Рефераты. История педагогических систем

p align="left">6. Перемены в области обучения

а) Перемены в составе обучения. Кроме указанных перемен, собственно, в области воспитания, происходят значительные перемены и в области обучения

Меняется, прежде всего, образовательный материал школ. Диалектическое богословие, с его необходимо-подготовительным trivium'ом и побочным quadrivium'ом, уступает, мало-помалу, место изучению классической литературы и положительных, реальных знаний. Правда, последние пока берутся из тех же классиков, но уже ясно сознается их важное значение в системе образования. На последок же гуманистическая мысль приходит и к сознанию необходимости непосредственного, живого изучения природы, из самой природы.

Эти перемены в составе учебного материала стоят в тесной связи с новыми задачами школы. Вместо служения интересам папства, пред школами новой эпохи выдвигаются новые задачи:

содействовать развитию человеческой личности, с одной стороны, и содействовать улучшению человеческой жизни, с другой. Если первой должно было служить, по преимуществу, изучение литературы, то второй--изучение положительных, естественных знаний Если последнее получило заметных выразителей и сторонников во Франции, то это, быть может, объясняется свойствами французского гения (духа), который и вообще занять, преимущественно, улучшением человеческой жизни, повышением ее удобств.. Кроме того, в связи с изучением античной литературы, приобретает значение и изучение истории, до тех пор бывшее в совершенном забросе Sander, „Lexicon d. Padagogik”, --„Qeschichte”: „В христианском средневековье, --по примеру бл. Августина в его сочинении” De civitate Dei”,--в теологически-философскую систему схоластиков было вкраплено и общее историческое знание. Впервые же подчеркнул (betonte) необходимость и важность специального исторического изучение гуманизм 15-го и 16-го веков, -- в Германии, собственно Яков Вимпфелинг, написавший „Историю германских деяний” („Epitome rerum germanicarum”, 1505 an.). Лютер и еще более Меланхтон также рекомендовали изучение истории”.. Соответственно национально-патриотическому самосознанию, по крайней мере, в Германии, -- появляются курсы и национальной истории, истории своего народа, взамен общих церковно-исторических хроник. Постепенно, наконец, в новую эпоху сознается важность и изучения родного языка, -- столько же в связи с пробуждением национального самосознания и идеями реформации (чтобы каждому было доступно чтение Св. Писания), сколько и в связи с выделением преимущественной ценности реальных знаний: ради скорейшего изучения их лучше было, конечно, пользоваться знакомым, родным языком У Рамуса (1515--1572 г.) мы впервые встречаем, вместе с ясным сознанием важности изучения природы, и энергичную защиту родного языка в обучение.

Из этого состава предметов вначале эпохи выдвигается более изучение античной литературы и языка. В Германии оно становится впоследствии преобладающим и дает начало классическим гимназиям (Страссбургская гимназия Штурма). В Англии же и преимущественно во Франции выдвигается изучение естественных наук По сознанию важности того или другого изучения, в гуманистической педагогии и различают два течения: словесное и реалистическое. Первое развивается, преимущественно, в Германии, второе пробивается в Англии и развивается, преимущественно, во Франции. Этого мы коснемся подробнее ниже, при изложении педагогических теорий гуманистов Англии и Франции. и становится впоследствии зерном реальных школ.

7. Улучшение методов обучения

Далее, под воздействием новой эпохи, которая принесла с собой внимание к человеческой личности, начинают заботиться и об улучшении методов обучения. При обучении, как и при воспитании вообще, рекомендуют сообразоваться с силами, способностями и интересами учащихся Прежнее списывание и заучивание наизусть считаются недостаточными, -- требуется сознательное усвоение изучаемого В улучшении методов имело не малое значение и открытое в это врем искусство книгопечатания. Оно удешевило книги и тем содействовало освобождению учащихся и учащих от прежних средств изучение предмета, -- списывание и заучивание наизусть.. Делаются попытки методических указаний, как вообще вести обучение. Правда, во многом повторяются рассуждения Квинтилиана, н кое-что есть и свое. Да важно уже и то, что сознается необходимость искать лучшие способы обучения, необходимость новых путей в обучении.

В частности, сознается необходимость перемены и в обучении языку: изучение грамматики уже теряет свое прежнее, исключительное значение; гуманисты указывают и другие важные средства к изучению языка: практику в чтении, в самостоятельных (письменных) упражнениях и в разговоре. Во избежание грамматической сухости и возможности отвращения к языку, гуманисты советуют поскорее переходить от грамматики к практическому чтению интересных и занимательных произведений. Элементы наглядности при преподавании арифметики и естественных знаний, -- правда, имевшие отчасти место и в средневековье, -- здесь продолжают развиваться. Появляются пробы естественноисторических картин, как пособие к изучению естественных знаний Этому способствовало открывшееся вместе с книгопечатанием политипажное искусство, искусство печатания картин. В конце 15-го столетие появляются иллюстрированные книги, с изображением животных, птиц и т. п. См. Zenz-Frank-Ziegert, ibid., S. 137.. Старые учебники (грамматики, словари и др.) заменяются новыми, более совершенными.

8. Идея всеобщего обучения, начало теории воспитания женщины

Нельзя, наконец, не отметить и некоторых общих педагогических идей, принесенных, или, лучше сказать, оживленных Принесены они христианством. новой эпохой.

