие ее сил и сторон , чтобы вполне ощущать блага жизни. Эти крупные перемены в жизненных отношениях и мировоззрении, естественно, должны были влечь за собой и существенные изменения в строе образования и воспитания.

Укажем здесь исторические условия, вызвавшие эти перемены:

1. Подготовка новых идей в конце самих средних веков

Благоприятная почва для новых идей была подготовлена самим средневековьем. Огромные богатства и власть, оказавшиеся в руках представителей церкви, вызвали внутреннее, духовное разложение папства. Представительствующей слой церкви, монахи и духовенство, вели практически мирскую жизнь Проф. П. Г. Виноградов. „Книга для чтения по истории средних веков“, вып. 4-й, статья „Базельский собор”, стр. 99: „К концу средних веков церковная власть совершенно сходит со своего первоначального основания и, вследствие этого, совершенно искажается. Церковная власть перестает быть властью духовной, она превращается в особый вид светской власти... Епископ-аскет уступает место епископу-феодалу... В своей епархии он то же, что граф в своем графстве, герцог” -- в своем герцогстве... Равно, к началу 15-го века, и папа, наместник Христа, превращается, в действительности, в одного из итальянских династов (светских властителей). Глава „церкви” часто более занят округлением своих итальянских владений, усмирением непокорных вассалов, чем церковными делами”., со всеми пороками и недостатками своего времени. Юмор Боккаччо и позднейших новеллистов находил здесь обильный и благодарный для себя материал. С внутренним разложением правящего слоя церкви, естественно, должно было ослабеть и влияние церкви на общество. Отрицательное отношение к представителям церкви должно было влечь, -- пусть незаметно и постепенно, -- отрицательное, критическое отношение и к представляемым ими идеям и взглядам церкви. Сомнение же в старом укладе составляете обычно, переходный этап к новому.

Но почва для нового, светского уклада подготовлялась и другими общественными условиями. К концу средних веков, под влиянием крестовых походов, ожививших торговые сношения между Западом и Востоком, на Западе начинают расти, богатеть и забирать силу города. Рядом с феодалами светскими и духовными, между которыми были до сих пор поделены влияние и власть, теперь выступает новая сила,--богатые города и богатые горожане. Если прежде папство вело борьбу из-за власти с одним конкурентом и врагом, то теперь оно должно было считаться и с другим,--с городами. Помимо этого, новая сила, вообще, была связана слабо с прошлым, почти не имела традиций в нем, и естественно, старый, церковный строй и влияние были для нее мало авторитетны. Поэтому, в борьбе власти светской с духовной, императоров с папами, первые находят в городах энергичную поддержку против последних. Городам и самим приходилось часто вступать в пререкания с властью духовной из-за права заведования и управления городскими школами, от которого (права) духовенство весьма неохотно отступалось. Между тем, с торгово-промышленным населением, занятым живыми, практическими интересами, города нуждались и искали соответственная образования, более близкого практическим нуждам, более реального, менее церковного.

Наконец, проводником новых, светских идей в духовную жизнь Запада являлось и средневековое рыцарство. Оно, со своими подвигами, приключениями, поклонением женщине, давало обильный, хотя и односторонне, материал для национальной, светской поэзии. Появилась новая, не церковная литература, с новым, не латинским, а народным языком. В этой народной поэзии средних веков находили выражение обыкновенные человеческие чувства и взгляды. Она, эта поэзия, имела и свои идеальные образы человеческой жизни и личности, далеко не совпадающее с идеалами церковно-аскетическими.

Так, в самой почве средних веков были заложены c'b-мена новой эпохи возрождения. Мысль человеческая постепенно отказывалась от церковно-аскетических идей средневековая и намечала переход к идеям свободной человеческой жизни, с признанием ценности за человеческой личностью и нераздельно присущим ей телом.

2. Пробуждение интереса к классической литературе

Новые идеи, семена которых были заложены в самом средневековье, должны были получить ясное обозначение и развитие, когда к прежним условиям Внутреннее ослабление влияния церкви, мирские интересы и потребности новой общественной силы, -- городов, и развитие, в связи с рыцарством, новой, народной литературы. прибавилось, в 15-м веке, еще одно,--по видимым последствиям, самое важное. Мы разумеем возникшее увлечете греческой и, вообще, классической литературой, и, пожалуй, не столько самой по себе литературой (по крайней мере, в широких образованных кругах), сколько открывшимся, через ее изучение, античным идеалом гармонически-разносторонней человеческой жизни.

