Рефераты. Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах

p align="left">Герои многих рассказов А.П. Чехова, попав в атмосферу мещанства, перестают бороться, действовать, смиряются с жизнью. Примером может служить рассказ «Ионыч». Пошлость среды, в которую попадает молодой врач Дмитрий Старцев, раскрывается не сразу. Чтобы дать представление о жителях города, Чехов знакомит нас с семьей Туркиных, «по мнению местных жителей, самой образованной и талантливой».

Сначала Старцеву нравится у Туркиных. Остроты отца семейства кажутся ему забавными, романы его жены - интересными. Героя восхищают трудные пассажи на рояле их дочери Котика, в которую он даже влюбляется. Старцев мечтает сделать карьеру, мечтает приносить пользу людям. Он ненавидит ложь, лицемерие и все то, что характеризует обывательщину как порок общества.

Но вот прошло четыре года. Мы вновь встречаем Старцева у Туркиных. И опять все те же, что и прежде, остроты отца, бездарные романы о том, чего никогда не бывает в жизни, трудные пассажи на рояле, «которые напоминают камни, сыпавшиеся с высокой горы». Старцев хотя и понимает убожество обывательщины, но смиряется с ней, врастает в нее. За эти четыре года он потерял все, что отличало его от обитателей города. Чехов пишет: «Он закусывал и играл в карты с теми же самыми обывателями, которые раздражали его своей тупостью и сытостью». А любимым его занятием было пересчитывать бумажки, добытые практикой, отвозить в «Общество взаимного кредита» и класть их на текущий счет. Отношение к деньгам выразительно характеризует человека. Множество чеховских персонажей частично, а то и исчерпывающе раскрываются через их непосредственное соприкосновение с рублем или копейкой.

Для Ионыча, пересчитывание купюр стало высшим наслаждением. Теперь его труд можно расценивать как моральное падение.

Чехов во многих своих рассказах на примере профессии врача показал зависимость деловых качеств специалиста от жизненного идеала, которым освещен труд.

Рассказ «Скучная история» повествует о драматичной судьбе профессора Николая Степановича. Герой талантлив, обладает обаянием, юмором, знаниями. Но и его подстерегла «житейская катастрофа». Только на склоне лет Николай Степанович убедился в отсутствии у него четких представлений о смысле жизни и труда. Он понял, что без таких представлений жизнь бессмысленна.

Жизнь многих чеховских героев могла бы сложиться по-иному, но они сами предпочли обывательскую жизнь свободной, смелой деятельности. Писатель в своих произведениях призывает не поддаваться губительному влиянию уродливой среды, не предавать светлых идеалов молодой любви, беречь в себе человека, найти свое дело. «Без труда не может быть чистой и радостной жизни», - говорит герой рассказа «Три года» Лаптев. Любимый труд - великое счастье, в чем и признается чеховский герой Егор Семеныч из произведения «Черный монах».

Драматизм рассказов Чехова часто состоит в том, что люди, в них представленные, даже не понимают бессмысленности своего существования. Вот один из наиболее грустных рассказов «Приданое». Рассказчик трижды, с интервалами в несколько лет, попадает в маленький городской домик. Обитательницы его, мать и дочь Чикомасовы, с утра до ночи шьют приданое для Манечки. Сначала ей девятнадцать лет, потом она - перестарок. Наконец ее уже нет на свете. А мать все продолжает шитье. Замужество становится все большей абстракцией, отговоркой и оправданием в явно бессмысленной работе. Этим женщинам не может прийти в голову вопрос о назначении жизни.

Конечно, «идейный тупик», в котором оказываются чеховские персонажи, характерен для многих людей конца XIX века. Эти годы воспринимались как период безвременья. Но отсутствие четкого мировоззрения - не только вина общества. Это всегда и вина человека.

Смысл жизни никогда не дается в готовом виде. Люди его долго и мучительно ищут, совершая правильные и неправильные поступки.

Действия главного героя рассказа «О любви» определяют его дальнейшую судьбу. Помещиком Алехиным руководят благородные побуждения. Полюбив жену своего товарища, он сам отказывается от счастья с любимой женщиной. И только перед ее отъездом Алехин признается ей в любви, но считает, что их любовь невозможна, ему просто нечего предложить своей возлюбленной. Совершенно ясно, что если бы он не испугался жизни, боролся за свою любовь, это принесло бы счастье не только ему, но и его любимой.

Чеховские рассказы напоминают нам о том, что свою судьбу мы определяем сами, именно мы в ответе за то, что будет в нашей жизни. И удел каждого поколения, каждого человека - заново открывать для себя назначение жизни. Вот почему чеховские уроки нравственности всегда актуальны.

В своих рассказах Чехов затрагивает множество разнообразных тем. Это:

· Тема любви («О любви», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином»);

· Тема деревни, судьбы народа, крестьянства («Мужики», «В овраге», «Новая дача»);

· Тема интеллигенции («Студент», «Ионыч», «Дом с мезонином» и др.);

· Тема детства («Мальчики», «Гриша» и др.);

· Тема смысла жизни («Скучная история», «Приданое», «Кухарка женится», «Событие»).

Это далеко не полный перечень тем рассказов Чехова.

Отношение к миру формируется у человека пока еще неосознанно, с детства, с этого начального этапа духовной биографии всякой личности. Детство…Счастливая пора, когда все видится в добром свете. В рассказах Чехова дети - самые активные защитники справедливости, они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых.

