Рефераты. Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах

группа.

Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.

· Есть ли в тексте рассказа портрет Очумелова? Какая деталь внешности заменяет ее? Сколько раз она повторяется?

· Чей портрет в рассказе дан более подробно?

· К каким выводам вы пришли?

2 группа.

Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.

· Проанализируйте фамилии героев. Заключена ли в них авторская оценка? Какая?

· Сколько раз в тексте употребляется слово закон? Кто его произносит?

· Что такое закон для Хрюкина? Как помогают ответить на этот вопрос его слова: «у меня у самого брат в жандармах…»? Что такое закон для Очумелова?

3 группа.

Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.

· Чья речь преобладает в диалоге? Как вы думаете, почему?

· Проследите по тексту рассказа, как ведет себя Очумелов. От чего это зависит?

· Почему рассказ называется «Хамелеон»?

6) Подведение итогов. Рефлексия.

- Почему рассказ «Хамелеон» - это анекдот о приспособлении без чести и совести?

- Что каждый из вас понял? Чему научился? Что стало для вас открытием? (2-3 мин., затем работы заслушиваются)

Домашнее задание: напишите юмористический рассказ, используя «говорящие» фамилии, детали, характеризующие героев.

Из особенностей проведенного урока хочется отметить использование таких приемов как инсценировка эпизода рассказа, создание иллюстраций, а также сочетание групповой и индивидуальной работы. Таким образом при внешней простоте и использовании сравнительно простых форм и приемов урок получается интересным и насыщенным.

Однако учителя г. Могилева обращаются и к более сложным формам работы, включающими широкое использование средств наглядности, а иногда и компьютерных технологий. Автор данной работы мог наблюдать такой урок, проведенный в школе №8 (учитель Исаевская М.Г.)

Урок 2. Использование компьютерных технологий на уроке по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»

Цели урока:

· обучающая: продолжать формировать умения анализа эпического произведения; учить пониманию роли художественной детали в произведении;

· развивающая: стимулировать у каждого учащегося желание проявлять инициативу, учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно;

· воспитательная: формировать у учащихся понятие о чувстве собственного достоинства.

Оборудование: портрет А.П. Чехова; выставка иллюстраций разных художников к рассказу «Хамелеон»; карточки с заданиями для групп.

Педагогическая технология: технология коллективной мыследеятельности (класс разделен на группы, каждая из которых садится за отдельный стол).

Предварительное индивидуальное домашнее задание: выяснить в словаре литературоведческих терминов значение понятия «художественная деталь».

Эпиграф к уроку: «Два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными» (К.И. Чуковский).

Ход урока

I. Изучение нового материала

1. Продолжая разговор о рассказе «Хамелеон», отмечаем, что в композиции любого произведения важная роль принадлежит так называемым художественным деталям. Просим ученика, работавшего дома со словарем литературоведческих терминов, дать определение этого понятия (до урока ученик записывает определение на доске). Итак, художественная деталь - выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку; деталь используется для того, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

- Прочитайте первое предложение рассказа и ответьте на вопрос: какая из упомянутых в нем деталей встретится в произведении еще не раз?

Ответ, конечно, затруднений не вызывает - это шинель:» Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке»

- Сколько же раз в таком маленьком рассказе будет упомянута эта шинель?

Несложный арифметический подсчет показывает: четыре раза! Следовательно, эта деталь для автора очень важна.

2. Организуя работу в группах, предъявляем вопросы, ответы на которые помогут понять, какую же именно роль в рассказе играет шинель Очумелова. Группы получают карточки со следующими вопросами:

1) Почему, давая портрет Очумелова, Чехов не упоминает ни о какой другой детали одежды полицейского надзирателя, кроме шинели?

2) О чем нам говорит такая подробность, что шинель у Очумелова новая (обратите внимание на то, в какое время года происходят описываемые в рассказе события)?

3) Как вы думаете, как именно надета на Очумелова шинель - расстегнута она или застегнута на все пуговицы?

Предполагаемый результат работы групп.

Итак, прочитано только первое предложение рассказа. Что же мы узнали?

Во-первых, действительно, описывая полицейского надзирателя, автор не только не упоминает о каких-либо других деталях его одежды, но и вообще ничего не говорит о его лице, цвете волос, других, казалось бы, необходимых компонентах портрета. Мы как бы «не видим» лица Очумелова, шинель - это все, что читатель знает о его внешности. Следовательно, перед нами не человек, а чин, и именно это в нем главное! Во-вторых, на дворе - лето (в руках у городового - решето с конфискованным крыжовником), почему же полицейский надзиратель идет в шинели? Возможно, ответ в том, что шинель - новая, то есть в этот чин Очумелов, скорее всего, произведен недавно, поэтому его еще греет сознание «высоты» собственного положения. А поскольку символом власти полицейского надзирателя является шинель, то ее хозяин согласен претерпеть жару. В-третьих, вероятно, шинель все-таки расстегнута: трудно представить, что после слов Очумелова: «Генерала Жигалова? Гм!. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко!» - городовой, держащий в руках решето с крыжовником, прежде чем снять шинель со своего начальника, будет ее сначала расстегивать. Почему нам важно было выяснить этот факт? Очумелов, отправляясь на обход базарной площади, чувствует себя среди обывателей хозяином, властью, перед которой трепещут «хрюкины» и им подобные.

Таково положение вещей к началу развертывания сюжета рассказа.

3. Теперь нас будет интересовать момент, когда очумеловская шинель опять окажется в центре повествования. Вновь обращаемся к групповой форме работы, на которую отводим 5-6 минут.