Уже в начале 15-го столетия судьба Константинополя, под натиском турок, ясно обозначилась. И толпы греческих ученых, с книжными сокровищами, а главное, с независимым взглядом на их изучение, на науку и на искусство,--независимым, ибо церковь на Востоке не имела такой порабощающей власти и влияния, как на Западе,--толпы просвещенных людей направлялись на юг Западной Европы, -- в Италию. Здесь уже ясно были заложены начала нового времени, начала Возрождения, литературною деятельностью Боккаччо (1313--1375 г.) и Петрарки (1304--1374) Франческо Петрарка первый пробудил классические знания в Италии. Он ревностно собирал повсеместно сочинение Цицерона, как образцы изящного стиля, который особенно восхищал его чувство поэта. Но он еще не знал греческого языка. Его современник и друг Джованни Боккаччо тщательно изучал и греческий язык, и первый среди итальянцев читал в подлиннике Гомера.. Поэтому деятельность и, главное, дух греческих ученых пришельцев нашли здесь благоприятную почву. Среди образованных людей началось общее увлечете греческой литературой, а в связи с ней (вероятно, и потому, что, по незнанию греческого языка, она не могла быть так многим и доступна), и классической римской литературой. Если предметом увлечения схоластических ученых был Аристотель, и именно, как учитель диалектики, то теперь стали увлекаться, по преимуществу, Платоном. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным (1449--1492 г”), основал во Флоренции, специально для изучения Платона, платоновскую Академию. Такая же академия была основана в гор. Арно (в 1474г.), в Риме, и других местах Вильман . ibid., т. 1, стр. 360. Schiller, ibid., S.72., Проф. П. Г. Виноградов, „ Книга для чтения по истории средних веков”, стр. 239-240. Члены Платоновской академии во Флоренции, в день смерти Платона, 7-го ноября, собирались вместе, читали „Пир” и др. диалоги Платона и вели, по поводу их, возвышенные беседы: таково было увлечение Платоном., и вообще, для изучения античной литературы во многих местах (сначала в Италии, а потом и в Германии, и других государствах) возникают и академии, -- по образцу академии Платона, -- и особые гуманистические коллегии или общества. „В монастырских библиотеках Востока и Запада производились розыски остатков древней литературы. Папы соперничали с богатейшими купцами, а правители с теми и другими в поощрении науки Ч. Бэрд. „Реформация 16-го века в ее отношении к новому мышлению и знанию”. Пер. с англ. СПб. 1897 г., стр. 37.”. Ученых, знакомых с греческим языком и древней литературой, всюду приглашали на перебой, и за хорошее вознаграждение Проф. П. Г. Виноградов. „Книга для чтения по истории средних веков”, ч. 4-я, статья „ Греки в Италии и возрождение платоновской философии”.. Случалось, что в городах, по улицам, собирались толпы народа смотреть на приезжих знатоков греческой мудрости.

3. Сущность увлечения античной литературой

Чем же, однако, увлекала классическая литература тогдашнее образованное общество? Произведения классической древности отражали то время, когда люди и жили, и развивались, и мыслили наиболее свободно, без гнета каких-либо признанных, властных авторитетов, какие особенно давали себя знать в средние века Правда, что и в античном мире личность ценилась ниже общества, ниже государства, но боле свободный внутренний строй самого государства оставлял там довольно места свободному развитию личной жизни”. Человек там ценился, как гражданин, но гражданин в государстве пользовался большими правами и свободой.. Античная жизнь окрашивалась чувством жизнерадостности, которого как раз недоставало настроенным аскетически средним векам. Античное развитие личности, -- пусть даже в интересах целого или государства, -- совершалось, однако, в гармонии человеческих сил, в гармонии тела и духа. Тогда как средневековый односторонний спиритуализм (spiritus--дух), признавая исключительный права за духом, в общем, к телу относился пренебрежительно. Античная мысль, в противоположность средневековой, была свободна, индивидуальна и разнообразна. И как античная личность развивалась в гармонии духа и тела, так и античная свободная мысль развивалась в гармонии содержания и выражения. Как душа эллина искала себе прекрасного тела, так и мысль эллина искала прекрасного выражения. Все эти веяния античности: и радостность жизни, и гармония души--тела, и независимость мысли, и прекрасная ее оболочка,--прекрасный, выработанный язык,--все это и привлекало тогдашнее образованное общество к античным произведениям. Все эти веяния и составляют внутреннее содержание, дух новой эпохи, которая потому и называется эпохой „гуманистической” или „гуманизма” (humanus -- человеческий), за внимание к самой по себе человеческой жизни и личности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.