Дети появляются уже в самых ранних произведениях Чехова: гимназист-двоечник в рассказах «Папаша» и «Случай с классиком». Но это пока эпизодические лица.

Цикл «детских» рассказов Чехова начался с рассказа «Кухарка женится» (1885 г.).

Уже самый маленький по возрасту чеховский герой Гриша («Гриша», 1886) интересен своим особым восприятием всего, что он видит вокруг. Ему только 2 года 8 месяцев, он едва умеет говорить, сколько-нибудь сложные фразы застревают у него в горле, но он уже интенсивно познает жизнь.

Мысль ребенка у Чехова и активна и добра.

Нежелание причинять другим боль - импульс настолько сильный, что перед ним блекнет даже такая романтическая затея, как бегство в Америку («Мальчики»). Человечностью и справедливостью освещены и надежды девятилетнего Ваньки Жукова на возвращение в деревню.

Изучая рассказы Чехова, можно отметить их поразительную краткость, емкость, где на малой «площади» широко развернуты характеры героев, показана их связь с социальной средой. Лаконизм - один из художественных принципов Чехова. «Краткость - сестра таланта». Это выражение вошло в сознание современников и следующих поколений писателей. Лаконизм и связанная с ним объективность изображения (то есть, невыраженность) авторского мнения

Достигаются выдвижением на первый план определяющих признаков характера или ситуации, поданных через художественную деталь. В ней намечается подтекстовая мысль.

Сходную с подтекстом функцию выполняет и пейзаж. Особенностью пейзажа Чехова является его непосредственная связь со строем мыслей и чувств героев. Это придает особую лирическую окраску их переживанием и мыслям.

Лиризм прозы Чехова - это скрытое выражение отношение писателя к изображаемому, гуманизм, любовь к жизни, поэтизация прекрасного в человеке, мечта о лучшей жизни, сочувствие страданию.

Рассказы Чехова достигли высшей точки признания: они включены в школьную программу, рекомендованы для чтения детьми и подростками. Как происходит знакомство с чеховскими рассказами, в каком классе оно начинается и какие именно произведения должны быть изучены, мы выясним в следующем разделе.

1.2 Изучение творчества А.П. Чехова в школе

Содержание курса русской литературы изложено в программе по литературе для средних школ, утвержденной Министерством Образования Республики Беларусь. Программой предусмотрено изучение творчества А.П. Чехова в пятых, шестых, восьмых, девятых и десятых классах.

При изучении художественной литературы в 5-8 классах решается множество задач:

· Развитие любви и интереса к чтению художественной литературы;

· Осознание своеобразия литературы как словесного искусства;

· Развитие у школьников эмоционально-образного восприятия литературных произведений;

· Осмысление учащимися нравственного и эстетического воздействия литературы на личность.

Для усиления воспитательного, нравственно-эстетического воздействия литературы на учащихся важно развивать их творческое воображение, способность видеть и представлять нарисованные автором образы и картины, сопереживать герою и автору произведения, формировать умение воспринимать и анализировать социальное, нравственное и эстетическое содержание литературного произведения, интерпретировать мотивы и последствия поступков героев [5, с. 78].

Важнейшие критерии литературного развития школьников- их начитанность, направленность читательских интересов, любовь к художественной книге, постоянная потребность в ней.

С целью расширения читательского опыта учащихся, развития интереса и любви к художественной книге в программе 5-8 классов предложены три списка литературных произведений:

1. для чтения и изучения;

2. для чтения и обсуждения;

3. для дополнительного чтения.

В первый список включен минимум произведений, изучение которых происходит в три этапа (восприятие, анализ, обобщение) и сопровождается устными и письменными заданиями, творческими работами. На их изучение отведено больше половины всего учебного времени.

Произведения второго списка не разбираются подробно, а обсуждаются в процессе беседы, диспута в классе, предлагаются для письменного или устного отзыва о них. Предметом рассмотрения здесь может стать герой, композиция, проблема или своеобразие сюжета.

Третий список рекомендательный. Он предусмотрен для самостоятельного чтения, индивидуальной работы, внеклассных мероприятий.

В программу включены те произведения А.П. Чехова, которые наиболее доступны юным читателям. Учтены возрастные особенности учащихся, своеобразие восприятия ими художественных текстов. Отображенные программой произведения дают возможность привлечь внимание учащихся нравственной проблематикой, расширить жизненные впечатления, способствовать формированию художественного вкуса. Основная же задача учителя русского языка и литературы - пробудить живой интерес к произведениям А.П. Чехова.

В 5 классе изучается творчество А.П. Чехова в разделе программы «Писатели о детстве» в списке «для чтения и обсуждения». Вниманию школьников и учителей предлагается рассказ «Мальчики». Изучению его посвящено два часа. Рассказ позволяет заглянуть в живую, много красочную картину детской жизни. В ней показаны интересы, характеры и судьбы детей. На этом материале особенно продуктивно формируются личностное отношение учащихся к изображенным событиям, героям, ко всему произведению.

В программе указано, какие теоретические знания должны усвоить ученики. В 5 классе рассматривается попутно с творчеством Чехова понятие «рассказ», начальное понятие сюжета.

В 6 5 лассе творчество Чехова изучается в разделе «Из русской литературы XIX века» в списке «для чтения и изучения». Программа предлагает рассказ «Хамелеон», для изучения которого отводится два часа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.