Вопросы и задания для групп.

1) Подготовить выразительно чтение по ролям фрагмента рассказа со слов:» ПО какому случаю тут?» до слов:» Знаю вас, чертей!»

2) Какие слова стали для Очумелова сигналом для изменения «окраски», то есть отношения к щенку? Почему? Внутренние или внешние изменеия происходят в этот момент с полицейским надзирателем?

3) Как и с помощью каких языковых средств автор добивается комического эффекта в этом эпизоде (обратите внимание на характер языка Очумелова)?

Предполагаемый результат работы групп.

Итак, виновник «беспорядка», случившегося на базарной площади, - борзой щенок, укусивший за палец золотых дел мастера Хрюкина. Стремясь навести надлежащий порядок, полицейский надзиратель разражается потоком ругательств в адрес предполагаемого владельца щенка: «Я этого так не оставлю. Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!», называет его (владельца) мерзавцем и обещает показать ему «кузькину мать». И именно в этот момент кто-то из толпы предполагает, что собака, «кажись, генерала Жигалова!». Эти слова и послужили сигналом для тех перемен, что произошли с только что упивавшимся своей властью Очумеловым. Он, в полном соответствии со своей говорящей фамилией, буквально очумел от услышанного! Ведь если хозяин щенка действительно генерал Жигалов, то все, что до этого полицейский надзиратель говорил в адрес владельца собаки, сказано о генерале. О генерале! Следовательно, он, Очумелов, чинов не признает и не почитает, и это слышали все, собравшиеся на площади! Такие или подобные мысли, видимо, вихрем пронеслись в голове Очумелова за те несколько секунд, что прошли после реплики из толпы. Небольшая запинка - и звучит знаменитая фраза: «Сними-ка. Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко!» И жарко, конечно, не от солнца. Интересно выяснить, внешние или внутренние изменения происходят в этом эпизоде с полицейским надзирателем. Внутреннее его перевоплощение мы можем проследить по тексту. Но, думается, имеем полное право предположить, что изменился и внешне: покраснел от волнения или побледнел от испуга. Кроме того, «не исключено, что цвет его шинели и кителя отличался друг от друга хотя бы оттенком, хотя бы чуть-чуть. Действительно - хамелеон!

Комический эффект ситуации Чехов усиливает и за счет речевой характеристики персонажа. Внешне рассказ построен как диалог, но на самом деле в нем преобладает монологическая речь Очумелова, и именно речевое мастерство автора помогает нам до конца понять социальную суть и комизм хамелеонства. Язык Очумелова чисто полицейский, «жандармский», в нем постоянно звучат обороты из официальных уложений и приказов: «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям…», «Он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот…», «А собаку истребить надо». Особого эффекта Чехов достигает тем, что в речи Очумелова канцеляризмы, порой в одном предложении, соседствуют с противоречиями и вульгаризмами:» Как отштрафуют его, мерзавца…», «Я ему покажу кузькину мать…», «Знаю вас, чертей!»

4. Наконец, предлагаем группам еще один ряд вопросов и заданий:

1) Сколько раз на протяжении рассказа меняется состояние Очумелова? Как в этих переменах отражается сущность его характера?

2) Как по ходу развития действия изменяется наименование шинели? Когда и почему это происходит?

3) Сопоставьте иллюстрации к рассказу Чехова «Хамелеон» художника В.М. Бескаравайного и художника Кукрыниксов. Какие эпизоды рассказа на них запечатлены? Как вы об этом догадались?

Результаты работы групп:

Сюжет «Хамелеона» развивается стремительно и динамично. Внешне движение действия выражается в быстрых и контрастных сменах состояния Очумелова. В результате наблюдения над текстом первая группа приходит к выводу, что в рассказе содержится шесть таких смен интонаций, от начальственно - повелительных до рабски - трусливых. Первоначальное безапелляционное, «законное» решение - уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем по воле реплики из толпы, что собака «кажись, генерала Жигалова», виновным оказывается Хрюкин, а собака берется Очумеловым под защиту как генеральская. Звучит замечание городового, что собака «не генеральская. У генерала таких нет», - и новый сдвиг в настроении полицейского надзирателя: вновь он требует собаку «истребит», вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. Новые сомнения городового - и еще одна перемена Очумелова: «Собака - нежная тварь… а ты, болван, опусти руку!» Появление генеральского повара возвращает Очумелова к исходной позиции: собака бродячая, «истребить, вот и все». Окончательная версия - собака «генералова брата, что намеднись приехал»: «Я еще доберусь до тебя!» - обещает Очумелов Хрюкину.

Приходим к выводу, что сущность характера Очумелова заключается в том, что правда и справедливость для него не имеют никакого значения: кто сильнее, тот и прав! Полицейский надзиратель потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, него бросает то в жар, то в холод.

Снова возвращаемся к шинели как к детали, организующей развитие действия рассказа. Повторим, в начале повествования шинель - символ власти полицейского надзирателя над обывателями. В те моменты, когда выясняется, что щенок все-таки генеральский, городовому Елдырину приходится то снимать со своего начальника, то надевать на него всего лишь навсего пальто. Чинопочитание и самоуничижение Очумелова тут же отражается на его отношении к символу собственной власти. Права шинели одеянию Очумелова снова возвращаются автором в завершающем предложении рассказа: полицейский надзиратель одерживает верх над ситуацией, после сомнений и шатаний «восстанавливает» (в глазах толпы обывателей) «справедливость» и свое право на «власть».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.