С восстановлением ценности самой по себе человеческой личности, в новое время должна была ожить первохристианская идея всеобщего образования или обучения. Правда, и в средние век образование, собственно, мог получить всякий, к какому бы слою общественному он ни принадлежал. Но „возможность для всякого” не то же, что долг и обязанность образования для всех. Последняя мысль получила впервые сознание только в новое время и особенно ярко обозначилась в связи с религиозно-церковной реформацией. С устранением предания, как источника вероучения, хранителем которого была церковь, единственным источником веры оставалось Св. Писание. Всякий мог пользоваться им без посредства иерархической церкви. Но для этого нужно было, чтобы всякий умел читать. Отсюда руководитель реформационного движения Лютер энергично настаивает (в своих посланиях и к немецкому дворянству, и к городским советам) на необходимости всеобщего обучения, чтобы весе были истинными христианами.

В новое время, также, педагогическая мысль обращается впервые специально к вопросам воспитания и образования женского. Впервые появляются педагогические работы, посвященные воспитанию женщины. Это, опять-таки, обусловливалось общим девизом новой эпохи, -- „больше внимания к человеческой личности и индивидуальности!” девизом, общим, по существу, и гуманистическому движению, и реформационному.

Наконец, только в новую эпоху развивается, собственно, педагогическая теория. За все средневековье, в продолжение около тысячелетия, не появилось ни одного, более или менее оригинального теоретика воспитания. Педагогическая теория, которая, обыкновенно, идет впереди практики и прокладывает новые пути последней, в это время как бы не существовала. Освященный обычаем и поддерживаемый интересами церкви, авторитет церковно-педагогической практики должен был подавлять и, действительно, подавлял свежую педагогическую мысль. Нужно было общее протестующее движение против заполнения жизни узкими интересами папства, чтобы мысль человеческая свободно взглянула и оценила церковно-педагогическую средневековую систему. Это движение явилось, и с ним появляется более или менее свободная, т.е. свободно обсуждающая вопросы воспитания и образования, -- педагогическая мысль и плод ее, -- педагогическая теория.

К изложению содержания и развития этой теории мы и переходим.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Педагогические взгляды представителей реформации: Лютер

1. Реформация и гуманизм

В первое время немецкий гуманизм и реформация шли рука об руку. Обоих объединяло отвращение к церковной схоластике и стремление к освобождению личности от средневековых традиций и подавляющего церковного авторитета. Оба искали нового, более свежего образования. Но скоро теологические интересы, возбужденные реформацией, заслонили собой интересы научного, гуманистического образования. К тому же, борьба с католичеством выдвинула на сцену, в качестве сторонников реформами, и своего рода церковно-реформационную чернь, в лице беглых из монастырей монахов. Эти монахи, как сами были невежественны, так не придавали значения и вообще образованию. „Для понимания слова Божия”, говорили они, „нужна не ученость, а сердце и дух” Этот взгляд, вероятно, подсказывался и полемикой с католической церковью, которая, в оправдание упрека, что она держала и держит народ вдали от Св. Писания, ссылалась на необходимость для правильного понимание Слова Божия известного образования, которым владело тогда преимущественно духовенство.. Под влиянием этих обстоятельств, а также и практических соображений, вызванных лютеровским отрицанием церковного католического строя Доселе многие получали образование, чтобы занять какую-нибудь духовную должность и получить хороший приход. Теперь этот мотив отпал. Не удивительно, что многие из родителей и удерживали своих сыновей от дальнейшего образования, пуская их по другой дороге. Тем более что в то время торговля и промышленность процветали и представляли, в житейском смысле, лучшие перспективы. См. Zenz-Frank-Ziegert, ibid., S. 142., университеты быстро опустели, а гуманистические школы стали приходить в упадок В 1524 году в Виттенбергском университет Меланхтон имел на своей лекции о Демосфене всего 4 слушателя. Он жалуется, что „поэзия (т. е. вообще светская литература и наука) юношеством пренебрегается, -- псевдотеологи прогнали муз варварской руганью”. Zenz-Frank-Ziegert, ibid., S. 142.. Так что, казалось, Эразм Роттердамский был прав, замечая (в 1528 г.) о лютеровом деле: „Ubilutheranismus, ibi literarum est interitus”, „где лютерство, там гибель наук” Schiller, ibid , S. 95..

Но такое положение вещей было только временным. Лютер отлично сознавал, что дело церковной реформы не могло быть прочным без фундамента образования. Поэтому уже в 1524 году Т. е. через 7 лет после начала своей реформаторской деятельности (если началом считать 1517 год, когда он выступил против индульгенций). он пишет „Послание ко всем бургомистрам и членам городских советов в немецкой земле” о том, что они должны учреждать и содержать христианские школы. Здесь он нападает на тех, которые говорят: „Что нам пользы учить латинский, греческий и еврейский языки и другие свободные искусства (liberales artes)?” и настоятельно требует изучения языков, как основы религиозного образования. „Если мы”, писал он, „оставим изучение языков, то не только потеряем Евангелие, но и дойдем, в конце концов, до того, что не будем правильно говорить и писать ни по латыни, ни по-немецки”. „Новый церковный строй должен быть основан только на подлинном Слове Божием, но этого нельзя выполнить без знания языков, в которых изложены первоисточники веры” Schiller, ibid., S. 95-96.. Поэтому в 1530 году, -- в „Речи к проповедникам, чтобы они увещевали людей оставлять своих детей в школе”,--Лютер высказывает даже требование понуждать способных детей к посещению латинских (т. е. средних) школ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.