Рефераты. Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах

ассказ Чехова всегда вызывал интерес у художников-иллюстраторов. На рисунке Кукрыниксов изображен момент, когда Очумелов выясняет, что произошло в дровяном складе купца Пичугина и «по какому это случаю» на площади собралась толпа: указывая пальцем на щенка спрашивает: "Чья это собака?.. Шинель еще надета на полицейском надзирателе, а грозное выражение лица его говорит о его уверенности в собственной власти над обывателями. На иллюстрации В.М. Бескаравайного запечатлен другой эпизод рассказа: когда вторично возникает версия, что собака генеральская. Об этом можно догадаться по тому, что шинель на Очумелова не надета в рукава, наброшена на плечи, значит, уже прозвучали его слова: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… что-то ветром подуло… Знобит…» Паузы в этом монологе соответствуют жесту, изображенному художником: Очумелов держится рукою за подбородок, раздумывая, как поступить и к какому мнению склониться. Лицо его выражает сомнение и растерянность.

II. Закрепление

Подводя итоги обсуждения вопросов, поставленных на уроке, сделаем некоторые выводы, расставим нравственные акценты.

По словам Корнея Чуковского, два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными. Итак, в центре рассказа «Хамелеон» - полицейский надзиратель Очумелов. Он оказался между двух огней: должен окончательно решить, бродячая ли собака укусила Хрюкина или все-таки генерала Жигалова.

- Какие качества своей души Очумелов проявил по отношению к золотых дел мастеру Хрюкину, да и ко всей собравшейся толпе?

- Как можно определить отношение Очумелова к генералу Жигалову, его брату и даже его собаке?

- А какое же качество у Очумелова отсутствует напрочь?

- Постарайтесь одним словом определить суть поведения Очумелова в запечатленной Чеховым сценке. Только ли для чеховского героя характерно такое поведение?

Хамелеонство выражается в следующих чертах:

- по отношению к Хрюкину: грубость, надменность, самомнение, заносчивость, высокомерие, спесивость;

- по отношению к генералу: подхалимство, угодничество, чинопочитание, самоуничижение, льстивость, пресмыкание, раболепство, заискивание;

- по отношению к самому себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.

(Итоги оформим в виде таблицы, которая заполняется по ходу ответов на вопросы.)

III. Домашнее задание

В качестве домашнего задания предложим ребятам письменно ответить на вопрос: «Сколько хамелеонов вы видите в рассказе Чехова? Обоснуйте свое мнение»

Этот урок построен на групповых занятиях, кроме того, в нем велика часть самостоятельной работы учеников. Учитель лишь направляет их в процессе творческого поиска, к нужным выводам ребята приходят сами на основе текста. Урок интересен такими приемами, как сопоставление иллюстраций, демонстрация слайдов, оформление результатов и выводов в виде таблицы. В дополнение к этому в уроке используются компьютерные технологии. Все это позволяет признать, что подобный урок может быть поставлен в один ряд с лучшими разработками методистов России и Беларуси.

Заключение

Чехов дорог нам своими высокими этическими принципами. В своих произведениях он не только показывал, каким не должен быть человек, но и давал почувствовать, каким бы он хотел видеть человека. Высмеивая жестоких, несправедливых, эгоистичных, ограниченных людей, писатель высказывал мечту о людях, справедливых, свободных, нравственно красивых, живущих широкой общественной жизнью. Сам труженик, он своими произведениями стремился воспитать любовь к созидательному труду, непримиримый враг пошлости, рабства, он учил уважать человеческое достоинство, быть правдивым, честным, духовно свободным.
Для нас дороги также постоянные искания Чехова. Он не останавливался на достигнутом. Требовательный, взыскательный к себе художник настойчиво изучал жизнь, людей, много и тщательно работал над своими произведениями, отшлифовывая их содержание и форму. Превосходный знаток русского языка, он находил точные, ясные, простые слова для выражения в своих художественных произведениях глубокого содержания.
В данной работе было осуществлено исследование курса рассказов Чехова в средних и старших классах, основных путей работы с учащимися, направленности работы педагога. Были решены следующие задачи:

· Выяснено, что основными особенностями рассказов Чехова являются: лаконизм изложения, краткость, точность, внешняя развлекательность при глубокой нравственной проблематике;

· Рассмотрено содержание школьного курса творчества Чехова. Рассказы Чехова изучаются в средних и в старших классах, что определяет разнообразие форм и приемов работы на уроках русской литературы (в старших классах имеет место более глубокий анализ произведений, изучение биографии автора);

· При изучении рассказов Чехова в школе может использоваться огромное количество форм и приемов работы, от таких известных и традиционных, как рассказ учителя, фронтальный опрос, работа с иллюстрациями до таких нетипичных, как работа с компьютерами, создание речевого портрета, фантазия на тему по рассказу и т.д.

· Проведено знакомство с опытом работы могилевских педагогов (Горбуновой Н.Н., Исаевская М.Г. и т.д.), проведены опросы в средних школах города Могилева (сш №8, 22, 43, 35 и т.д.).

Таким образом, цели данного исследования можно считать частично достигнутыми. Однако в разработке данного направления намечаются перспективы, в основном связанные с исследованием драматургии Чехова в школе, развития темы внеклассной работы по творчеству А.П. Чехова и т.д.

Как уже говорилось выше (опросы, проведенные автором данной работы, это подтверждают), во многих случаях ученики воспринимают лишь внешнюю, развлекательную сторону рассказов Чехова. Нравственная же проблематика, которая поднимается в рассказах, ускользает от их понимания. Таким образом, основной задачей учителя становится донести до учащихся всю смысловую ценность произведений русского классика.

В заключение работы, хотелось бы привести несколько фрагментов из проведенных опросов учащихся средних школ города Могилева. Ученикам 6 и 10 классов был задан вопрос «В чем вы видите ценность рассказов Чехова». Ответы показали, что ученики в основном хорошо осознают то, чем ценен русский классик не только для молодых читателей, но и для известных литературоведов. Ответы были такими:

· «Чехов дорог нам своей горячей любовью к Родине, к своему народу, своим стремлением помочь им пером художника» (Юля Т., 6 кл.);

· «Произведения Чехова дороги нам широтой и глубиной постижения автором жизни» (Алексей О., 6 кл.);

· «Перед читателем проходят картины русской природы, люди различных профессий, возрастов, психологии» (Александра Ю., 10 кл.);

· «Чехов учит нас наблюдать природу, проникать в душевный мир человека» (Владимир С., 10 кл.);

· «Не стремясь выдумывать необыкновенное, он пишет о простых жизненных явлениях, о незначительных событиях, но в этих будничных эпизодах раскрывается перед нами сама жизнь» (Ольга М., 10 кл.).

Приложение 1

Урок по рассказу А.П. Чехова «Хирургия»

На стене Московского Дома-музея А.П. Чехова, к которой ведут три невысокие ступеньки, висит мемориальная доска «Здесь жил с 1886 по 1890 год великий русский писатель А.П. Чехов» (на классной доске - фотография этого дома-музея). Эта большая мраморная доска с золотыми буквами, естественно, затмевает едва приметную, прибитую к двери, чугунную табличку, на которой написано: Докторъ Чеховъ. Именно так я и решила назвать урок. Профессия врача не могла не отразиться на его литературном творчестве. Врач «выглядывает» из многих его рассказов. Поработаем над одним из таких рассказов - «Хирургия».

Детали мира вещей играют двойную роль у Чехова: они служат для описания быта и раскрывают переживания героев, их состояние. Вот пример из рассказа «У знакомых»: «Он… вдруг вспомнил, что ничего не может сделать для этих людей, решительно ничего, и притих, как виноватый. И потом сидел в углу молча, поджимая ноги, обутые в чужие туфли». А в начале рассказа эти самые туфли были просто старые домашние туфли хозяина, герой чувствовал себя в них очень удобно и уютно.

Есть такая деталь мира вещей и в рассказе «Хирургия». Давайте проведем небольшую викторину. Что вынимает дьячок из красного платочка и с поклоном кладет перед фельдшером?

Просфору (называют дети). Иначе ее еще называют просвирка - белый круглый хлебец, употребляемый для причастия. Кто ее съест - на того сходит божья благодать. Как же помогает понять настроение героя, его психологическое состояние эта деталь?

- Вспомните фамилию дьяка, который пришел вырвать зуб.

Вонмигласов. Фамилии у Чехова вовсе не случайные. Они «говорящие», то есть что-либо сообщают нам о носителях этой фамилии. Есть у Чехова генерал-майор Булдеев, полицейский надзиратель Очумелов и т.д. Говорит ли о чем-нибудь фамилия Вонмигласов? (Дети высказывают предположения: вон глас, голос; вон глаз.)

Объясняю ученикам: Вонмем! - это возглас, призыв во время церковной службы, означающий на церковно-славянском языке внимайте. Вслушайтесь: вонмем, внимание, внимайте… Верно - слова одного корня. Фамилия эта говорит о том, что владелец ее имеет отношение к церкви.

- А фамилия Курятин? Куриная слепота, мокрая курица - вот ассоциации, которые она вызывает. О каком человеке говорят «мокрая курица?» - О жалком. Чехов очень тяжело переживал невежество своих коллег, он писал: «Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким». А случайна ли фамилия Египетский? Подумайте!

Третье задание нашей викторины: назовите отрицательную черту, присущую герою рассказа «Толстый и тонкий», а также и Курятину.

- Правильно: чинопочитание. Сам Чехов никогда не смотрел на социальное положение больного. Его учитель, профессор Захарьин говорил об этом: «Врач должен быть независим не только как поэт, как художник, но выше этого как деятель, которому доверяют самое дорогое - здоровье и жизнь». Антон Павлович шутил но поводу своей клиентуры: «…лечу в аристократических домах. Например, сейчас иду к графине Келлер лечить… ее повара, а к Воейковой - лечить горничную».

Есть еще одна черта характера, близкая чинопочитанию. Человека, приспосабливающегося к обстоятельствам и извлекающего из этого выгоду, называют так, как назван один из рассказов Чехова. О каком рассказе я говорю?

Молодцы. Конечно, о «Хамелеоне».

Хамелеонство - такое название получило поведение человека, который меняет его в зависимости от того, с кем он имеет дело. Встречаемся ли мы с хамелеонством в рассказе «Хирургия»?

В рассказе фельдшер Курятин дважды дает определение одному понятию, и всякий раз по-разному. О каком понятии и определениях идет речь?

Молодцы! Итак: в одном случае «Хирургия - пустяки», в другом «Хирургия - дело непростое», «Хирургия - не шутка». Почему такое противоречие?

И последний вопрос: назовите псевдоним художников, которые иллюстрировали рассказы Чехова.

Кукрыниксы. (Учитель может рассказать о художниках.) Показываю иллюстрации к рассказу «Хирургия». Какую надпись сделаем мы к этой иллюстрации? Можно использовать цитату из художественного текста.

Вот и завершилась викторина. (Любой учитель «соберет» ее сам.) Но урок продолжается.

- Чехов был хорошим доктором. Доказательство тому и заполненная им «История болезни», сохранившаяся до наших дней. Чехов эти истории называл «Скорбными листами». Попробуем-ка мы с вами составить такой «Скорбный лист» на героев рассказа «Хирургия». Итак, какой диагноз мы поставим героям этого рассказа? (На доске записываем: Диагноз: болезнь безнравственности.)

- О каких ее симптомах поведал писатель? (Признаки: невежество, чинопочитание, хвастовство, грубость.)

- Можем ли мы назвать причины заболевания? (Причины заболевания - низкий уровень воспитания, образования, культуры, медицины.) Вспоминаем «Лошадиную фамилию», о знахарях. Антон Павлович, когда хотел дать отрицательною характеристику человеку, писал: «Он ничего не делал, ничего не знал, занимался знахарством».

Размышляем, думаем о лекарстве против болезни, об ее профилактике. (Дети говорят: учеба, культура, знание своего дела, самовоспитание, анализ своих поступков.)

- Доктор Чехов лечил не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором Ведь все вы знаете, что смех не только продлевает нам жизнь, он лечит многие пороки Когда вы смеялись, читая Чехова?

Медицина подарила миру многих писателей: Ф. Рабле, Ф. Шиллера, М. Булгакова. Случайно ли это? Есть ли общее между профессиями врача и писателя?

- Вы правы: между ними есть связь. Французский писатель Андре Моруа говорит об этом так: «…и те и другие относятся к человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забывают о себе ради других людей».

Антон Павлович скромно предполагал, что его будут читать шесть, от силы семь лет. Прошли десятилетия… Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают, пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: «Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу Чехову». (На классной доске - фотография памятник Чехову).

Встречи с другими рассказами Чехова у нас еще впереди. [15, с. 145-147]

Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»

Работа над рассказом Антона Павловича Чехова проходит на сдвоенном уроке, учащиеся приходят на занятие, предварительно познакомившись с текстом.

В начале урока предлагаю вниманию детей фотографию Чехова и спрашиваю каким представляется им писатель по этому снимку. По их мнению, это человек добрый, скромный, внимательный. Затем ученики слушают 2-3 отрывка из первой главы книги К. Чуковского «О Чехове», которые заранее готовят дома, приходят к выводу: Чехову была свойственна такая черта характера, как чувство юмора.

Ученики записывают в тетрадь слово юмор и затем с помощью «Толкового словаря» и «Словаря литературоведческих терминов» выясняют значение этого понятия, подчеркивают ключевые слова, определения:

Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо. В художественной литературе произведения, в которых отражается смешное в жизни, возникающее в результате несоответствия цели и средств, выбранных для ее достижения, несоответствия действий и результата, ими достигнутого.

Теперь организуем поисковую работу, цель которой - проследить, как проявляется юмор в рассказе Чехова. Класс делится на группы по 3-5 человек, каждая получает задание.

Задание 1. Найдите моменты в рассказе «Лошадиная фамилия», которые делают его смешным.

Задание 2. Вспомните элементы сюжета в повествовании. Каков сюжет рассказа «Лошадиная фамилия»? Начертите его схему. Что смешного в сюжете рассказа Чехова?

Задание 3. Проанализируйте речь героев, особенно приказчика. Что в ней вызывает смех читателя?

Задание 4. Составьте список фамилий, которые подбирали герои рассказа, чтобы найти лекаря.

Задание 5. Найдите портреты героев, которые являются источником смешного. Задание 6 (для художников). Сделайте иллюстрацию к самому смешному эпизоду в рассказе.

Задание 7. Найдите в рассказе слова автора, которые передают его отношение к героям и событиям.

При обсуждении заданий учитель делает логические переходы от одного ответа к другому, формулирует вместе с детьми выводы, говорит о том, что ученики должны записать в тетрадь. 2, 4, 6 группы выносят итоги своей работы на доску.

Рассказ Чехова юмористический, поэтому в нем много эпизодов, которые делают рассказ смешным. Учащиеся находят несколько таких моментов: приказчик забыл фамилию лекаря; генерал после долгих уговоров соглашается лечиться заговором; Иван Евсеич говорит, что лекарь заговаривает зубы по телеграфу; в неожиданной ситуации приказчик вспомнил фамилию, но она оказалась не лошадиной.

Источником смешного в рассказе являются не только отдельные эпизоды, но и сам сюжет, в частности: развитие действия, когда все придумывают лошадиные фамилии, и особенно развязка, описывающая, как Иван Евсеич вспомнил фамилию и как генерал отреагировал на его сообщение.

Делая рассказ смешным, Чехов проявляет неистощимую изобретательность. Он использует общеизвестные поговорки («его каждая собака знает»), к известным фразеологизмам прибавляет новые слова («пошепчет, поплюет - и как рукой», «заговорил зубы - первый сорт»), переосмысливает известные крылатые слова («тут не только что к акцизному, но и к черту депешу пошлешь»).

Ученики находят 40 лошадиных фамилий, придуманных героями рассказа, называют среди них самые неправдоподобные.

Смешным рассказ делает не только поведение героев, но и их портреты, особенно описание внешности приказчика, когда он старается вспомнить фамилию лекаря.

Добродушно высмеивая своих героев, Чехов отмечает в поведении Ивана Евсеича детали, которые делают его смешным: Он «тупо поглядел на доктора», «дико улыбнулся», «побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака».

Готовя иллюстрации к уроку, многие ребята изобразили, как в дверь и окно комнаты заглядывают дети и взрослые, называя лошадиные фамилии.

Прекрасное знание жизни, глубокое понимание людей, их поведения, неистощимая фантазия позволили Чехову дать этот любимый многими читателями рассказ. Смех Чехова добродушный, но, и смеясь, писатель предъявляет к людям высокие требования, одновременно понимая и сложность жизни, и слабость человеческой натуры.

На последнем этапе урока я спрашиваю у ребят о том, что они взяли с сегодняшнего занятия. Ученики говорят, что открыли для себя Чехова-человека, научились отличать юмористические произведения, увидели в рассказе то, чего не заметили при первом домашнем чтении, поняли, какими средствами Чехов сделал свой рассказ смешным.

Шестиклассникам нравится такая организация урока: каждый может показать себя, получить в случае необходимости помощь от товарищей или учителя. А самое главное для детей, что они работают и общаются, участвуют в разных видах деятельности. [16, с. 145-147]

Сноски

1. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова. - М., 1986;

2. Русская литература: учебное пособие для 11-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения с 11-летним языком обучения / Мищенчук Н.И., Потолков Ю.В. и др.; под ред. Мищенчука Н.И. и Мушинской Т.Ф. - Мн., 2006;

3. Э.С. Полоцкая. Пути чеховских героев. - М., 1983;

4. Л.М. Цилевич. Сюжет Чеховского рассказа. - Рига., 1976;

5. Программа для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения с 12-летним сроком обучения. Русская литература. - Мн., Национальный Институт образования, 2007;

6. М. Семанова. «Чехов в школе». Ленинградское отделение Учпедгиза, 1954 г.;

7. Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов. - М., 1987;

8. А.П. Чехов. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том I. - М., 1978;

9. Изучение литературы в 7 классе. Методическое пособие для учителя. Под ред. члена-корр. РАО В.Г. Маранцмана. - М., 2002;

10. П. Бессонов. Калеки перехожие, ч. I. - М., 1961;

11. И.А. Ажгирей. Изучение рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» в 6 классе: языковая характеристика и литературный портрет // Народная асвета. - 2001, №5;

12. Зильберман Т.В. Рассказ А.П. Чехова «Толстый тонкий». 6 класс // Литература в школе. - 1997, №1;

13. Артамонова А.А. Работы с цветом на уроках русской литературы // Русский язык и литература. - 2001, №3;

14. Рубчик Б.И. Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы // Уроки литературы. - 1998. - №11;

15. Щербакова Е.А. Урок по рассказу А.П. Чехова «Хирургия». 6 класс // Литература в школе. - 1997. - №1;

16. Баенова Т.А. Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». 6 класс // Литература в школе. - 1997. - №1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.